Фольклор

«Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская

фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора.

Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством

князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех

князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.

Глубокая насыщенность «Слова» - результат органической связи автора с устным

поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гипербола в

изображении силы, могущества и воинской доблести князей, напоминающих былинных

богатырей. В «Слове», как и в народной песне, явления природы фигурируют без

символических истолкований в духе христианского вероучения.

Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это

«солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка».

Описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято

из русского фольклора. Как и прием олицетворения (фольклорные метафоры, сравнения,

эпитеты): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю

Игорю...» - олицетворение. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены

(повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны

Игоревы!" С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам,

братья, начать старинным складом печальную повесть..?

Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной

поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму,

полную патриотизма.

билет 16

Повести о нашествии татар на Русь. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Особенности

жанра воинской повести.

В середине 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. Объединённые Чингиз-

Ханом степные кочевники, двинулись с Востока на Запад. В течение трёх лет (1237-40 год)

русский народ вёл мужественную борьбу с врагом. Феодальная раздробленность Руси

способствовала успеху завоевателей.

События, связанные с татаро-монгольским нашествием, получили широкое отражение в

литературе того времени.

Было написано несколько, вошедших в историю мировой культуры повестей:

«Повесть о битве на Калке». Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233

году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не

было согласия и единства - причина поражения.

Повесть передаёт настроение русского общества при известии о появлении монголо-

татарских полчищ. Также присутствует и религиозно-моралистическая трактовка события:

появление «языка незнаемого» - следствие попустительства божия.

" Повесть о разорении Батыем Рязани"

В 1237 году Рязань была захвачена и разорена ханом Батыем. Об этих событиях рассказывает

повесть. Повесть дошла до нас в составе летописных Сводов 16 века. Она прославляет

мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Игоревича, его братьев и рязанской

дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата.

Повесть состоит из четырёх частей:

1. Появление Батыя на границах рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с

Фёдором. Гибель князя Фёдора.

2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение

Батыем Рязани (гиперболическое описание битвы).

3. Подвиг Евпатия Коловрата (на его подвиг переносится подвиг всей дружины).

4. Обновление Рязани.

Всё произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя

значительные элементы фольклора.

Характерные черты воинской повести:

военная терминология

общие места военного быта (описание вооружения, подвиг отдельных лиц)

интересы автора преимущественно народные.

Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передаёт настроение

общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

Воинские повести отличаются от других видов повествовательной литературы своеобразным

стилем и миросозерцанием авторов. Автор подобной повести принадлежит к своеобразному

кругу людей светских и, может быть, специально военному, княжеско-дружинному.

Критики утверждают, что «Повесть о разорении Батыем Рязани» получила характер не

выдержанной в своём жанре традиционной воинской повести. Это некоторое сближение

воинской повести с произведениями житийной литературы.

БИЛЕТ#17

Житие Александра Невского. Особенности жанра.

Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой

над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.

Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности

Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный,

идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и

до кончины.

Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа («худый, грешный и

недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.

Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный

рост, великая сила, громогласность, премудрость)

Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части

Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба.

Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил

город.цы стали бояться его имени

Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой

вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое

побоище.

1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Кязь разбил их, и литовцы стали

бояться его имени.

Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю

(четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.

Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять

католическую веру. Тот отказывается.

Александр отправляется в Орду отмолить людей от беды (каких людей, от какой бедыы???!)

На обратном пути Александр заболевает, постригается в монахи, принимает схиму и

умирает. Автор оплакивает кончину своего господина.

Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в

наивысшей степени.

БИЛЕТ #18.

Слово о погибели русской земли

Принадлежит к числу севернорусских памятников, связанных с нашествием татар.

Перечисляются природные и материальные богатсва, которыми изобиловала русская земля

до татарского нашествия: огромные водные пространства и крутые горы, грозные князья и

честные бояре и т д.

Содержание «Слова» проникнуто чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым

русской земли и скорбью о её бедствиях, причиненных ей татарами.

Слово – не самостоятельное произведение, а лишь вступительная часть жития Александра

Невского. Некоторые считают, что «Слово» вообще было написано для того, чтобы показать,

в каких тяжелых условиях протекала государственная и военная деятельность А.Н. Однако

многие думают иначе – погибель Руси не вяжется с подвигами А.Н.

«погибель» - разорение, опустошение

Художественный стиль: сочетание книжного (перечисление богатств, составные эпитеты

(светло-светлая)) стиля с устно поэтическими формами песенной речи (горы крутые, холмы

высокие).

билет 19

"Моление" Даниила Заточника. Личность, стиль, жанр.

Первая половина 13 века, написано на севере. Это произведение дошло до нас в списках 15 -

16 веков, в двух редакциях.

«Моление» - послание Даниила к князю Переяславля Залесского Ярославу Всеволодовичу

(вторая редакция). Создана эта редакция накануне монголо-татарского нашествия.

Основная идея:

Характерная особенность «Моления» - стремление установить новые критерии для

определения общественной ценности человека. Впервые в древней литературе

утверждается право человека на уважение в зависимости от его личных качеств. Даниил

Заточник считает, что право человеку на уважение даёт прежде всего его ум. С риторического

прославления ума и начинается произведение. Разум противопоставляется воинской

храбрости.

В центре «Моления»- образ идеального князя - мудрого и справедливого правителя,

способного установить социальную справедливость.

Личность:

Даниил -представитель мелкого феодального военного люда - служилого дворянства.

Даниил - боярский холоп, возлагающий все свои надежды на князя, потому что он находится

в зависимом и униженном положении.

Автор - человек необычайно начитанный. Он осуждает богатство, которое развивает в

человеке «гордость и буесть». => Даниил и просит князя освободить его от боярской

зависимости и взять к себе на службу.

Отвергает Даниил и один из возможных путей освобождения от зависимости - пострижение

в монахи, не хочет жениться на богатой невесте.

Стиль:

У «Моления» свой, особый стиль. Во-первых, здесь впервые в древнерусской литературе

появляются элементы сатирического изображения действительности (монашеского быта).

В своём произведении Даниил использует книги «священного писания», заимствуя оттуда

свои изречения. Привлекает он также и «ПВЛ».

Отличительная особенность стиля - афористичность. Афоризмы Даниила в большинстве

своём книжного происхождения, но есть и народные пословицы, например:

«Всяк человек хитрит и мудрит о чужеи беде, а о своеи и мыслити не может»

Даниил прибегает к определённой ритмической организации речи путём рифмовки

отдельных поговорок.

Необычайно разнообразны и богаты сравнения. Эти сравнения восходят к книжной

литературе и к устному народному творчеству. Например: «Орёл птица - царь надо всеми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: