К н. И

Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда, любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но... женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!

Требовательность героя и недовольство миром. (+ «Я не унижусь пред тобой») У Пушкина таких стихов не могло быть в принципе. Что же делать романтическому герою, если героиня ответит взаимностью? Тогда другая модель – мир враждебен к влюбленным. Другая ситуация – любовь, которую Лермонтов пронес через всю жизнь – Варенька Лопухина.

Как и всякий гений, Лермонтов развивается очень быстро. Он не останавливается на лирической ноте. Перевороты происходят, когда жизнь сама подсказывает иное. Лермонтов сослан на Кавказ (1837), и эта линия не уходит уже из его биографии. Этот реальный жизненный опыт меняет его угол зрения на мир. Среди его последних стихотворений есть совсем другие, без романтической линии («Валерик», «Бородино», «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»)) При жизни был опубликован всего один сборник стихотворений, все остальное дошло до нас в черновиках. Лермонтов считал, что это еще не готово.

«Тамбовская казначейша» - тема карт и карточной игры. Казначей проигрывает жену в карты. Лермонтов проезжал через Тамбов. Этот край знаменит своим свободолюбивым духом (Чехов в «Острове Сахалин» отмечал, что основной контингент из Тамбова).

«Демон» - концентрация романтических идей и представлений. Поэму эту он писал всю сознательную жизнь. Замысел относится к 1829 году. Образ бунтаря и богоборца привлекал его («Потерянный рай» Мильтона и образ сатаны). Юный Лермонтов не понимает, куда поместит действие своей поэмы, фантазирует на тему Испании (где тоже могли быть его предки). В 1837 году он попадает на Кавказ, и там поэма получает свои кровь и плоть. Поэма напитывается кавказским фольклором, легендой о горном духе Гуд, который завалил любимую девушку камнями. Всего поэма насчитывает 8-9 редакций, финальная - 1839 год, когда Лермонтов приготовил беловой список для своей венценосной поклонницы – императрицы. При жизни поэма целиком опубликована не была.

Обратим внимание на подзаголовок «Восточная повесть». Автор сигнализирует о том, что это художественное произведение, и все попытки интерпретировать образ демона через библейско-евангельское толкование – неверны. Сюжет – типично-романтический. Перед нами изгнанник рая – демон. У Мильтона в первой части ангел противостоит богу и изгнан из рая, во второй – пытается настроить людей против бога.

Разница в том, что само отрицание принимает у демона космический масштаб – он отрицает все. Идеал, к которому стремится демон – уже был у него в прошлом. Одна из главных тем – возврат к тому, что было прежде. Идеалом предстает образ Тамары. Поиск идеала заканчивается разочарованием. Тамару уносит ангел в прекрасный мир, куда демону нет возврата. История Тамары – история дьявольского искушения, которому она могла бы подвергнуться, если бы не божественное спасение. «Казус Гамлета» - когда герой несводим к определенным точкам. Для современного читателя есть еще третий план – изображение Кавказа, теплый поток, омывающий все происходящее в поэме.

Проза Лермонтова

До этого были опыты прозы – попытка создать исторический роман про бунт Пугачева («Вадим» - дворянин, примкнувший к Пугачеву, чтобы расквиваться со своими обидчиками-дворянами). В 1836 году он пишет светскую повесть «Княгиня Лиговская» (Мэри Лиговская из «Княжны Мэри», главного героя зовут Григорий Печорин, но это другой герой), первый эскиз образа героя есть там, Лермонтов описал там себя. Верочка = Варенька Лопухина.

В «Герое нашего времени» Лермонтов дал своему герою все то, чего ему не хватало в жизни. Публикация произошла не сразу – сначала повести в журналах. Потом уже было отдельное издание, где был «роман в романе» - «Княжна Мэри». Герой в европейской литературе в этом время – «Красное и черное» Стендаль и «Исповедь сына века» де Мюссе. Название для лермонтовского произведения придумал редактор – «Герой нашего времени».

Герой и время; герой и вечность – два пласта романа. Эпоха романа – эпоха застоя. У Николая I любимый цвет был желтый, и все казенные здания красились желтой краской. В этой тусклой эпохе появляется герой - Григорий Александрович Печорин. В «Бэле» – рассказ Максима Максимовича, «Максим Максимыч» - глазами повествователя, и три повести – журнал Печорина («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»). Сначала общий план – потом микроанализ. По хронологии: «Тамань», «Княжна Мэри», «Максим Максимыч», «Бэла», («Фаталист»). Все сюжеты имели реальную жизненную основу. Качества героя: хорош собой, умен, аристократичен, храбр, мужественен, благороден.

«Я чувствую в душе своей силы необъятные. Куда растрачиваются эти силы? В никуда.» Все приключения Печорина Белинский называл «низменными дебоширствами». Печорин – герой безгеройного времени.

«Фаталист» - подлинный случай с одним из его близких. Спор между Печориным и Вуличем о том, есть ли предопределение. Печорин ставит против предопределения. Есть кусочек о высших силах, которые следят за жизнью – какую силу давала вера в них предкам. Лермонтов обозначает веру в высшие силы и отсутствие веры. Печорин – первый персонаж, который мучается этим вопросом. Он мучается «высшей горней мукой». Печорин – человек другого масштаба нежели те, с кем его сталкивает судьба.

Повесть «Фаталист» обозначает место Печорина среди героев книги, ставя точку в романе. Это не только социально-психологический роман, но и исповедальный роман.

Когда Печорин перебирает свои любовные победы, он бросает вопрос: «Неужели зло так привлекательно?»

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

Николай Бердяев: «Гоголь – это художник зла» («Духи русской революции» https://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berdiaev/berdiaev4/2.html)

Гоголь силен в изображении зла жизни. И он был силен, пока не изменял этому своему предназначению. Гоголь во втором томе «Мертвых душ» отодвигается от зла. Как художник после первого тома он заканчивается.

Уроженец Украины, он получил замечательное для провинциала образование. Он учился в Нежинской гимназии, созданном по образу Царскосельского лицея – уникальное образование. В декабре 1828 года он отправляется в Петербург с мечтами о государственной карьере и славе художника. Впечатления от Петербурга сопоставимы с историей кузнеца Вакулы, когда его оглушает вся эта роскошь и движение. Встреча со столицей была потрясением, которая и высекла из способного человека творца (для этого всегда нужно потрясение или страдание). Столкновение юга и севера. Псхологически город для него закрыт и холоден. Рекомендательные письма не помогают, долго не может устроиться на службу, потому участь Башмачкина ему тоже знакома. По деталям жизни Гоголя можно проследить, как он никнет в своих мечтах о карьере. Из этого столкновения он создает первое произведение, пропитанное тоской по теплой и обильной Украине – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отправляясь в 1836 году в Италию, он пишет «Кто жил в Италии, тот не захочет ехать никуда на свете… я проснулся на родине». Украина – «потерянный рай».

1831 и 1832 годы – первый и второй том «Вечеров». В это время наступает мода, подсказанная романтизмом, на национальное, разнообразное, на пропитанные фольклором произведения. С точки зрения классицизма национальность не имеет значения, законы универсальны. Моду на национальное ввели романтики, отсюда пошло изучение фольклора. «Вечера» прекрасно вписались в эту моду. Гоголю не нужно было ничего воспроизводить, он был напитан Украиной. Он вошел со своим даром и влился в это русло. Еще были модны сюжеты с некой долей мистицизма («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота»). Также модно было повествование, которое объединяет небольшие произведения в циклы. Были и другие «Вечера» у других авторов. «Вечера» успел прочитать Пушкин, восхитился, и эту похвалу Гоголь пронес через всю жизнь.

Две основные черты прозы Гоголя определены в «Вечерах»: категория фантастического и повествовательная структура.

Чудесное есть естественное (явная фантастика) в «Ночи перед Рождеством». Неявная фантастика в «Майской ночи, или утопленнице», но заканчивается все хорошо, Левко женится на своей Гане. В «Сорочинской ярмарке» Грицько нанимает цыгана, который пугает отца возлюбленной Параски. Образ красной свитки – черт будет присутствовать в любом случае.

Гоголевская концепция – жизнь странна, мистична.

Повествование Гоголь перепоручает рассказчикам. Рудый Панько, пасечник; дьячок Фома Григорьевич. Зачем? Рассказчик из той же среды, плюс для рассказа о фантастическом нужно простодушное сознание, чтобы была полная вера во все эти чудеса. У образованного рассказчика была бы на этом месте ирония. «Но это все неправда. Брешет сучий москаль.» Человек в фольклорной традиции несет фольклорную интонацию. Рассказ предполагает аудиторию и устную речь.

В «Вечерах» формируется концепция зла. Формулируется оно не самым удачным произведением «Страшная месть». Она подражательна прозе немецкого романтизма. История проходящей через поколение расплаты за зло. Причина мести – безусловное зло. Один брат толкает другого в пропасть вместе с маленьким ребенком. «Но и тебе стоять тут на коне твоем, пока месть эта не свершится.» Сцепление мести со злом – неразрывно. Одно из самых страшных искушений зла – войти с ним в борьбу.

Набоков: «Когда не спится мне и хочется придумать ужасы, я представляю себе Гоголя, который строчит без остановки все новые «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 1835 году выходят два сборника «Миргород» и «Арабески» (кроме художественных произведений – еще статьи и заметки). У сказа исчезают сказители. Остается языковая маска, а носитель ее непонятен (депсихологизация сказа). «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - рассказывает не автор, а некто. Никаких предисловий, оправданий и объяснений. Только в самом конце просвечивает авторский голос: «Скучно на этом свете, господа».

Все усложняется в «Петербургских повестях» (это не было отдельным сборником). Хронология «Невского проспекта» - восхищение превращается в издевку. Образ зеркала очень важен в творчестве Гоголя. Усложняется фантастическое – повесть «Нос». Гоголь подпитывается уже Петербургом (Достоевский: «Самый умышленный город на земле»). Его атмосфера питала продолжение фантастической линии. Коллежский асессор Ковалев понимает, что у него нет носа. Участники событий не воспринимают происходящее как мистическое, вписывают в свою повседневную жизнь – просто странное, неприятное происшествие. Майору Ковалеву сплошные неприятности: не может хлопотать о должности и женитьбе, входить в дома. Неявная фантастика: здесь фантастическое не получает никаких объяснений.

Нос исчезает внезапно, потом возвращается. У этой фантастики нет мотиваций. Фантастика эта – чисто словесная, потому что здесь сдвинуты все измерения. Майор Ковалев видит господина, который оказывается его собственным носом. Чепуха, бред, бессмыслица, абсурд – разрушение причинно-следственных связей.

Первое упоминание «Мертвых душ» - 1835 год. Считается, что сюжет подсказал ему Пушкин. Пушкин: «Этот хохол обирает меня так, что и закричать нельзя». Сюжетная основа содержит огромное количество возможностей. До начала 18 века переписи крестьян производились по деревням, достаточно приблизительно. С 1718 года эти ревизии стали делаться подушно. Ревизии проходили с определенными промежутками времени, между ними сколько-то людей умирало, сколько-то рождалось. Смысл аферы Чичикова – заложить все души в опекунский совет дворянства. В бытность свою присяжным поверенным он отмечает то, что мертвые крестьяне все равно учитываются в ревизских сказках. Он скупает мертвые души на вывод в земли Херсонской губернии.

Отталкиваясь от этого сюжета, Гоголь создает особую реальность. В ней нарушены правила создания реалистического хронотопа. Эпоха «Мертвых душ» - время, недалеко ушедшее от войны 1812 года, это есть в деталях. Признаки времен года смазаны – скорее, осень. По пути к Собакевичу его останавливает гроза – поздняя весна или раннее лето. В городе одеваются тепло. Он писал произведение долго и старательно, и размывает время. Место действия – город NN, Россия (доедет ли коляска до Казани или до Москвы?). Нелогичное, странное и причудливое начинает проявлять себя на уровне самого сюжета. Молодой человек во фраке с покушениями на моду в начале появляется, чтобы исчезнуть. В конце повести не спит только один поручик из Рязани, большой любитель сапогов. Создается странная вселенная.

28 марта 2013 года

ЛЕКЦИЯ №4 (пропущена)

Зачем нужно строить этот мир с размытыми границами, с направлениями в никуда (поручик, франт, которые больше никогда не появляются)? На последней странице «Мертвых душ» Гоголь дает формулировку: «бесчисленны как морские пески страсти человеческие. Есть страсти, избрание которых не от человека». Это могло бы стать эпиграфом к «Мертвым душам», и это остается ключом к пониманию произведения. «Мертвые души» раздвигают время и пространство, чтобы изобразить не крепостное право, не помещичье сословие 40-х годов, а страсти человеческие. Еще цитата: «Ну должны же люди быть во что-то одеты» (М. Цветаева). Каждая глава, в центре которой некий характер, есть изображение той или иной страсти, визит Чичикова к одному из помещиков или чиновников.

Плюшкин – скупость, при этом Гоголь добавляет к качеству историю рождения и утверждения этой страсти у Плюшкина. «Седина – верная подруга скупости». Жадность – для того, чтобы стать богаче, чтобы пользоваться преимуществами богатства. Гоголь вводит парадоксальность этой страсти (похож на ключницу, живет хуже своих крестьян).

Большее количество страстей соединяет национальное и общечеловеческое. Манилов: безграничная мечтательность отделяет его от забот будничных, мелочных, но он разоряется, его хозяйство рассыпается на глазах, Манилов не понимает, что у него крадет приказчик. Приверженность всему земному у Собакевича: основательное, богатырь, отец на медведя ходил. Гиперболизм всего земного – стол у Собакевича. Гусь так гусь, кулебяка так кулебяка, бараний бок с кашей. Уважение плоти, приверженность земному как знак чревоугодия (сравним с «Гаргантюа и Пантагрюэлем»).

Чичиков тоже носитель страстей, но с каждым говорит на его языке, перевоплощается. Но все его разные краски не сходятся воедино в момент разоблачения. Страсти человеческие неподвластны литературному суду, а только страшному. Масштаб замысла сравним с «Божественной комедией». Второй том – условно, чистилище.

Вопросы для докладов:
Есть ли в «Герое нашего времени» история души человеческой?

Человек и вечность в «Мертвых душах»

Социально-психологический роман второй половины XIX века

Вторая половина 19 века – это эпоха больших исторических сдвигов, отсчитывается она с 1855 года. В России это поворотный год – смерть Николая I и завершение неудачной для страны Крымской войны. Война обнажает состояние государства, проявились все пороки прошлых лет. Крымская война была частью буквально первой мировой войны. Причины поражения – за тридцать лет царствования Николая не было исторического движения и прогресса в российской истории. Страна стояла на месте со времени победы над Наполеоном. Не произошло отмены крепостного права. На престол восходит Александр II и начинает эпоху великих реформ.

4 апреля 2013 года

ЛЕКЦИЯ №5

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Будем смотреть способы изображения человека, характера

Обе линии родословной Толстого изображены в «Войне и мире»: линия матери – это Болконские (Волконские IRL), род отца – Ростовы (Толстые).

Биография Толстого: Павел Басинский “Бегство из рая” (история ухода Толстого с ретроспекциями в молодость) + книги ЖЗЛ.

Марья Николаевна Болконская и Павел Ростов = родители Толстого. Мать умерла в возрасте 30 лет, матери своей Лев не знал и не помнил. Все, что он пишет о матери – мечта и идеал. К девяти годам умирает отец. Автор “Детства” – мальчик, оставшийся без родителей. Детей разобрали родственники. Лев учится в Казанском университете на восточном, потом на юридическом факультете. Главная тема: противоречие между высотой нравственного идеала и его грешностью. Страсть к прекрасному полу, к игре.

В Казани он начинает вести дневники. Дебют состоялся в журнале “Современник” Некрасова.

Не окончив университета, он возвращается в Ясную Поляну (при разделе наследства ему досталось родовое гнездо). Он оправдывает это самообразованием, которое лучше казенного образования. После женитьбы он будет практически безвылазно сидеть в Ясной Поляне, а пока живет разгульной жизнью. За братом Николаем уезжает на Кавказ, где еще шла война. Попадает в станицу Старогладковская, где пишет повесть “Детство”, отправляет эту рукопись без подписи Некрасову в “Современник”. Толстой колеблется, не хочет в случае неудачи подставлять свой титул, Некрасов колеблется, потому что повесть очень новаторская.

Толстой входил в литературу как яркий новатор. Русский социально-психологический роман еще только становится (нет “Обломова”, нет тургеневских романов). Традиционное сюжетное построение, движение идет по логике жизни, сюжета с завязкой и развязкой в “Детстве” нет. Мальчик Николенька Иртеньев просыпается утром с обидой. “Герой моей повести, который был, есть и будет прекрасен – правда.”

На пути к этой правде, познанию – он разрушает то, что ему мешает. Течение жизни, «Что-то вроде первой любви», «Ненависть» - названия глав. Он преступает нравственные законы для лучшего изображения истины. Центральное событие «Детства» - смерть матери. И он пишет – что на самом деле.

Автопсихологический герой – повторяет состояние души автора.

Осень 1854 года – Толстой переезжает на Крымскую войну под Севастополь. «Севастопольские рассказы» (1855-56) - хроника боевых действий от поручика-артиллериста. Это не рассказы, а очерк, небольшие повести, к концу уже все персонажи вымышленные. Доминанта – толстовская позиция по отношению к войне (почти пацифизм). «Или война есть величайшее безумие, или человек совсем не то разумное существо, как мы привыкли думать». Страсти человека у Толстого остаются теми же самыми даже перед лицом смерти. Михайлов даже уже на линии фронта думает, подойти ли ему к офицерам-аристократам или нет. «Скрытая теплота патриотизма» существует тихо, чтобы потом разгореться ярко. В изображении войны Толстой завидовал только Стендаль в «Пармской обители» (битва при Ватерлоо). Иная степень психологизма – внедрение в глубинное сознание человека. Описание состояния человека возле бомбы, которая непонятно взорвется или нет.

После Севастополя он уже обласкан критикой, знакомится с цветом литературы. Совершает путешествие по Европе, посещает места, связанные с Руссо. Для него была важна теория о естественном человеке, но не его манера и не стиль письма. Микропсихологизм идет из «Сентиментального путешествия» Томаса Стерна. Внимание к мелочам жизни уже есть.

Вернувшись из путешествия, начал думать о женитьбе и женился. Невесту выбирал как хозяйку Ясной Поляны, но женился в итоге по любви. Три барышни в доме Ростова – аналог трех сестер в семье Берса, одна из них будущая жена Толстого. Вера, Наташа и Соня = Вера, Софья, Татьяна. Считается, что объяснение с Софьей описано в игре Китти и Левина в «Анне Карениной». В сентябре 1862 года он увозит молодую жену в Ясную Поляну, и с тех пор он никуда уезжать не хочет.

В 1862 выходит повесть «Казаки», где завершается линия естественного человека. Автопсихологический герой Дмитрий Оленин уезжает на Кавказ, чтобы найти там идеал естественной жизни, естественных людей. Знаком чистоты становятся горы – камертон красоты и чистоты. Появляется красавица Марьяна – казаки сохранили старую веру, хотя по быту похожи на чеченцев. Все хозяйство на Марьяне, она физически сильнее и свободнее в выборе. У Марьяны – почти сговоренный жених Лука. Марьяна остро чувствует, что один – свой, а другой – чужой. И Дмитрий уходит, уезжает, совершенно выброшенный.

«Война и мир» (1863-69) – написана в Ясной Поляне. В 1856 году по указу Александра II были возвращены из ссылки декабристы и восстановлены в правах. Толстой написал три главы «Декабристы», Петр Иваныч и его жена Наталья возвращаются из ссылки. Нужно было вернуться к восстанию 1825 года, но и тогда герой не был молод, значит нужно вернуться к войне 1812 года. Нужно обозначить время поражения. 1805 год – битва под Аустерлицем. Первая часть «Войны и мира» была опубликована в 1865 году под названием «1805 год».

Время действия длительное – с 1805 (Аустерлиц) по 1820 год (эпилог, преддверие декабрьского восстания). Более 500 действующих лиц, из них 200 – исторические. Изображены войны с Наполеоном: Шенграбен и Аустерлиц, война 1812 года (Бородино и пожар Москвы). Это не роман и не поэма, а то, что хотел выразить автор. Толстой не давал никаких определений жанра. Критик Страхов придумал название жанра – роман-эпопея. Еще это нечто семейной хроники на фоне громадных исторических событий. Книга вызвала как восторг, так и недоумение, потому что никуда не вписывалась.

Главная особенность – соединение великого и малого. Человеческая жизнь во всех проявлениях – рождение, любовь, смерть. Внимание к человеку и к его жизни. Великое – исторические события. Великое и малое соединяются в концепции человеческой жизни. Каждый человек сознательно живет для себя, но является бессознательным орудием высшей цели, частью общей «роевой» жизни. Сердце человека в руке божией.

Лев Гумилев: «Философия земли» и «Этногенез».

Поведение людей при московском пожаре. Они чувствовали нехорошо, неправильно – но ехали. «Старая московская барыня ехала в Саратов со смутной мыслью, что она Бонапарту не слуга.» Все симпатии Толстого на стороне тех героев, которые повинуются бессознательному и интуитивному. А тех, кто строит жизнь по разуму – он отвергает.

Историческая составляющая, социум и психологическая составляющая – три кита, на которых строится произведение. Андрей, Пьер – подпадают под описание людей, обусловленных временем. Будущие декабристы. Андрею отдана военная служба. Пьеру отдано масонство и духовные искания. Отец Андрея – типичный представитель дворянства. Новый уровень психологизма: в романе добавляется особенность – текучесть человеческого характера. Люди – как реки, меняют течение. Мы ошибаемся, говоря, что человек добр или умен и зол. Изменчивость человека у Толстого не равна развитию характера во времени. Человеческое поведение пульсирует, поэтому разные свойства то появляются, то исчезают, это зависит от массы внешних обстоятельств.

В бытовой типологии Пьер – толстяк, добряк, муж-рогоносец. В какой-то момент Пьер выскакивает из этого образа. Во-первых, он это не пропустил мимо ушей. Затем, он чувствует себя виноватым (зачем я женился на ней?). Пьер стал новым человеком, Элен в итоге умирает от неудачного аборта.

Был замысел романа про Петра Первого, но личность Петра вызвала у Толстого отторжения, его реформы к европеизации страны противоречили убеждениям Толстого.

«Анна Каренина» (аудио)

Соотношение сознательного и подсознательного в психологии человека. Каренин рассуждает о возможности измены, когда измены еще нет. После измены, когда миллион признаков, Алексей Александрович избегает упоминания об этом (заталкивает поглубже, чтобы избежать, боится).

11 апреля 2013 года

Лекция №6

Достоевский

Достоевский к трем китам добавляет еще кое-что. Два периода творчества: традиционный и новаторский.

ФМ родился в 1821 году в Москве во флигеле Марининской больницы для бедных (в районе театра Российской Армии). Его отец был врачом, вырвавшимся из провинциальной среды, принимал участие в войне 1812 года. Михаил Андреевич узнал, что такое страдание, и стал лекарем больницы для бедных. ФМ крещен страданием с самого начала. В Петербурге была такая же Марининская больница. В 1837 году скончалась мать. Вместе с братом Михаилом отправлен в Петербург учиться в Военно-инженерном училище, находившемся в Михайловском замке, где сын убил отца с молчаливого согласия (фактически сюжет «Карамазовых»). Обстоятельства смерти отца ФМ – до сих пор загадка. Версия – его убили крестьяне крошечного именьица в Тульской губернии (названия в «Карамазовых» - подлинные). Два раза проводилось следствие, два раза насильственная смерть не подтверждалась. Считается, что соседи не хотели обделять детей убитого последними крестьянами (они бы пошли на каторгу за убийство и никого бы не осталось).

Андрей Достоевский написал в мемуарах слова ФМ: «Нам с тобой такими отцами, такими семьянинами не быть». Так что не стоит сводить реальную смерть отца со смертью Федора Карамазова. ФМ бросает институт и сразу бросается в литературные волны. Дебют Достоевского был феерический. Замысел романа он называет «видением на Неве», страдающее титулярное сердце итп. Дмитрий Васильевич Григорович делил с Достоевским жилье и решает дать ход произведению, которое впоследствии назовут «Бедные люди». 1845 год, май, белые ночи – Григорович относит рукопись Некрасову, оба рыдают, потом решают идти к Достоевскому. Этот дивный момент потом скрашивал Достоевскому горестные минуты. В 1846 году Некрасов издал «Петербургский сборник», куда поместил роман «Бедные люди».

Роман традиционен по форме (эпистолярный роман) Макар Девушкин и Варя Доброселова. Отражает жизнь социальных низов, социальная тема. Петербург дворов-колодцев, ноевых ковчегов, где в каждой комнате по семье и по несчастью. В результате Варя уезжает с помещиком Быковым, который ее до этого соблазнил, в степи, чтобы погибнуть. Новый взгляд на маленького человека – Девушкин читает Пушкина и Гоголя (произведения, которые говорят о прежнем маленьком человеке). Гоголь его возмущает – ведь бедный человек горд, а этого Гоголь не пощадил. Девушкин – маленький человек, наделенный самосознанием, у него есть рефлексия, он видит себя со стороны, и это добавляет муки. Сцена, в которой появляется зеркало – его вызывают к начальству, чтобы поругать за пьянство, а у него отрывается пуговица, он пытается ее поймать и приделать на место. Он смотрит в зеркало и понимает, насколько жалок.

Все его романы – это повороты мысли, описывают действия, рожденные умом.

1846 год – повесть «Двойник». «Более значительного замысла у меня не было». Потом еще «Белые ночи», несколько повестей, но никакого прорыва нет. И ФМ совершает переворот в своей жизни, совершая странный для себя поступок – знакомится с главой либерального кружка Петрашевским. Там собирались «рудины», читали философские произведения социалистов-утопистов. Грянувшая в 1848 году Французская революция повлияла на Николая I, и в стране закрутили гайки. В апреле 1849 года Достоевский в числе прочих «петрашевцев» был арестован. Рывок оказался трагическим – он получает смертный приговор (за чтение письма Белинского Гоголю). В декабре приговор должен быть приведен в исполнение. Уже во время ритуала казни он проживает огромную жизнь за эти минуты, распределяет их на разные мысли. Эти 45 минут – переломные в жизни Достоевского, он переживает собственную смерть. Казнь была заменена каторгой и ссылкой. По возвращении в острог ФМ пишет письмо брату о том, как он рад жизни, как он думал о нем. На этапе встречают жен декабристов.

4 года каторги, на ногах – неснимаемые кандалы. «Записки из мертвого дома» - момент освобождения, когда с него снимают кандалы. Вышедший с каторги молодой человек попадает на дно общества, где видит настоящих убийц и разойников, поручика (прототип Мити Карамазова). Гений достигается потрясением или страданием. Ссылка в Семипалатинске – там он находит свою жену, на которой женится в 1857 году. Она была женой местного чиновника, становится вдовой. Несчастья сопровождают ФМ – она влюбляется не в него. Она умирает в Петербурге в 1864 году – сделал ли он ее счастливее, увезя из провинции в литературный мир?

ФМ был чрезвычайно непрактичным и беззащитным человеком, с долгами, обманом кредиторами. В 1858 году он с женой смог вырваться из Семипалатинска, живет в Твери («Дядюшкин сон»), потом в Петербурге и Москве. В 1861 году Александр II вернул Достоевскому дворянское звание. 1861 – «Униженные и оскорбленные». Это традиционный роман с тремя китами: исторические, социальные, психологические мотивы. УиО – роман тайн. Литератор Иван Петрович, от лица которого ведется повествование, описывает свое первое произведение – точь-в-точь «Бедные люди». Наташа Ихмеева (женщина страсти) и сын князя Волковского Алеша, которого князь вынуждает выйти за богатую княжну Катю (наивная и глупая). Алеша и Катя – больше пара, инфантильны, эгоисты. Образ злодея – князя Волковского – предсказывает Федора Карамазова (он откровенен, а все – лицемерны).

Новаторский Достоевский начинается в 1864 году – умирает жена. Она по сути была его первой любовью. Умирает и старший брат, с которым они были очень близки. В этот год появляется странное произведение вне жанра «Записки из подполья». Достоевский пробует новую манеру.

Появляется новое, четвертое измерение: идеологическое. Центральные герои являются носителями некоторой масштабной идеи. (Рудин, Базаров, князь Андрей и Пьер уже были, но тут характер идей иной – они мировоззренческие. Герои ищут ответы на масштабные вопросы, на которые нет ответа. В «Карамазовых» - глава «За коньячком», речь идет о том, есть ли бог и бессмертие. Герои живут мыслью, им необходимо доказать свою идею). Герои эти идеи проверяют жизнью. Каждый роман – это эксперимент по проверке идеи. Герой и экспериментатор, и материал эксперимента. Конкретика не так важна, как у Гончарова или Тургенева. Ставрогин в «Бесах» приходит к Шатову, последний оскорблен: «Мы два человеческих существа и встретились в беспредельности». Герои – люди, но главное не это, а системы идей. Отсюда трудность инсценировки Достоевского, в его произведениях главный герой – носитель идеи. У Достоевского изображается не герой в мире, а герой о мире.

1866 – «Преступление и наказание» открывает знаменитое пятикнижие, так называемый метароман. Герои идут сквозной линией из одного романа в другой. В этот год состоялось каракозовское покушение на царя. Этот первый шаг решения проблем насилием знаменателен. Впоследствии было много, девятое 1 марта 1881 года было смертельным. Возникает множество революционных организаций. Вопрос: применимо ли насилие для достижения высоких целей и задач?

Суть двойственной идеи Раскольникова: несовершенство мира. Начинается все с того, что молодой бывший студент задается вопросом о несовершенстве этого мира. В каждом подъезде домов возле Сенной были распивочные. Символ человеческого страдания – семья Мармеладовых, знак – Соня Мармеладова. Возникает вопрос: что же делать с несправедливостью мира? С одной стороны – Соня, с другой – старуха-процентщица. Разговор двух полюсов повторяется много раз. «Разве не загладится одно крошечное преступленьице массой добрых дел, которые можно сделать на эти деньги?» Образ Раскольникова вечен – все молодые сердца рождают эти вопросы, особенно в эпоху перемен. Современный Раскольников – герои романа Прилепина «Санькя».

Раскольников выбирает путь насилия, руками в крови спасать Сонечек Мармеладовых. Это путь любой социальной революции. Следующий вопрос: а любой ли и каждый может так решать этот вопрос? У Раскольникова возникает стройная теория, что существуют люди, избранные, которым разрешена кровь по совести, потому что они двигают человечество вперед. И речь не о Наполеоне, Раскольников говорит об ученых, пророках, поэтах. Эта идея излагается в статье, которую читали Порфирий Петрович и Раскольников. Если бы Ньютон ради известности закона тяготения должен был убить, то он убил бы, и имел бы на это право. Последний вопрос: а кто я, к какому типу я принадлежу? Эксперимент по принадлежности к типу – убью ли я старуху?

Дальше начинается рассмотрение деяния Раскольникова. Униженные и оскорбленные оказываются затронутыми его карающим мечом. Раскольников убивает не только старуху, но и беременную Лизавету. Как чувствует себя сам Раскольников? Он не выносит этой крови, заболевает, плоды убийства ему не нужны («убил, а ограбить не смог»). Возникает вопрос – а зачем тогда такой невзрачный убийца?

Набоков: «Что это за неправдоподобие – чувствительный убийца и высокодуховная проститутка?»

Роман о том, что нормальная человеческая суть противится убийству. Раскольников понимает, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая». Для того, чтобы показать проблему с разных сторон, Достоевский вкладывает эти идеи в других персонажей («система двойников»). Раскольников – Свидригайлов. Даже для толстокожего Свидригайлова справедливо противление человеческой сущности убийству.

Следователь Порфирий Петрович понимает путь Раскольникова практически синхронно, это обуславливается тем, что он сам эти мысли имел в молодости. Если несправедливость мира не трогает молодого человека – что-то не так. От своей теории Раскольников не отказывается, он приходит сдаваться, но от теории не отказывается.

В эпилоге весной Соня приезжает к Раскольникову. Сон про мучение лошади – картина апокалипсиса. Апокалипсис возникает оттого, что люди следуют логике насилия. Достоевский – христианский писатель. Нравственные рамки – способ самозащиты человечества. Логично должен появиться образ спасителя, который появляется в следущем романе – «Идиот»

«Идиот» - (1869) роман о спасителе.

Каждый раз человечество извлекает спасителя и отправляет его на Голгофу. Замысел – роман о положительно прекрасном человеке. Еще будучи в каторге, он писал «Нет ничего более важного, чем образ Христа». Прекрасный, идеальный человек должен иметь комические нотки в описании. Анджей Вайда: «Князь Мышкин – психологический портрет Христа. Что происходит, когда положительно прекрасный человек спускается с небес на землю?

Мышкин в начале видит мир порока и страданий, в котором гибнет красота. В первой части люди тянутся к Мышкину, он напрямую обращается к их внутреннему «я». Сюжет романа – от осанны до «распни меня». Это дает надежду, что можно вытащить мир из крови, грязи и страданий. Люди, потянувшиеся к князю, возвращаются к обычной жизни. Парадокс: что появился, что не появился Москве, все равно все происходит. Две героини идут к гибели ради Мышкина, католицизм – гибель Аглаи, Мышкин – идет к католицизму. Достоевский ищет ответы в христианских принципах. Настасья Филипповна не может расстаться со своим страданием. Но она не может простить, даже при условии, что ей все позволено. Аглая – гордыня добродетели, она не может простить колебаний Мышкина. Эти женщины до него не дотягивают. Люди не дотягивают до нравственного идеала, связанного христианством. По свету образа князя роман – чистый, а по результату – грустный. Мышкин – юродивый, добро может существовать только в ненормальном виде.

«Бесы» - та же идея о революции, но не в символическом виде «ПиН», а написана на основе реальных событий и революционных ячеек. Ставрогин – продолжение Раскольникова. Верховенский – будто образ Ленина, но в романе, написанном в 1872 году. Тургенев изображен с ненавистью в образе писателя Кармазинова.

«Братья Карамазовы» задумывались с продолжением жизни Алеши Карамазова. Продолжение линии и образов предыдущих романов. Алеша – продолжение Мышкина, приходящий к церкви. Князь Мышкин как идея оказался крупнее Алеши. Грушенька (подчеркнуто народный характер, наделена способностью любить) – продолжение Настасьи Филипповны. Грушенька тянется к Мите в страдании, жалеет значит любит. Катерина – продолжение Аглаи. Иван иначе формулирует идеи Раскольникова (умному человеку все дозволено). Федор Павлович Карамазов – от князя Волковского. Митенька Карамазов – национальный характер. Вопрос: кто виноват в убийстве Федора Павловича – Митя, Иван или незаконный сын Смердяков? Почему автор отводит Митю от убийства – прежний преступник, существуя в нравственной системе координат осознает преступление. Новый мир предлагает оправдание, истолкование преступления. А для Мити мир круглый, нравственные правила не нарушены. Иван продуцирует свою идею, а воплощает ее Смердяков.

Достоевский – не писатель-философ. Он не продуцирует новые идеи или системы понимания мира. Он – художник, изображающий существование идеи в человеческом обществе. Тогда ее правота или неправота – в человеческом эксперименте. Оценка идеи показана через взаимоотношения Ивана и Смердякова, как голова с руками.

Три встречи Ивана и Смердякова. Смердяков думает, что Иван изображает, что ничего не знает. Потом Смердяков рассказывает, как убил Федора Павловича. Почему Смердяков лезет в петлю? Идея проверяется только самой жизнью. Иван не готов жертвовать собой за идею. Смердяков же летит в пропасть и оказывается отцеубийцей.

Вторая страна – тема страданий человеческих, невинных. Они все очень молоды. Алеше нет двадцати, Ивану – двадцати четырех. Мите – двадцать восемь. «Да, первородный грех, но при чем тут дети?»

Двадцатый век дал такое, что пример Ивана стал идиллией. «Я и Бога не признаю, и мира Божьего не принимаю».

Нелепая поэмка «Легенда о великом инквизиторе», где доказано, что человек данной ему свободы не выдерживает. Мышкин свободен и счастлив, но он не есть идеал.

Достоевский все время говорил о том, что все романы писал в спешке. Есть ощущение неряшливости стиля, это же и аналог неряшливости мысли. На серьезные вещи не жалел времени.

Что почитать о Достоевском:
М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»

П. Волгин Биография + фильм «Жизнь и свет Достоевского»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: