Функция мотивации

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

В качестве стимулов могут выступать те «инструменты», которые может предложить работодатель для обеспечения мотивации своих сотрудников.

В теории менеджмента существует большое количество теорий, пытающиеся дать объяснение процессу мотивации.

1.Содержательные теории.

Они основываются на определении внутренних побуждений. Теория Абрахама Маслоу.

Мак-Клелланд выделил 3 уровня потребностей:

- потребность в власти – влияние на других людей;

- успех – получение удовлетворения от достигнутого результата отличает человека от животного;

- потребность в причастности – означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:

- гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

- факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможноеть совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Процессные теории мотивации:

1) Теория ожиданий

2) Теория справедливости (равенства)

3) Модель Портера- Лоулера

-1- Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой- либо цели только тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.

В основе теории лежат три важных фактора:

А) ожидание работника в отношении затрат труда и ожидания- это соотношение между затраченными силами и полученными результатами;

Б) ожидание в отношении результатов и вознаграждений – ожидание вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов;

В) валентность (В) – есть степень удовлетворения работника.

-2- Теория справедливости (равенства) представляет, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили сотрудники за аналогичную работу. Не справедливое, по их мнению, вознаграждение приводит к психологическому напряжению, человек себя считает недооцененным. Вследствие, он будет тратить меньшие усилия.

-3- Модель Портера- Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теорий ожидания и справедливости. Данные авторы исследовали от чего зависит полученный результат. В их модели фигурируют такие переменные как:

- затраченные работником усилия;

- оценка вероятности связи;

- усилия- вознаграждение;

- способности и характер работника;

- полученные результаты работы;

- вознаграждение, воспринимаемое как справедливость;

- степень удовлетворения.

Основной вывод, полученный в данной модели, заключается в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

Современное развитие менеджмента предполагает использование концепции партисипативного управления – это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.

Направления партисипативного управления:

- работник получает право решать каким способом лучше выполнить свою работу;

- работников привлекают к процессу разработки и принятию управленческих решений;

- работникам дается право формировать рабочие группы по собственному усмотрению;

- работникам дается право контроля за количеством и качеством труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: