Теория психоанализа (Фрейдизм)

Административная школа менеджмента.

Научная школа менеджмента.

Теория гуманистической психологии.

Бихевиоризм.

Теория психоанализа (Фрейдизм)

Административная школа менеджмента.

Научная школа менеджмента.

Тема 1.Эволюция менеджмента.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны научной школой под руководством Ф.Тейлора (1856-1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и послужило началом развития школы научного правления.

Благодаря этому направлению менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своей работе «Управление фабрикой» - Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движения рабочего с помощью хронометража.

Его основополагающие принципы управления состоят в: «если я могу на научной основе отобрать людей. Подготовить их, предоставить стимулы и соединить воедино, тогда я смогу получить производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой». Ф.Тейлор разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику научные подходы отбора персонала, расстановки и стимулирования персонала. Величайший его вклад в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Анри Файоль (1841 – 1925) разделил весь процесс управления на 5 функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство(мотивация) и контроль. На базе учения А.Файоля было сформулировано понятие организационной структуры фирмы.

Разработанные А.Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления- администрирование (отделение административной функции от исполнительной).

Суть разработанных принципов управления сводится к следующему:

· Разделение труда;

· Авторитет и ответственность власти;

· Дисциплина;

· Единство руководства;

· Единство распорядительства;

· Подчинение частного интереса общему;

· Вознаграждение за труд:

· Баланс между централизацией децентрализацией власти;

· Координация менеджеров одного уровня;

· Порядок;

· Справедливость;

· Доброта и порядочность;

· Устойчивость персонала;

· Инициатива

Данные принципы актуальны и для современного предприятия.

Основоположник – Зигмунд Фрейд (1859-1939). Он предложил рассматривать психику личности в разделе 3-х структурных элементов:

· Супер-Эго (сознательное в человеке)

· Эго (подсознательное)

· Ид (бессознательное)

Супер-Эго – мораль человека, все хорошее, что в нем заложено родителями и другими институтами.

Антиподом выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль – «это кипящий котел институтов, отраслей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и комплексы.

Регулятором поведения выступает Эго. Его основная функция – поддерживать равновесие между Идом и Супер-Эго.

Способы психологической защиты личности:

· Вытеснение. В области бессознательного вытесняется вся неприятная и отрицательная информация, либо чувства.

· Перенесение. Заключается в том, что человек переносит свои чувства и ощущения на других людей (встать на место другого человека).

· Сублимация. Данный метод защиты основывается на том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижима. При этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение.

· Рационализация – поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

Альфред Адлер – ученик З.Фрейда. Одним из важнейших принципов в теории Адлера является теория о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности, которое берет свое начало в детстве. Ребенок переживает длительный период зависимости от родителей ® вызывает глубокие переживания по сравнению с другими членами семьи.

Эрих Фромм (1900-1980).

Классификация типов личности: здоровые (продуктивные типы) и нездоровые (непродуктивные).

Нездоровые, в свою очередь, делятся на:

А)рецептивный – характерен для людей, которые убеждены, что источник всего хорошего находится вне их самих. Поэтому они так пассивны, доверчивы, сентиментальны.

Б)эксплуатирующий – люди такого типа берут все, что им нужно силой или изобретательностью, неспособны к творчеству, заимствуют все у других. Им присущи уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

В)накапливающий – основная забота таких людей накопить как можно больше благ, как материальных, так и духовных. Очень консервативен.

Г)рыночный – они считают, что личность – это товар, который можно обменивать, продавать. Очень сильно заботятся о своей внешности, заводят только нужные знакомства, щедрые, любознательные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: