double arrow

Вопрос 15. Памфлеты Свифта


Вопрос №14. Просветительская направленность романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

творчество Даниэля Дефо и роман «Робинзон Крузо».

Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) не был книжным человеком по складу своей личности. К литературе он обратился на склоне лет. Он был сыном лондонского торговца, происходил из семьи пуритан, окончил частную протестантскую школу. Он был коммерсантом, и его карьера складывалась крайне неровно. С торговыми делами Дефо объездил всю Европу. Дефо участвовал и в политической жизни. В возрасте 25 лет Дефо ввязывается в восстание Монмаута. В 1690-е гг. начинается взлёт политической карьеры Дефо. Он был талантливой публицистом. В его публицистике соединялись рационалистическое размышление и эмоциональные образы. В одном из памфлетов Дефо говорил об Англии как о «помойной яме Европы». Новая королева Анна организовала преследование диссидентов, в числе которых оказался и Дефо. Тюремное заключение сломило его.

Беллетристика Дефо поражает разнообразием: авантюрные, плутовские, психологические, морские романы, исповеди, дневники, хроники. Жанровое разнообразие объединяется соединением сюжета с обилием событий и определённой моралистической обстановкой. В романах формируется представление о неоднозначной психологии человека. Дефо не выносит оценок, а мораль следует из логики событий. В основе – убеждение, что человек по природе добр. Все сюжеты тяготеют к метасюжету «блудного сына». Желание домашнего уюта контрастирует с бурными событиями.




Роман «Робинзон Крузо» был опубликован в 1719 г. Замыслом романа послужил очерк о путешествии Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин». Основная мысль очерка – счастье в малом. Дефо подводит этот сюжет под философскую основу. Р.К. – роман-притча.

Сюжет Р.К. строится как история блудного сына. Герой наделён немотивированной жаждой странствий. Эта неуёмность ведёт к несчастьям. Весь роман – череда уроков, которые провидение даёт человеку. Его натура разнообразна. Крузо отличает оптимизм. Отрицательная черта героя – корысть. Порок стимулирует его активность. Р.К. – эксперимент на человеческой природой.

Центральная часть романа – пребывание на острове. Крузо проявляет стойкость и оптимизм. Его природа проверяется на прочность. В выживании ему помогает умение мыслить и трудолюбие. Это энциклопедия человеческого быта. Крузо становится мастером на все руки. Характерная черта поэтики Дефо – подробность и пластичность изображения. Р.К. воплощает в себе модель истории человека. В ходе пребывания на острове Крузо проходит стадии развития человечества. Общину на острове Крузо выстраивает по образцу Джона Локка. На историографическом уровне это мысль о прогрессе, зависящем от человеческих усилий, но управляемым божеством. Рационализм не вредит религиозному чувству.



Преимущество романа – его многоуровневость, сочетание рефлексии с достоверностью. Психология у Дефо редко реализуется сама по себе.

Даниэль Дефо выпустил два продолжения Р.К. Эти продолжения не имели успеха. Первоначальный роман дал матрицу просветительской идеологии. Дефо предложил универсальную форму естественного человека. Также он вводит категорию прогресса. В развитии острова Крузо нет отступлений назад. В романе подготовлена своеобразная программа воспитания. Главная цель воспитания – научить выживанию и сделать жизнь комфортной. Эта программа переходит в программу социального общежития. Во взаимоотношениях Крузо и Пятницы продемонстрирован колониальный дискурс, предполагающий отношения господства и подчинения. Пятница выступает в роли слуги и подчинённого. Уже в XVIII веке появляется около десяти подражаний Р.К. Робинзонада – ситуация-модель.

Свифт – сатирик и публицист.

Свифт начал свою творческую деятельность на рубеже веков. Когда чрезвычайно разнообразный опыт английской литературы 17 в. стал подвергаться переосмыслению в свете нарождавшихся просветительских идей.



Джонатан Свифт родился и получил образование в Ирландии. Напряжённая политическая обстановка в Дублине вызванная низложением Иакова II (1688) и его попыткой вернуть себе власть, опираясь на своих ирландских сторонников (1689), заставила Свифта уехать из Ирландии в Англию. Там Свифт поступил на службу к своему дальнему родственнику, писателю – эссеисту, государственному деятелю и дипломату – Уильяму Темпелу, секретарём. Следуя семейной традиции, принял сан англиканского священника и получил приход в Ирландии (1694), однако его помыслы притягивала литературная деятельность. Под влиянием писателя-эссеиста Темпла сложились основы мировоззрения Свифта.

Если не считать начальных малозначительных поэтических опытов Свифта. То первый период его творчества открывается произведением, ставшим шедевром английской литературы, - «Сказкой бочки» и примыкающей к ней «Битвой книг» и «Рассуждением о механическом действии духа». Они были опубликованы в 1704г. в книге с единым заглавием, но окончательный текст появился лишь в пятом издании (1710). Поначалу у читателя создаётся впечатление хаотичности повествования. Это впечатление подкрепляется тем. Что в заглавии использована идиома («сказка – бабочка» по-английски также значило «мешанина»), и усиливается наличием в тексте многочисленных отступлений. Внешней разбросанности повествования, напоминающей образцы сатиры барокко, противостоит внутренняя, классицистически симметричная упорядоченность композиции. Книга Свифта создавалась в два этапа – в 1695-1696г и 1701-1702г. – и имела своей целью сатирически обличить «множество грубых извращений в религии и учености». Основу повествования «Сказки бочки» составляет «аллегорический рассказ о кафтанах и трёх братьях» для иносказательной передачи обрядовой истории христианства с момента его зарождения вплоть до конца 17в. Умирая, некий отец (Христос) оставил в наследство трём сыновьям одинаковые кафтаны (религию) и завещание (Библию) с «подробнейшими наставлениями, как носить кафтаны и держать их в порядке». Первые семь лет (веков) братья «свято соблюдали отцовское завещание», но затем, поддавшись чарам герцогини Дарген (Корыстолюбие), госпожи де Гран Титре (Честолюбие) и графини Доргюэль (Гордыня), они пожелали изменить в соответствии с модой внешний вид кафтана. Первым в этом преуспел Пётр (символ папства). Своей цели он достиг двумя способами: с помощью хитроумно-произвольных толкований завещания и посредством ссылок на устную традицию. В итоге он полностью завладел завещанием. В проповедях перестал считаться со здравым смыслом, а братьев третировал настолько он пошли вслед за ним на «великий разрыв» (Реформацию). Заполучи в свои руки завещание Джек и Мартин (имена вождей реформации Жана Кальвина и Мартина Лютера) исполнились желанием выполнить завету отца и убрать со своих кафтанов украшения, но здесь обнаружилось резкое различие их характеров. Мартин (символ англиканской церкви)- первым приложил руку к кафтану, но вскоре остановился и «решил в дальнейшем действовать осмотрительней», в соответствии со здравым смыслом. Джек же (символ пуританства) дав волю чувствам разорвал своё одеяние на клочья и стал основателем секты «эолистов» (пародия на пуритан).

Повествование сказки носит нарочито сниженный характер, бытовой, подчёркивающий её гротескно-пародийную направленность на фоне иносказательно-символического содержания. Объектом сатиры Свифта, по его определению являются «нелепости фанатизма и суеверия», критика в основном направлена против католиков, пуритан, последователей материализма Гоббса и ведётся с позиции англиканского материонализма. Если сгруппировать разделы «сказки бабочки» в соответствии с двумя темами, определяющими её композицию, то получим совершенно симметричное построение с шестью разделами на каждую тему. Сказка насыщена не только антирелигиозной, но и политической, социальной, антивоенной сатирой.

«Рассуждение о раздорах и разногласиях между общинами и знатью в Афинах и Риме» (1701). Здесь Свифт изложил своё понимание политических идей Просвещения – теории «общественного договора» и принципа «равновесия власти», предусматривающего отделение законодательных её функций от исполнительных с целью не допустить сосредоточения абсолютной власти в одних руках. Этим памфлетом Свифт завоевал популярность среди вигов.

«Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) - здесь он высмеивает некоего Джона Патриджа, составителя ежегодных астрономических альманахов. Образ экстравагантного джентльмена Исаака Бикерстафа настолько пришёлся по душе читателям, что близкий к вигам эссеист Ричард Стил начал издавать от имени Бикерстрафа нравоучительно-сатирический журнал «Болтун» (1709). Свифт сотрудничал с этим журналом, выступая здесь и как поэт и как прозаик.

«Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» (1720). В начале население Ирландии было неоднородным: коренные жители- кельты, англо-ирландские земледельцы, торговцы и ремесленники, английские чиновники. Свифт здесь выступает в защиту англо-ирландцев, но тем самым он поднял вопрос о бедственном положении всей Ирландии.

Центральное место в ирландской публицистике Свифта занимают «Письма суконщика» (1724). Давая общую оценку всей своей ирландской публицистике, Свифт отметил, что она продиктована «непримиримой ненавистью к тирании и угнетению». Таков пафос «Писем…». В основу своей аргументации Свифт кладёт понятие о свободе и взаимозависимости всех граждан.

«Скромное предложение» (1729) – гневный, саркастический памфлет, в котором выдвинули чудовищный проект – употреблять в пищу мясо ирландских детей, специально откармливая их для этого. Западные учёные считали, что здесь проявление крайней мизантропии и даже болезненной психики. Обратный смысл памфлета очевиден: он продиктован ненавистью к поработителям и страстной скорбью о порабощённых. Наблюдая нищую, умиравшую от голода Ирландию, Свифт прямо назвал людоедами английских лордов и джентльменов.

Во всех своих памфлетах Свит сумел избрать самую доходчивую форму для написания. Он надевает на себя маску рассудительного и сдержанного (как например в «Письмах Суконщика») дублинского суконщика, овладевает кругом его представлений и интересов, его языком. В этом лишний раз проявляется реалистическое мастерство Свифта и его пламенная любовь к родине, которой, в сущности, была для него Ирландия.







Сейчас читают про: