double arrow

Лекция 9. Области диагностики для детей дошкольного возраста при поступлении в школу или в начале обучения


Влияние математических нарушений на самооценку, личностное и эмоциональное развитие ребенка

Наиболее часто встречающиеся затруднения в вычислениях

Лобек провел среди учителей опрос по поводу наблюдающих­ся у детей нарушений механизмов вычисления. Ему удалось уста­новить, что чаще всего встречаются следующие трудности в осу­ществлении вычислительных операций:

- затруднения в выборе вычислительной стратегии, если имеет
место отступление от усвоенного способа действий. Если при реше­нии задания 3 + 8=11 ребенок не испытывает трудности, то решение равенства, где не хватает одного члена, (... +5 = 8), дается намного труднее. Чтобы выполнить подобное задание, дети должны понять взаимообратимость действий сложения и вычитания;

- дети переставляют цифры при прочтении и написании чисел:
17 + 4 = 12 (вместо 21), 7 + 8 = 51 (вместо 15);

- дети не видят разницы в том, какую позицию занимает цифра в системе числа. Числа 23 и 32, 104 и 401 они считают одинаковыми;

- их затрудняет чтение символов «+» и «-», они их путают;

- испытывают трудности в понимании таких величин, как время и деньги. Здесь, прежде всего, у детей возникают трудности в называ­нии именованных чисел и операциях с ними.




Нарушения в счете могут привести к многочисленным расстрой­ствам в развитии ребенка. Это может быть:

- заниженная самооценка («я глупый»). Такие дети не уверены в себе;

- моторное беспокойство;

- плохая концентрация, высокая отвлекаемость;

- позиция аутсайдера;

- отказ от деятельности, вызванный страхом перед результатом, перед школой, боязнью потерпеть неудачу;

- отсутствие усидчивости, быстрая утомляемость;

- многочасовая подготовка домашних заданий, которые выполня­ются очень медленно и обстоятельно, особенно при счете;

- усиленный поиск помощи, просьбы о ней или, напротив, пол­ный отказ от нее;

- быстрая, лихорадочная, поверхностная работа с целью скорей­шего освобождения от нее;

- угадывание ответов при решении;

- умолчание о том, что задано домашнее задание;

- упадок настроения при неудаче;

- проявление приступов ярости и агрессии, если вычисления не получаются.

Процесс обучения математике требует достаточного уровня способностей ребенка:

- моторных;

- тактильно-кинестетического и вестибулярного восприятия;

- способности ориентироваться в пространстве, осознания схемы
своего тела и планирования действий;

- зрительного восприятия;

- слухового восприятия;

- сенсорной интеграции различных областей восприятия;

- зрительного и слухового запоминания, памяти;

- вербальной памяти и понимания речи.


Функциональные расстройства в области слухо-речевого и те­лесно-пространственного восприятия приводят к нарушениям процессов математического мышления. Это учитывают, обследуя развитие ребенка в раннем возрасте. В это время возможно вы­явить имеющиеся отклонения и разработать соответствующие ме­роприятия. Чем раньше это будет сделано, тем больше вероят­ность успеха.



Обобщая опыт нейропсихологической диагностики матема­тических нарушений у детей дошкольного и младшего школьно­го возраста, можно выделить следующие особенности обследуе­мых:

- у детей нарушено тактильно-кинестетическое восприятие. Так, они плохо определяют место раздражения при прикосновении. Если прикоснуться к пальцу ребенка, в то время как у него закрыты глаза, то просьба показать соответствующий палец на другой руке его затруднит: это так называемая агнозия пальцев. Страдает стереогностическое восприятие: ребенок не может опознать предмет путем его ощупывания;

- отсутствует ориентация в собственном теле. Представление о схеме тела не сформировано у ребенка в соответствии с его возра­стом;

- дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом осваи­вают понятия «впереди», «сзади», «наверху», «внизу», «рядом», «справа», «слева». Недостаточно сформированы пространственно-временные представления, представления о величине и расстоя­нии. Ребенку трудно определить, сколько шагов отделяет его от двери, сравнить предметы по величине и т.д.;

- детям трудно дается систематизация — упорядочивание пред­метов по заданным признакам (например, надо выделить все го­лубые четырехугольные пластинки);



- дети сталкиваются со значительными трудностями при пла­нировании действий. Им не интересны игры в конструктор, так как у них нет четкого представления о порядке действий (шагах), а такие представления необходимы при конструировании. Они из­бегают игр, требующих запоминания, неохотно берутся за пазлы, конструктор «Лего», кубики;

- дети испытывают особые трудности при воспроизведении дви­жений, поскольку для этого надо не только уверенно владеть соб­ственной моторикой, но и мысленно представлять процесс дви­жения, т.е. планировать его ход;

- у детей могут возникать трудности при определении порции еды, которую надо положить на тарелку или взять ложкой. Им сложно в правильной последовательности надевать на себя пред­меты одежды;

- они не умеют двигаться спиной вперед или пятиться назад, так как не ориентируются в пространстве;

- латеральность у этих детей не сформирована. Дети не умеют выполнять перекрестные действия, например, левой рукой до­тронуться до правого уха;

- плохо развита как крупная моторика (это проявляется во время бега, в позе стоя на одной ноге, при ходьбе по одной линии), так и мелкая (проявляется во время завязывания шнурков на ботин­ках, застегивания пуговиц на куртке, дорисовывания картинки), так как у них нарушены координация в системе глаз — рука и зри­тельно-мышечный контроль;

- с трудом осознается соотношение предметов по величине: не удается составление ряда, например распределение карандашей по длине;

- дети не могут на взгляд определить количество представлен­ных им предметов. Если группа состоит из 5 —6 элементов, они пересчитывают их по пальцам. Им трудно бывает сказать, какая группа предметов содержит больше элементов, например, где лежит больше палочек;

- они не могут припомнить и назвать 3 — 5 предметов (это мо­жет быть расческа, ключ, ластик и карандаш), показанных им, а затем спрятанных под платком;

- им трудно воспроизвести по памяти очередность, в которой были показаны 3 — 4 разноцветные деревянные палочки (напри­мер, желтая, красная, зеленая, голубая);

- трудности возникают, если из деревянных палочек надо вос­произвести простую геометрическую форму, например звезду или стул;

- при нарушении слуховой памяти детям не удается повторить за говорящим ряд чисел из 4 —5 элементов или ряд слогов (на­пример, «по-ко-то-ви»). Им трудно выучить наизусть стихи;

- дети с трудом овладевают такими понятиями, как «больше —меньше — столько же» (количество); «меньше чем — больше чем» (размер);

- любой пересказ вызывает затруднения, даже если это пере­сказ маленькой истории. Дети затрудняются в достоверной пере­даче пространственных и временных отношений;

- возникают трудности при выполнении поручения, если оно требует совершения нескольких (2 — 3) действий, (например: «Возьми с полки маленький голубой кубик и положи на стол около желтого кубика»);

- дети не могут хлопками в ладоши воспроизвести ритм, со­стоящий из 4—5 ударов;

- дотрагиваясь рукой до предмета при счете, дети сбиваются с ритма: счет и движение не совпадают;

- наблюдаются трудности в понимании некоторых количественных числительных: дети не соотносят их с реальным числом предметов;

- к концу пребывания в детском саду у них еще не сформиро­вались количественные понятия «5» и «6»;

- вызывает трудности осознание порядковых числительных, обо­значающих место элемента внутри ряда. Это выявляется следующим образом. Перед ребенком выкладывают ряд деревянных палочек, и взрослый, прикасаясь к первой палочке, говорит: «Это первая па­лочка, покажи мне шестую, третью, предпоследнюю палочку»;

- дети плохо различают звуки, соответственно, затруднено раз­личение числительных (например, 31 и 13);

- дети не могут воспроизвести соотношение 1:1. Это проявля­ется, например, в том случае, если ребенку надо решить, сколь­ко еще тарелок надо поставить на стол, чтобы смогли поесть шесть человек.

Как при нарушениях в чтении и правописании, так и при ма­тематических нарушениях описанные выше симптомы могут выс­тупать в различных проявлениях и комбинациях.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА –







Сейчас читают про: