Общие понятия организационной структуры
Современные формы организации
Общие понятия организационной структуры
Под структурой управления организацией понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления.
С этой позиции организационная структура это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Элементами организационной структуры являются: работник управления, орган управления (группа работников, связанных между собой отношениями, состоящие из первичных групп), первичная группа (коллектив работников управления, у которой есть общий руководитель, но нет подчиненных)
Структура управления включает в себя наличие связей:
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вертикальные связи- связи подчинения. Возникают при наличии нескольких уровней управления. Могут носить характер линейных и функциональных связей.
Линейные предполагают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления.
Функциональные связи имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.
а) Линейная организационная структур а образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов виде иерархической лестницы.
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми правами и полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными, в его руках сосредоточены все функции управления.
При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия- одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций и подчиненные выполняют распоряжение только одного руководителя.
Плюсы:
· единство и четкость распорядительства
· согласованность действий исполнителя
· четкая система взаимных связей между подчиненным и руководителем
· быстрота реакции в ответ на прямые указания
· личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения
Минусы:
· высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем сферам управления. Это снижает эффективность управления
· перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими
· тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений
· отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
Б) Линейно-штабная ОС включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения (штабы), которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи руководителям и менеджерам в выполнении отдельных функций управления.
К штабным подразделениям относят службу контролинга, консалтинга, юридическая служба, психологическая и социальная службы.
Плюсы:
· более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений
· разгрузка линейных менеджеров
· возможность привлечения внешних экспертов и специалистов
Минусы:
· недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решения не участвует в их реализации.
Функциональная организационная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.
Р |
ФР1 |
ФР2 |
Рис.3 Функциональная организационная структура
Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, т.к. вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций высококвалифицированными функциональными руководителями.
Данная структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач. Она используется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства.
Преимущества функциональной организационной структуры:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- освобождение менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширении их возможностей по операционному управлению предприятием;
- оперативная основа для использования в работе консультаций опытных специалистов.
Недостатки структуры:
- трудности поддержания постоянно возникающих взаимосвязей между различными функциями;
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;
- снижение ответственности исполнителей за работу вследствие того что он получает указ от нескольких руководителей.
Матричная организационная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей. С одной стороны, непосредственно руководителю функциональной службы, с другой стороны, руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.
Генеральный директор |
А |
B |
C |
А |
B |
C |
Функциональные руководители
Руково- A,B,C - проект 1,2,3
дители
проекта
Рис.4 Матричная организационная структура
Руководитель проекта взаимодействует с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
Создаются структуры целесообразно когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных проектов в сжатые сроки.
Преимущества:
- лучшая ориентация на проектные цели и идеи;
- более эффективное управление, снижение затрат, повышение качества работы услуг;
- личная ответственность руководителя за программу;
- гибкость организационной структуры.
Недостатки:
- проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий могут нарушить стабильность функционирования системы;
- трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;
- возникновение конфликтных ситуаций между менеджерами и руководителями функциональных подразделений.