ГЛАВА 2. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Помимо непосредственных участников, в каждом случае антикризисного менеджмента есть заинтересованные лица, интересы которых, не совпадающие с интересами непосредственных участников,
Термин «заинтересованные лица» (“Stakeholders”) является ключевым в развивающейся в западных странах с 1963 г. «Теории заинтересованных лиц» (Stakeholders Theory). Сущность этой концепции состоит в том, что частное предприятие должно быть социально-ориентированным и помимо акционеров (собственников) предприятия (stockholders) существует гораздо более широкий круг лиц (stakeholders), оказывающих влияние на деятельность организации и чьи интересы должны учитываться в ее деятельности.
К числу "заинтересованных лиц" организации относят:
· акционеров;
· руководителей;
· персонал;
· поставщиков;
· потребителей;
· кредиторов;
· средства массовой информации;
· представителей государства;
· сообщество местных жителей;
· общество в целом.[1]
Заинтересованными лицами антикризисного менеджмента могут быть:
· топ-менеджеры организации;
· персонал;
· поставщики;
· потребители;
· кредиторы;
· органы власти (федеральные, субъектов Российской Федерации, местные); надзорные органы;
· местные жители;
· профсоюзы;
· средства массовой информации и др.
Заинтересованность лиц, непосредственно не участвующих в антикризисном менеджменте, может быть формальной (основанной на соответствующих нормативных правовых актах) и неформальной, коллективной и индивидуальной, системной и ситуативной.
Например, местная налоговая инспекция, на учете которой стоит данная организация, заинтересована в том, чтобы все обязательные платежи были исполнены в установленные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ) сроки, а не в предоставления отсрочки (рассрочки) по обязательным платежам согласно ст. 64 НК РФ, даже если взимание обязательных платежей угрожает организации банкротством. Причина такого «рвения» фискальных органов лежит в ограниченности финансовых ресурсов, предусмотренных на отсрочку (рассрочку) обязательных платежей в федеральном бюджете и находящихся в распоряжении данной налоговой инспекции.
Все заинтересованные лица антикризисного менеджмента могут быть разделены на две группы (см. рис.2.1.)
Рис. 2.1. Заинтересованные лица антикризисного менеджмента
Внутренние заинтересованные лица включают:
1. собственников;
2. наемных руководителей (топ-менеджеры);
3. персонал.
Внешние заинтересованные лица подразделяются на следующие группы:
1. партнеры (поставщики, потребители, кредиторы);
2. властные (федеральные, субъектов РФ, местные) органы;
3. фискальные (ФНС и ее инспекции) органы;
4. надзорные (пожарные, санитарные, потребительские, экологические, горные и пр.) органы;
5. ассоциации, общественные движения (защиты прав потребителей, защиты животных, защиты окружающей среды и пр.), партии;
6. местные жители;
7. средства массовой информации;
8. все общество в целом.