Организация как система

Организация как система.

Сущность организации.

Современные школы менеджмента.

1.Количественный подход.

2.Процессный подход

3.Системный подход.

4.Ситуационный подход.

1. в основе- математические подходы: методы математического регулирования процессов обработки и принятия решений; алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений; теория игр; количественные и прикладные модели абстрактных явлений (модели баланса затрат и выпуска продукции, модель развития НТ и экономического развития предприятия)

2. Предложен представителями административной школы, которые пытались определить функции менеджмента, однако они рассматривали эти функции как независимые. Процессный подход предполагал их взаимосвязь.

3. Организация рассматривается как определенная система, открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем. Это образ мышления осмысления человека по отношению к организации.

Система – это целая, состоящая из элементов взаимозависимых и связанных между собой.

Подсистема- это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

4. Представляет собой набор конкретных обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время.

Данный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными обстоятельствами для того, чтобы достичь цели организации более эффективно.

Тема 2: Организация как сложная управленческая система.

1. Сущность организации.

Организация (от лат. Organize) – делать что-то сообща, стройный вид, организовывать.

Слово имеет двоякое значение: процесс, явление.

Явление- совокупность элементов взаимозависимых и

взаимосвязанных между собой, объединенных для реализации целей или программы на основании общих правил и процедур.

Процесс- совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей частей целого.

Классификация организаций. Рис.

Общие черты организации:

1. Наличие хотя бы одного человека.

2. Наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей, интересов человека и общества в целом.

3. Наличие прибавочного продукта в различных формах (материальная, духовная, информационная).

Основные ресурсы организации:

1. Потенциал работников.

2. Финансы;

3. Техника, оборудование;

4. Здания, сооружения;

5. Материалы, сырье;

6. Информация.

Система- это целое, состоящее из частей или элементов для целенаправленной деятельности. У любой системы есть признаки:

· Наличие элементов;

· Наличие связи между элементами;

· Единство главной цели для всех элементов;

· Целостность и единство элементов;

· Структура и иерархичность;

· Относительная самостоятельность;

· Четко выраженное управление.

Система может быть очень большой, поэтому ее целесообразно поделить на подсистемы- это автономия внутри системы. (отдел, подразделение).

· Экономические подсистемы;

· Технические подсистемы;

· Организационная подсистема;

· Информационная подсистема.

Свойства системы:

1. стремится сохранить свою структуру (закон самосохранения)

2. имеет потребность в управлении

3. существует зависимость от свойств, входящих в систему элементов: система может обладать свойствами неприсущими ее элементам и наоборот.

У любой системы имеется входное воздействие и выходной результат.

Классификация систем.

1.- техническая

-биологическая

-социальная

Техническая- совокупность оборудования, станков и так далее, то есть всех работоспособных изделий, имеющих инструкцию для пользователя. Набор решений ограничен.

Биологическая- флора и фауна. Набор решений- многогранен.

Социальная- человек в системе. Набор решений отличается динамизмом и непредсказуемостью.

2. а) искусственная

б) естественная

а) открытая

б) закрытая

а) детерминированная

б) стохастическая

а) жесткая

б) мягкая

Тема 3: Жизненный цикл организации.

Организации зарождаются, развиваются. Достигают своего пика и в конце концов могут покинуть рынок. Умеющие адаптируются, выживают, менее гибкие исчезают.

Менеджер должен знать, на каком этапе развития находится его бизнес с целью правильного использования маркетингового инструмента и стиля управления.

Жизненный цикл организации. Рис 1.

1 этап. Этап создания или зарождения. Организация находится в стадии становления. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно. Продвижение к следующему этапу требует обеспечения ресурсами. Все работники демонстрируют высокие обязательства. Авторитарный жесткий стиль руководства.

2 этап. Миссия организации сформулирована, коммуникации в организации остаются неформальными. Организационная структура начинает проявляться. Все работники, руководители продолжают тратить много времени на установление механических контактов и продолжают демонстрировать высокие обязательства.

3 этап. Структура стабилизируется, вводятся правила и процедуры. Упор делается на инновации- коммерциализированное новшество. Органы управленческого решения становятся становятся ведущими.

Увеличивается выпуск продукции и расширяются рынки сбыта. Руководитель задумывается о новых возможностях развития организации. Часть полномочий отдается подчиненным.

4 этап. В результате конкуренции сокращаются рынки сбыта, организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию. Организация пытается задержать квалифицированные кадры и избавиться от неквалифицированных. Руководитель занимается диверсификацией производства- перелив капитала из одной отрасли в другую. Автортарность руководства.

Самым ответственным этапом является этап зарождения.

Этапы Цель Методы Результат
Выбор товаров и услуг Определить нишу на рынке Изучение объема продаж, емкости рынка, удовлетворенности спросом Возможный объем продаж
Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов SWOT-анализ Выявить слабые стороны конкурентов и сделать из этого свою сильную сторону
Анализ общего окружения Определить значимости внешних факторов Анализ микро- и макросреды Неопределенность факторов внешней среды

Тема 4: Организационные структуры управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: