double arrow

Про Белова и Чивилихина подходящей инфы найти не могу, хоть режьте. 25.Современная русская драматургия (пьесы Е.Гришковца, Н.Садур, Л.Петрушевской и др.)


Характерное особенностью драматургии 1980-х – начала 1990-х гг. является повышенное внимание к проблеме нравственных отношений в современном обществе. В содержании пьес этого времени усиливается анализ поведения простого, «маленького» человека в ситуации быта, повседневности. Героями многих произведений таких драматургов, как А.Галин, Л. Разумовская, А. Максимова, Л. Петрушевской, Н. Коляды, Н. Садур, оказываются маргиналы, люди, не вписывающиеся в систему «идеальных» общественных отношений, декларируемую официальной советской идеологией.
Наиболее значительным драматургом 1980-х гг. является Л. Петрушевская. Центральной особенностью ее пьес, так же как и прозаических произведений, является перегруженность бытом. Герои погружены в семейные неурядицы и нищету. Быт сгущается настолько, что оказывается единственной всеобъемлющей реальностью. Быт у Л. Петрушевской – это абсолютная сила, персонифицированная в деталях окружающей обстановки. Ее драматическому творчеству присуще несоответствие между поэтичностью названия («Уроки музыки», «Квартира Коломбины», «Анданте», «Три девушки в голубом») и бездуховностью, цинизмом, являющимися нормой существования персонажей. В основе конфликта пьес Л. Петрушевской лежит неустроенность быта, теснота жизненного пространства, приводящая к ненормальным отношениям поколений в одной семье, к озлобленности и ненависти к близким людям («Уроки музыки», «Стакан воды», «Лестничная клетка»). Деградация чувств отцов и детей в ситуации дележа имущества, ожидания смерти родных ради овладения квадратными метрами жилплощади свидетельствует о торжестве бездуховности в современном обществе
Обращение к бытовой стороне жизни характерно и для драматического творчества Н. Садур. Однако в ее пьесах, в отличие от Л. Петрушевской и Н. Коляды обыденная обстановка осложняется наличием необъяснимых иррациональных явлений. В гнетущем социальном быту, организующем пространство ее пьес, как правило, конфликт строится на взаимодействии чем-то таинственным, потусторонним («Чудная баба», «Маленький, рыженький», «Немец», «Морокоб», «Красный парадиз», «Сила волос», «Чудесные знаки спасения», «Ехай!», дилогия «Заря взойдет» (Ублюдок» и «Лунные волки»)). Н. Садур создает своего рода современную Гофманиаду, где носители зла имеют не только страшный облик, но и соответствующие имена («странная баба «Убиенько», ночной щекотун Древняк, коварный темный Дырдыбай, Сальмонелла, Полугармонь, Морокоб). Вталкивая человека в пространство между Добром и Злом, Любовью и Пустотой, Н. Садур конструирует не просто экстремальную, но катастрофическую, почти апокалиптическую, ситуацию (например, пьесы «Чудная баба», «Морокоб») и, отстраняя все случайное, оставляет человека один на один с сутью бытия.
Отдельное место в развитии драматургии конца 1990-х – 2000-х гг. принадлежит Е. Гришковцу. Являясь драматургом, актером и режиссером в одном лице, Е. Гришковец приобрел чрезвычайную популярность благодаря своим оригинальным монодрамам – пьесам, в которых только одно действующее лицо. Рассказчик в монопьесах Е. Гришковца – неловкий, наивный «молодой человек 30 – 40 лет», смущающийся того, что ему необходимо всказаться и не уверенный в том, что будет услышан и понят. Таким образом, текст пьесы состоит из обширного монолога этого единственного героя, и содержанием монодрамы являются эмоции и ощущения, владеющие персонажем в настоящий момент. Наиболее известны монопьесы Е. Гришковца «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты».
В ряде пьес драматурга действуют два и более персонажа («Планета», «Записки русского путешественника», «Город», «Зима»). Отсутствующий, но подразумевающийся в монодрамах собеседник здесь материализуется. Однако диалоги в этих произведениях носят достаточно условный характер, представляя собой соприкасающиеся друг с другом монологи. Разговоры этих пьесах нередко становятся столкновениями разных мнений, различных жизненных опытов.
Итак, развитие современной отечественной драматургии ознаменовано активными эстетическими поисками, соединением традиционных и авангардных форм, вниманием к многообразным проявлениям человеческого существования.












Сейчас читают про: