Влияние математических нарушений на самооценку, личностное и эмоциональное развитие ребенка
Наиболее часто встречающиеся затруднения в вычислениях
Лобек провел среди учителей опрос по поводу наблюдающихся у детей нарушений механизмов вычисления. Ему удалось установить, что чаще всего встречаются следующие трудности в осуществлении вычислительных операций:
- затруднения в выборе вычислительной стратегии, если имеет
место отступление от усвоенного способа действий. Если при решении задания 3 + 8=11 ребенок не испытывает трудности, то решение равенства, где не хватает одного члена, (... +5 = 8), дается намного труднее. Чтобы выполнить подобное задание, дети должны понять взаимообратимость действий сложения и вычитания;
- дети переставляют цифры при прочтении и написании чисел:
17 + 4 = 12 (вместо 21), 7 + 8 = 51 (вместо 15);
- дети не видят разницы в том, какую позицию занимает цифра в системе числа. Числа 23 и 32, 104 и 401 они считают одинаковыми;
- их затрудняет чтение символов «+» и «-», они их путают;
- испытывают трудности в понимании таких величин, как время и деньги. Здесь, прежде всего, у детей возникают трудности в назывании именованных чисел и операциях с ними.
Нарушения в счете могут привести к многочисленным расстройствам в развитии ребенка. Это может быть:
- заниженная самооценка («я глупый»). Такие дети не уверены в себе;
- моторное беспокойство;
- плохая концентрация, высокая отвлекаемость;
- позиция аутсайдера;
- отказ от деятельности, вызванный страхом перед результатом, перед школой, боязнью потерпеть неудачу;
- отсутствие усидчивости, быстрая утомляемость;
- многочасовая подготовка домашних заданий, которые выполняются очень медленно и обстоятельно, особенно при счете;
- усиленный поиск помощи, просьбы о ней или, напротив, полный отказ от нее;
- быстрая, лихорадочная, поверхностная работа с целью скорейшего освобождения от нее;
- угадывание ответов при решении;
- умолчание о том, что задано домашнее задание;
- упадок настроения при неудаче;
- проявление приступов ярости и агрессии, если вычисления не получаются.
Процесс обучения математике требует достаточного уровня способностей ребенка:
- моторных;
- тактильно-кинестетического и вестибулярного восприятия;
- способности ориентироваться в пространстве, осознания схемы
своего тела и планирования действий;
- зрительного восприятия;
- слухового восприятия;
- сенсорной интеграции различных областей восприятия;
- зрительного и слухового запоминания, памяти;
- вербальной памяти и понимания речи.
Функциональные расстройства в области слухо-речевого и телесно-пространственного восприятия приводят к нарушениям процессов математического мышления. Это учитывают, обследуя развитие ребенка в раннем возрасте. В это время возможно выявить имеющиеся отклонения и разработать соответствующие мероприятия. Чем раньше это будет сделано, тем больше вероятность успеха.
Обобщая опыт нейропсихологической диагностики математических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно выделить следующие особенности обследуемых:
- у детей нарушено тактильно-кинестетическое восприятие. Так, они плохо определяют место раздражения при прикосновении. Если прикоснуться к пальцу ребенка, в то время как у него закрыты глаза, то просьба показать соответствующий палец на другой руке его затруднит: это так называемая агнозия пальцев. Страдает стереогностическое восприятие: ребенок не может опознать предмет путем его ощупывания;
- отсутствует ориентация в собственном теле. Представление о схеме тела не сформировано у ребенка в соответствии с его возрастом;
- дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом осваивают понятия «впереди», «сзади», «наверху», «внизу», «рядом», «справа», «слева». Недостаточно сформированы пространственно-временные представления, представления о величине и расстоянии. Ребенку трудно определить, сколько шагов отделяет его от двери, сравнить предметы по величине и т.д.;
- детям трудно дается систематизация — упорядочивание предметов по заданным признакам (например, надо выделить все голубые четырехугольные пластинки);
- дети сталкиваются со значительными трудностями при планировании действий. Им не интересны игры в конструктор, так как у них нет четкого представления о порядке действий (шагах), а такие представления необходимы при конструировании. Они избегают игр, требующих запоминания, неохотно берутся за пазлы, конструктор «Лего», кубики;
- дети испытывают особые трудности при воспроизведении движений, поскольку для этого надо не только уверенно владеть собственной моторикой, но и мысленно представлять процесс движения, т.е. планировать его ход;
- у детей могут возникать трудности при определении порции еды, которую надо положить на тарелку или взять ложкой. Им сложно в правильной последовательности надевать на себя предметы одежды;
- они не умеют двигаться спиной вперед или пятиться назад, так как не ориентируются в пространстве;
- латеральность у этих детей не сформирована. Дети не умеют выполнять перекрестные действия, например, левой рукой дотронуться до правого уха;
- плохо развита как крупная моторика (это проявляется во время бега, в позе стоя на одной ноге, при ходьбе по одной линии), так и мелкая (проявляется во время завязывания шнурков на ботинках, застегивания пуговиц на куртке, дорисовывания картинки), так как у них нарушены координация в системе глаз — рука и зрительно-мышечный контроль;
- с трудом осознается соотношение предметов по величине: не удается составление ряда, например распределение карандашей по длине;
- дети не могут на взгляд определить количество представленных им предметов. Если группа состоит из 5 —6 элементов, они пересчитывают их по пальцам. Им трудно бывает сказать, какая группа предметов содержит больше элементов, например, где лежит больше палочек;
- они не могут припомнить и назвать 3 — 5 предметов (это может быть расческа, ключ, ластик и карандаш), показанных им, а затем спрятанных под платком;
- им трудно воспроизвести по памяти очередность, в которой были показаны 3 — 4 разноцветные деревянные палочки (например, желтая, красная, зеленая, голубая);
- трудности возникают, если из деревянных палочек надо воспроизвести простую геометрическую форму, например звезду или стул;
- при нарушении слуховой памяти детям не удается повторить за говорящим ряд чисел из 4 —5 элементов или ряд слогов (например, «по-ко-то-ви»). Им трудно выучить наизусть стихи;
- дети с трудом овладевают такими понятиями, как «больше —меньше — столько же» (количество); «меньше чем — больше чем» (размер);
- любой пересказ вызывает затруднения, даже если это пересказ маленькой истории. Дети затрудняются в достоверной передаче пространственных и временных отношений;
- возникают трудности при выполнении поручения, если оно требует совершения нескольких (2 — 3) действий, (например: «Возьми с полки маленький голубой кубик и положи на стол около желтого кубика»);
- дети не могут хлопками в ладоши воспроизвести ритм, состоящий из 4—5 ударов;
- дотрагиваясь рукой до предмета при счете, дети сбиваются с ритма: счет и движение не совпадают;
- наблюдаются трудности в понимании некоторых количественных числительных: дети не соотносят их с реальным числом предметов;
- к концу пребывания в детском саду у них еще не сформировались количественные понятия «5» и «6»;
- вызывает трудности осознание порядковых числительных, обозначающих место элемента внутри ряда. Это выявляется следующим образом. Перед ребенком выкладывают ряд деревянных палочек, и взрослый, прикасаясь к первой палочке, говорит: «Это первая палочка, покажи мне шестую, третью, предпоследнюю палочку»;
- дети плохо различают звуки, соответственно, затруднено различение числительных (например, 31 и 13);
- дети не могут воспроизвести соотношение 1:1. Это проявляется, например, в том случае, если ребенку надо решить, сколько еще тарелок надо поставить на стол, чтобы смогли поесть шесть человек.
Как при нарушениях в чтении и правописании, так и при математических нарушениях описанные выше симптомы могут выступать в различных проявлениях и комбинациях.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА –