double arrow

Вопрос №17. Творчество Г.Филинга. Роман «История Тома Джонса, найденыша»


«История Тома Джонса, найдёныша» Г.Филдинга и жанр «комической эпопеи». Характеры и нравы Англии в романе.

В середине века на первый план выходит проза, на спад идёт литературная активность. На первое место выходит роман посвящённый внутренней жизни Англии. С тем, чтобы осмыслить и понять суть внутренней жизни, характеры и нравы англичан. Этому служит семейно-бытовой роман. Для такого романа характерна описательная структура, с тем, чтобы создать иллюзию не просто правдоподобности, а жизнеподобия. В развитой английской романистике выделяют 2 жанра:

1) психологический, камерный роман - действие замыкается в узкой семейной среде, как правило эти романы в эпистолярной форме.

2) Романы «большой дороги», странствий – здесь акцент ставится не столько на психологию, сколько на анализ соц. Приключений - либо всё закончится во возрастающей градации либо дело ждёт крах.

Во главе романного жанра – Генри Филдинг. Наивысшего развития Английская просветительская литература получила в творчестве Генри Филдинга, который не только создал шедевры в области романа и драматургии, но и выступил во всех характернейших жанрах своей эпохи с одинаковым мастерством. Он писал «балладные оперы», превращавшиеся под его пером в острейшие политические комедии, писал роман-памфлет («История Джонатана Уайльда Великого»), роман-пародию («История приключений Джозефа Эндрьюса») и создал подлинные образцы семейно-бытового и любовно-психологического романа… Генри Филдинг родился в обедневшей аристократической семье, на юге Англии, в сельской, зелёной её части. Отец его был офицером и дослужился до генерала, но особого дохода в семью, где было 12 детей, это не принесло. Он учился в престижном Итонском колледже , из которого он потом ушёл самовольно в результате семейных разногласий. Множество семейных проблем и огромная волокита с бумагами, в связи с процессом опекунства над ним сделали его особо чутким к несправедливости и показали ему изнанку семейной и общественной жизни. В 1728 г. Филдинг поступает на Филологический факультет Лейденского университета в Голландии, не окончив его вернулся в Англию и стал драматургом, способности к писательству проснулись в нём ещё в ранней юности. С 1730 г. Филдинг выступает как активный драматург. За девять лет он написал 25 комедий и фарсов.




«История Тома Джонса, найдёныша». События романа развёртываются на широком социальном и историческом фоне, всего за 4 года до написания романа, в 1745 г., в период реакционного восстания якобитов в поддержку очередного претендента из рода Стюартов, в своём романе он косвенно отразил эти события. Политический и исторический аспект, который раньше был присущ лишь памфлетам и научным трактатам, стал теперь достоянием семейного романа, придав ему широту и актуальность. Том Джонс – человек из плоти и крови, живой и непосредственный, далёкий от прописной добродетели. Во всех своих порывах он руководствуется не соображениями религии или нравственности, а искренними порывами чувств, правда иногда эти порывы заводят его слишком далеко. Филдинг ставит в своём романе вопрос о соотношении разума и чувства. Как истинный просветитель он не отрицает благодетельной роли разума в духовной жизни человека, но требует гармонического сочетания разума и искреннего чувства. В Томе сочетается не сочетаемое: лучшие человеческие качества (Доброта, альтруизм, способность к высоким чувствам…) и легкомысленность (воплощение естественного человека, который плохо умеет контролировать свои страсти). Джонс восходит своей наивностью к Дон Кихоту, он постоянно попадает в разные переделки из-за своей беспечности. В этой наивности скрыта опасность развития до более серьёзных пороков - растления души. Естественный человек существует только в определённых исторических условиях, поэтому в дополнение к характеру добавляются и характеристики этой среды - в результате происходит социализация этого образа. Блайфил – бездушный ханжа, щеголяющий подавлением своих чувств, в совершенстве владеющий пуританской риторикой. Он в первую очередь обеспокоен своим именем в обществе, ищет подходящую жену, это некий циник. Этот образ приспособлен скорее по Мольеровского Тартюфа, он принадлежит к той эпохе. На протяжении всего романа развёртывается негласный поединок двух братьев – Тома и Блайфила, как в конце раскрывается - поединок лицемерия и искренности. Совершенно гротескными образами можно считать учителей - философа – шефсберианца Сквейра и фанатического богослова Твакома. Дли них обоих занятие их просто прикрытие своих корыстных целей. Самым важным являеятся характер и поведение. Они много рассуждают о высоком, но не когда не у Это не только повествование, но и размышление о повествовании – метароман. Сам Филдинг постарался осмыслить своего героя и жанр произведения, поэтому каждая глава начинается с введения, темы их очень разные (#в 1 главе обосновывается фундаментальное требование к литературе - соотнесение рассказа к категориям вероятности). Для Ф. важно проследить развитие характера изнутри. Теория мимезиса выступает предметом обсуждения в следующей главе. Далее рефлексия выворачивается на обсуждение более частных сюжетов, обсуждаются статьи критиков – и всё это часть концепции романа. В вводных главах заложена авторская точка зрения. Для Филдинга значим более широкий эффект - жизнь, как изменчивость, развитие. Отсюда следует то, что точки зрения автора и повествователя могут быть различны. Их диалог – активно используемый приём сознательного обыгрывания условности. Это настраивает сознание читателя на соотношение собственного опыта и писательского изложения. В России подобный приём использовал только Пушкин, при написании «Евгения Онегина». Фабула этого романа достаточно простая - часть художественного целого, но внутри же многообразие сюжетных модификаций. История любви с Луизой (Софьей - !) Вестрн.











Сейчас читают про: