Цифр в легендах

К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания

Образы.

Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она –

преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Первая принявшая

крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.

Святослав, сын Ольги. Он, по летописи, «легко ходя, аки пардус, войны многи творяше».

Едва ли не самый воинственный русский князь. Война – его обычная стихия. Одним именем

своим наводит страх на врагов: печенеги разбегаются в разные стороны, узнав, что на них

идет Святослав. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с

печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и

достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден:

предупреждает страны о нападении. Заключив мир с побежденными греками, он обещает

не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению.

Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги

Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного

брата Ярополка, стал Великим князем Киевским.

По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял

себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в

Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой

его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы

добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и

братьев.

Разочаровался в язычестве, стал христианином.

Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на

вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом

подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы

восточных славян.

Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына

Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его

смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные

же как о своем заступнике и кормителе".

билет 8

Источники и редакции "ПВЛ".

Источники:

В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые

греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало

летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава

Мудрого (1037 год).

Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития

святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция

до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре

(Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.

Состав:

Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала

Ярославу.

I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм,

поэтичность. Соединение церковной и светской историй.

Новгородский летописный Свод (1050)

II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными

рассказами.

билет 9

Истоки жанров, фольклорность "ПВЛ".

Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.

Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря

«княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды

указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское,

местное происхождение.

Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности

Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).

2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о

славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:

Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В

нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он,

«вещий» не может.

Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность

и становится причиной его гибели.

Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа,

отвергающая сватовство даже греческого императора.

Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный,

мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит

только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с

печенегами у днепровских порогов.

4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка

победил печенежского исполина.

5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка

русского человека.

6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда

утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не

греками.

Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков,

связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно,

непосредственно относится к фольклору.

билет 10

"Поучение чадам" Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра.

«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было

написано Мономахом в 1117 году.

Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).

Особенности жанра:

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-

дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно

распространено автобиографической частью.

Оно построено по весьма чёткому плану:

Вступление, обращённое к детям.

Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и

милостивости бога. Практические наставления.

Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.

Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных

явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших

похода, заключил 20 мирных договоров.

Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с

автобиографическими элементами.

Стиль:

Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников.

Любовь к природе выражается литературным языком.

Элементы живого разговорного языка (охота, походы).

Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.

Язык простой.

Часто цитирует автор псалмы, где на разные лады выражается вера, что оружие праведника

всегда торжествует.

Личность:

Высокообразованный князь (не хвастается подвигами, победами) философски осмысливший

опыт своей долголетней жизни.

Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в

схватках.

Образ князя-книголюба.

билет 11

Киево-Печерский патерик.

Описания жизни и деятельности монахов Киево-Печерского монастыря в 13 веке были

объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».

Основа- переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-

Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).

Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение

монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.

Состав:

Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)

11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.

Эти 20 рассказов -основа Киево-Печерского патерика.

Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее -рассказы о

жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.

Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с

ним победа остаётся за монахами.

Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль

рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.

Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.

Так же прославляют монахи монастырь и искусством врачевания (Агапит), писательским

мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания

(Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).

Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев

утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик

напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-

Печерского монастыря, символе единства русской земли.

Билет 12

«Cлово о полку Игореве». Историческая основа и история издания памятника.

Историческая основа - В основе лежат реальные исторические факты. С 1061 года киевское

гос-во подвергается набегам кочевников –половцев. Мономах отбросил их далеко, но после

его смерти, набеги возобновились.

Исторические события, связанные с походом и поражением Игоря и его брата Всеволода

легли в основу «слова»

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас летописные повести-

(южнорусская- Ипатьевская и севернорусская- Лаврентьевская)

Ипатьевская отличатся подробным описанием событий и сочувствием главным героям.

ЛАврентьевская более лаконична и об Игоре летописец говорит с явным осуждением.

«Слово» было написано в 1185 и 1187 гг.

История издания памятника «Слово…» было создано в Киево-Черниговской Руси. «слово…»

было открыто собирателем русских рукописей Мусиным-Пушкиным в конце 80-наале 90

годов XVIII в. Мусин-Пушкин приобрел у архимандрита(Когоо?) Иоиля, настоятеля спасо-

ярославского монастыря, рукописный сборник, судя по всему написанный в XVI в. (в районе

пскова или новгорода) В состав сборника входили произведения светского хар-ра.

Первое упоминание о находке Мусина сделал в 1972 году журналист Плавилыциков. В 1797 в

гамбургском журнале Карамзин поместил заметку о находке «песни с Игоревскими

войнами,»

Бллагодаря труду Мусина –Пушкина с привлечением Малиновского, карамзина, Бантыша-

Каменского был в 1800 году опубликовали текст «слова» с переводом на современный

русский язык, вступительной статьей и примечаниями.

У Мусина-Пушкина случился пожар(москвовский) и сгорело все, кроме печатного текста и

выписок. Сразу же многие скептики начали отрицать подлинность «слова». Они говорили,

что в русской лит-ре нет ни одного произведение, кот. Бы приближалось по своему уровню

к слову. Страстно отстаивал подлинность «слова» Пушкин А. С. Важную роль в истории

изучения текста имели издания в 1844 Дубенским. Он снабдил свое издание комментарием,

где отстаивал подлинность.

Билет 13

Идейная проблематика и художественное своеобразие «слова»

Автор «слова» ставит перед собой задачу дать полит. И худож-ную оценку событию.

Показать, какое значение имеет неудача Игорева похода. В поражении русских войск автор

винит прежде всего проявление феодальной раздробленности, эгоистическую политику

князей.

Основная идея слова- страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает

отражение во всей художественной структуре произведения. Прежде всего в сюжете и

композиции.

Билет 14

Композиция «слова о полку Игореве»

«слово» открывается небольшим вступлением. Оно не связано с ходом повествования. В нем

автор ведет диалог с читателем, подчеркивает торжественный пафос произведения. Далее

он переходит к самому повествованию о событиях похода.

В экспозиции дается лаконичная характеристика Игоря, подчеркивается6 что его поход на

половцев был совершен во имя русской земли.

Завязка сюжета- выступление русских войск. Не упоминается когда и откуда вышел Игорь, но

вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символич. Значения. Cобытия

развиваются стремительно. Автор дает краткий рассказ о первом столкновении русских с

половцами, о богатых трофеях, взятых русскими. Символический пейзаж накануне второго

сражения выступает резким контрастом. (кровавые зори, тучи, плохие предзнаменования)

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает тягостные

последствия для руси.

Символом единой Русской земли явлется Киев и великий киевский князь.

Вводится символическая картина «мутного» сна Свтослава. Бояре ему истолковывают этот

сон, рассказывая об Игоревском поражении.

Лирический плач жены Игоря Ярославны –важное звено в дальнейшем развитии сюжета(он

предворяет равязку –побег игоря из плена) Игорь возвращается в Киев и признает свою

вину.

Завершается «Слово» провозглашением славы в честь князей Игоря, Всеволода, Владимира

и их дружины.

Таким образом слово отступает от некоторых исторических фактов и не дает

последовательного рассказа о походе.

билет 15

Фольклорность "Слова о полку Игореве".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: