double arrow

Разновидности житий. Композиция

Основная часть житий –переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным

и святителям.

Житие состоит из трех частей. Вступлением- описание причины создания. Основная часть –

повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.

Первые русские жития. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития

князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба.

Сборники житий:

1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по

схеме.

2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.

3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.

Житие Феодосия Печерского. Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном.

Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных, благочестивых родителей,

о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Покинув дом, становится монахом Киево-

Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию

Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в

божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение,

трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды.

Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у

гроба).

билет 5

Анонимное сказание о Борисе и Глебе". Особенности жанра и стиля.

В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении ради власти братьев-

князей их старшим сводным братом Святополком. Повествование исполнено психологизма.

Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии

безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены

убиения далеки от правдоподобия. Святые молятся. Посланцы Святополка не прерывают

этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.

Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о

грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь

убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе

любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и

могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу.

Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически

фигуральный.

Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской

литературы.

«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как

«Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием»

такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.

Сказание, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений

исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В

древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и

вымышленным содержанием.

билет 6

Проповедническая литература XI-XII вв. "Слово о законе и благодати"

Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и

Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр

поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная

проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.

Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные

проповеди с чётко выраженной политической направленностью.

Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати»

митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано

между 1037-1050 годами.

«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как

равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.

Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства

(равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.

Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.

«Слово» построено по чёткому логическому плану:

1 часть - сопоставление Закона и Благодати.

2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)

3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».

«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и

прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение

христианства на Руси.

Стиль:

риторические восклицания

параллели с Библией

книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».

приём антитезы

билет 7

Русская летопись. Идеи и образы "ПВЛ".

«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными

летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои

комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается

вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие

жанров и стилей.

Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.

«Повесть временных лет» соединяется идеями.

Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении

Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).

Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической

самостоятельности, религиозной независимости от Византии.

Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и

народа.

Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских,

рассказы о походах князей).

Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение

восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как

отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.

Идеи. Р ассказать о прошлом Руси и определить место восточных славян среди европейских и

азиатских народов. Летописец рассказывает о расселении славянских народов в древности, о

заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав

Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается

древность славянских народов, единство их культуры, языка и письменности. Из летописи

видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца

заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшее событие в истории Руси -

принятие христианства. Центральное место в ПВЛ- рассказ о первых русских христианах,

распространении новой веры, постройке храмов, появлении монашества, успехах

христианского. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные

княжества и земли. Умножились междоусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» - мысль о

необходимости согласия между русскими князями, их взаимная ненависть– тяжкий грех,

преступление против Господа.

(Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее

благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за

родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно

связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением

к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения

князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба,

происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения

к восставшим киевлянам.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: