Футуризм.
Акмеизм.
1. Зарождение акмеизма;
2. Значение объединения «Цех поэтов»;
3. Представители акмеизма;
4. Программа акмеизма;
5. Особенности акмеистической поэзий.
В 1909 г. в журнале «Аполлон» появились первые стихи Гумилева. Они отличаются от символизма.
В 1911 г. в Петербурге в среде поэтов возникает новое объединение «Цех поэтов» (Поэзия – это такое же ремесло, только работа со словом).
20 октября 1911 г. – первое заседание. Два поэта, Гумилев и Городецкий.
В 1912 г. на заседании было решено заявить о себе в прессе и назвать по-другому. Гумилев предложил адамизм – мужество, твердый взгляд на жизнь. Было принято назвать акмеизмом (от слова «акме» - расцвет, высшая степень чего-либо, вершина, острие). Это было описано в статье Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Четыре краеугольных камня: Шекспир (внутренний мир человека), Грабле (тело и его радость), Вийон (жизнь во всех ее проявлениях и противоречиях; жизнь, которая знает и Бога, и порок), Готье (нашедший в искусстве достойные формы).
Городицкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» (борьба между акмеизмом и символизмом сводятся к борьбе за реально существующий мир).
Осип Мандельштамп «Утро акмеизма» (значение внутренней внешней композиции, об архитектонике стиха) Камень – основа основ. Слово – это камень. Сборник «Камень».
Представители: Гумилев, Мандельштамп, Ахматова, Зенкевич Михаил, Влад Нарбут, Адамович, Лозинский, Иванов и другие.
Организационные центры: «Аполлон» редактор С. Маковский, журнал «Гиперборей» редактор М. Лозинский.
Объединение «Цех поэтов» просуществовало до 1914 г.
Ирина Одоевцева «На берегах Невы, на берегах Сены – о тех, кого она знала в Париже».
В 1921 г. Николай Гумилев обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре. 31 августа или 1 сентября был расстрелян.
1. Группы поэтов-футуристов;
2. Программы футуризма;
3. Представители русского футуризма;
4. Особенность футуристической поэзии.
В 1910 г. возникают несколько футуристических групп. Их было много разных, но объединяет их только название, возникшее в Италии.
В 1909 г. Маринетти опубликовал манифест «Футуризма» (утверждал полный разрыв с традиционной культурой; пропагандировал культ…, прокламировал апологию войны, его эстетическая платформа была крайне агрессивна).
Возникшие группы в Москве:
¾ «Мезонин поэзии» Вадим Шершеневич: Ивнев, Рюрик, Хрисанф;
¾ «Центрифуга» Сергей Бобров: Пастернак, Николай Асеев;
¾ «41 градус» Илья Сданевич: Игорь Тереньев;
¾ В 1910 г. «Гилея» Давид Бурлюк: его два брата Николай и Владимир Бурлюки, Василий Каменский, Вильемир Хлебников, Елена Гуро. В 1912 г. к ним примкнули Маяковский и Крученных.
Будетляне - российские футуристы (против итальянских (агрессивных) футуристов).
Кубофутуристы (кубисты).
1910 – «Садок судей» первый сборник российской группы футуристов Давид Бурлюк, Вилемир Хлебников и Василий Каменсикй.
1912г. – манифест «Пощечина общественному вкусу». Это был полемический прием для привлечения к себе внимания. Это был их протест против косности, устоявшихся принципов.
Кубофутуризм был течением урбанистическим (пронизанным течением города). Здесь отражаются:
· ритмы города, с часто его огрубленной лексикой;
· ярко выраженная психология «человека улицы»;
· демонстративное соединение высокого плана бытия и низкого;
· обновление поэтического языка, как они утверждали;
· главный технический принцип – принцип «сдвига»;
· новое отношение к слову порождает массу авторских неологизмов, в том числе и гибридных слов;
· использование вульгаризмов, включение в текст технических терминов;
· отказ от знаков препинания;
· попытка ввести телеграфный синтаксис (без предлогов);
· попытки использовать музыкальные и математические знаки;
· включение графических символов;
· включают эксперименты с расположением слов;
· использование разноцветных и разномастных шрифтов;
· активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и пр.;
· мировое пространство они воспринимают для себя как сценическую площадку;
· грядущая революция для них желанна;
· совместные выставки: «бубновый валет», «Ослиных хвост» – самые известные из них (книга Бенедикта Лившеца «Полутороглазый стрелец»);
· главные элементы – линия и цвет;
Сборники, которые открываются манифестами, статьями: «Садок судей II», «Сдохла луна»
Москва