«Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская
фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора.
Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством
князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех
князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.
Глубокая насыщенность «Слова» - результат органической связи автора с устным
поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гипербола в
изображении силы, могущества и воинской доблести князей, напоминающих былинных
богатырей. В «Слове», как и в народной песне, явления природы фигурируют без
символических истолкований в духе христианского вероучения.
Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это
«солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка».
Описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято
из русского фольклора. Как и прием олицетворения (фольклорные метафоры, сравнения,
эпитеты): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю
Игорю...» - олицетворение. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены
(повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны
Игоревы!" С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам,
братья, начать старинным складом печальную повесть..?
Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной
поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму,
полную патриотизма.
билет 16
Повести о нашествии татар на Русь. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Особенности
жанра воинской повести.
В середине 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. Объединённые Чингиз-
Ханом степные кочевники, двинулись с Востока на Запад. В течение трёх лет (1237-40 год)
русский народ вёл мужественную борьбу с врагом. Феодальная раздробленность Руси
способствовала успеху завоевателей.
События, связанные с татаро-монгольским нашествием, получили широкое отражение в
литературе того времени.
Было написано несколько, вошедших в историю мировой культуры повестей:
«Повесть о битве на Калке». Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233
году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не
было согласия и единства - причина поражения.
Повесть передаёт настроение русского общества при известии о появлении монголо-
татарских полчищ. Также присутствует и религиозно-моралистическая трактовка события:
появление «языка незнаемого» - следствие попустительства божия.
" Повесть о разорении Батыем Рязани"
В 1237 году Рязань была захвачена и разорена ханом Батыем. Об этих событиях рассказывает
повесть. Повесть дошла до нас в составе летописных Сводов 16 века. Она прославляет
мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Игоревича, его братьев и рязанской
дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата.
Повесть состоит из четырёх частей:
1. Появление Батыя на границах рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с
Фёдором. Гибель князя Фёдора.
2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение
Батыем Рязани (гиперболическое описание битвы).
3. Подвиг Евпатия Коловрата (на его подвиг переносится подвиг всей дружины).
4. Обновление Рязани.
Всё произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя
значительные элементы фольклора.
Характерные черты воинской повести:
военная терминология
общие места военного быта (описание вооружения, подвиг отдельных лиц)
интересы автора преимущественно народные.
Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передаёт настроение
общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.
Воинские повести отличаются от других видов повествовательной литературы своеобразным
стилем и миросозерцанием авторов. Автор подобной повести принадлежит к своеобразному
кругу людей светских и, может быть, специально военному, княжеско-дружинному.
Критики утверждают, что «Повесть о разорении Батыем Рязани» получила характер не
выдержанной в своём жанре традиционной воинской повести. Это некоторое сближение
воинской повести с произведениями житийной литературы.
БИЛЕТ#17
Житие Александра Невского. Особенности жанра.
Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой
над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности
Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный,
идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и
до кончины.
Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа («худый, грешный и
недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный
рост, великая сила, громогласность, премудрость)
Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части
Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба.
Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил
город.цы стали бояться его имени
Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой
вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое
побоище.
1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Кязь разбил их, и литовцы стали
бояться его имени.
Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю
(четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.
Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять
католическую веру. Тот отказывается.
Александр отправляется в Орду отмолить людей от беды (каких людей, от какой бедыы???!)
На обратном пути Александр заболевает, постригается в монахи, принимает схиму и
умирает. Автор оплакивает кончину своего господина.
Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в
наивысшей степени.
БИЛЕТ #18.
Слово о погибели русской земли
Принадлежит к числу севернорусских памятников, связанных с нашествием татар.
Перечисляются природные и материальные богатсва, которыми изобиловала русская земля
до татарского нашествия: огромные водные пространства и крутые горы, грозные князья и
честные бояре и т д.
Содержание «Слова» проникнуто чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым
русской земли и скорбью о её бедствиях, причиненных ей татарами.
Слово – не самостоятельное произведение, а лишь вступительная часть жития Александра
Невского. Некоторые считают, что «Слово» вообще было написано для того, чтобы показать,
в каких тяжелых условиях протекала государственная и военная деятельность А.Н. Однако
многие думают иначе – погибель Руси не вяжется с подвигами А.Н.
«погибель» - разорение, опустошение
Художественный стиль: сочетание книжного (перечисление богатств, составные эпитеты
(светло-светлая)) стиля с устно поэтическими формами песенной речи (горы крутые, холмы
высокие).
билет 19
"Моление" Даниила Заточника. Личность, стиль, жанр.
Первая половина 13 века, написано на севере. Это произведение дошло до нас в списках 15 -
16 веков, в двух редакциях.
«Моление» - послание Даниила к князю Переяславля Залесского Ярославу Всеволодовичу
(вторая редакция). Создана эта редакция накануне монголо-татарского нашествия.
Основная идея:
Характерная особенность «Моления» - стремление установить новые критерии для
определения общественной ценности человека. Впервые в древней литературе
утверждается право человека на уважение в зависимости от его личных качеств. Даниил
Заточник считает, что право человеку на уважение даёт прежде всего его ум. С риторического
прославления ума и начинается произведение. Разум противопоставляется воинской
храбрости.
В центре «Моления»- образ идеального князя - мудрого и справедливого правителя,
способного установить социальную справедливость.
Личность:
Даниил -представитель мелкого феодального военного люда - служилого дворянства.
Даниил - боярский холоп, возлагающий все свои надежды на князя, потому что он находится
в зависимом и униженном положении.
Автор - человек необычайно начитанный. Он осуждает богатство, которое развивает в
человеке «гордость и буесть». => Даниил и просит князя освободить его от боярской
зависимости и взять к себе на службу.
Отвергает Даниил и один из возможных путей освобождения от зависимости - пострижение
в монахи, не хочет жениться на богатой невесте.
Стиль:
У «Моления» свой, особый стиль. Во-первых, здесь впервые в древнерусской литературе
появляются элементы сатирического изображения действительности (монашеского быта).
В своём произведении Даниил использует книги «священного писания», заимствуя оттуда
свои изречения. Привлекает он также и «ПВЛ».
Отличительная особенность стиля - афористичность. Афоризмы Даниила в большинстве
своём книжного происхождения, но есть и народные пословицы, например:
«Всяк человек хитрит и мудрит о чужеи беде, а о своеи и мыслити не может»
Даниил прибегает к определённой ритмической организации речи путём рифмовки
отдельных поговорок.
Необычайно разнообразны и богаты сравнения. Эти сравнения восходят к книжной
литературе и к устному народному творчеству. Например: «Орёл птица - царь надо всеми