double arrow

Обратная связь. В данном примере в виде системы может выступать любая фирма ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала


Вход Выход

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса и внешней среды, если, например, качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительно, то какие бы не были на предприятие технологии, оборудование, кадры и т.д. качество выхода тоже будет удовлетворительно.

Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов.При этом сначала формируются требования к выходу системы, затем к выходу и внешней среде, и только потом к процессу.

И субъект, и объект управления исследуются для установления оптимального их взаимодействия в достижении целей. Любое исследование, и тем более использование результатов исследований в практике, основывается на анализе и синтезе изучаемых явлений и процессов, которые всегда можно представить системой. Главные характеристики любых систем — состав, структура и функции элементов и самой системы. Для организационно-экономических систем характерна способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее для управления в условиях взаимодействия с окружающей средой в соответствии с выработанными целями.




Задачи выявления элементов или частей системы, их структуры, т.е. организации связей и отношений между элементами, моделей функционирования элементов — это задачи анализа, а определение модели и оптимальных параметров функционирования системы — задачи синтеза.

Задача анализа состоит, например, в установлении производственных функций, т.е. зависимости между результатом производства и затратами ресурсов. Задача синтеза — формирование экономико-математической модели, решение которой позволит составить производственную программу (очередность процессов, затраты ресурсов и др.).

Вопросы обоснования принятия решений рассматриваются в научных дисциплинах кибернетического направления: исследование операций, теория оптимального управления, теория принятия решений, системотехника, системный анализ и др. Понятия «системный подход» и «системный анализ» наиболее часто используются в научной литературе применительно к исследованию сложных систем и управлению.

Системный подход представляет собой одну из форм методологии исследования, проектирования и конструирования объектов как систем. По своей природе системный подход является междисциплинарным, общенаучным и в своем современном виде позволяет органически соединить задачи анализа и синтеза. Системный анализ — наиболее ориентированное направление системных исследований, синтезировавшее методы исследования операций и системотехники, это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы. Истоки системного анализа лежат в исследовании операций и общей теории оптимального управления.



Развитие математических методов исследований операций стимулировалось задачами планирования военных и экономических операций, а теории оптимального управления — задачами, возникающими в технических системах. Сложные кибернетические системы исследуются методами обще математической теории оптимизации системного анализа. Обычно считают, что структуризованные задачи, т.е. допускающие формализацию и построение модели, решаются в исследовании операций, слабоструктуризованные — в системном анализе, а неструктуризованные — в теории принятия решений. Поэтому две последние дисциплины считают иногда синтезом науки и искусства.

Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решение или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще и разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать как методологию исследования систем, применение которой позволит выполнить требования системного подхода. Теоретическая база системного анализа развивается в общей теории систем.



В литературе, особенно зарубежной, возникновение общей теории систем связывают с именем известного австрийского биолога-теоретика Л. Берталанфи, а развитие ее — с кибернетикой. Однако наиболее фундаментальные исследования принадлежат русскому ученому А. А. Богданову, многие идеи которого еще в начале века предвосхитили появление кибернетики и заложили основы общей теории систем.

Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое — значит раскрыть:

• сущность и специфику, т.е. присущие этому целому системные качества;

• состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важным источником движения и развития целого;

• структуру, т.е. внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного сочетания и взаимодействия, отличающиеся от других систем;

• функции элементов и их влияние на функции целого;

• интеграционные (целостные) факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие с внешней средой и с более общим целым, частью которого она является;

• историю данного целого, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение его в новую целостную систему.

Системный анализ включает формулировку цели функционирования системы и определение границ ее или состава входящих в нее элементов, структурный анализ (декомпозицию) системы, разработку математической модели системы и ее элементов, решение моделей, сравнение альтернатив, выбор оптимального решения, определение чувствительности решения к различным факторам, т.е. определение допустимых пределов изменения состояния системы, при которых ее функционирование будет оставаться оптимальным. Последняя задача тесно связана с определением управляемости объекта или системы. Основа системного анализа — построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.

В зависимости от уровня управления требуются различные математические модели. Наиболее простые представляют собой аналитические зависимости между результатами деятельности объекта и затратами ресурсов. Они получили название производственных функций, описывающих систему как целое без детализации и расчленения ее на подсистемы. Такие модели находятся, как правило, корреляционными методами и используются для общей оценки улучшения тех или иных показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Управление в этом случае заключается в поддержании факторов на том уровне, который обеспечивает улучшение производственных показателей.

Следующие по сложности — балансовые модели, связывающие количественно ресурсы и продукцию, производственные мощности предприятия и общую их загрузку. Балансовые модели используются для оценки загрузки мощностей, вариантов организационно-технических мероприятий, подбора производственных мощностей и, главное, оценки выполнимости программы всеми подразделениями, входящими в данную модель. Введение некоторого критерия и условий (ограничений) превращает балансовую модель в линейную, которую оптимизируют методами линейного программирования. Задачи последнего сложнее балансовых, так как включают модели ограничений также различной сложности.

Для сложных нелинейных задач большой размерности разработаны методы динамического программирования, методы теории игр и др.

Однако математический аппарат бессилен в выявлении проблем, формулировании целей и не дает ощутимых результатов в решении слабоструктуризованных проблем. Кроме того, преувеличение роли математики может стать источником ошибок, особенно при решении социально-экономических задач.

Выявление проблемных ситуаций, постановка и решение задач в той или иной ситуации невозможны без осознанного или интуитивного использования общенаучных методологических приемов. При этом целесообразно выделять типовые ситуации и соответственно основываться на выработанных универсальных методах решения задач. Однако следует иметь в виду, что часто возникают нетипичные ситуации и должен реализоваться ситуационный подход, т.е. необходимо исходить из конкретного состояния объекта управления.

Технология управления - приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.

Различают: линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление.

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Объект управления - отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления: государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность.

Процесс управления - совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:

- тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;

- стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Субъект управления - лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления;

- осуществляет управленческую и организационную работу;

- принимает решения;

- обеспечивают достижение поставленных целей.







Сейчас читают про: