Крестовые сёстры»

Гг – Петр Алексеевич Маракулин, непроясненность его сознания. 1 этап – состоит в инфантильной детскости. Она заканчивается по воле случая, когда М увольняют со службы. Герой от инфантильной радости переходит в состояние загнанного зверя, которого все избегают, по логике Р это состояние обиды и одиночества, иррационализма окружающего целительно, т.к человек способен выйти за рамки собственной судьбы, обрести крестовых сестёр, увидеть, что страдают вокруг все. М живёт в доходном Бурковом доме. Все страдают, особенно женщины, женская судьба, как проекция российской жертвенности. Три героини носят имя Вера. Носительницы этого имени утратили веру в божественную справедливость. Судьба женщины – стать жертвой насилия, в т.ч телесного. Самая жертвенная судьба у матери М, она подвергалась насилию. Мифологическая логика Р ведёт к парадоксальному повороту – женщины-жертвы винят себя, несут один крест, принимают всё зло на себя. Спасение в доведении до предельного страдания. М, видя страдание людей, приходит к Медному всаднику, он жертва петровской истории, раздробленное сознание. Контаминация из реплик разных персонажей, которые по своему пытались спастись. М в себя вбирает несчастия и выдает Медному всаднику, но может ему только пожаловаться, выразить порождение безумного сознания. Последний этап – гибель, по опосредованной вине П1. Погибает в ночь с субботы на воскресенье на Троицу. Необъяснимая гибель жертвы, которая в себя вобрала все насилие петровской истории и гибелью должна возвестить о начале нового этапа.

Импрессионизм в контексте старшего символизма.

Импрессионизм как эстетическая и поэтическая особенность. Искусство рубежа эпох получило название стиля модерн (югенстиль). Он оппонировал позитивизму, рационализму, империзму, делал ставку на идею природного произрастания, на линию растительной геометрии (Врубель, Рерих). В словесном искусстве стиль модерн оформился в направление импрессионизма. Русский импрессионизм не дал манифестов и стройности системы. В соответсвии с классическим значением слова импрессионизм, поэтика опирается на первичное, чувственное, воссоздание впечатления от действительности.

Константин Бальмонт (1866 - 1942)

Являлся уникальным переводчиком, знавшим огромное количество языков. Был путешественником, добравшимся до самых отдалённых краёв. Он чувствовал себя органичнов мировой культуре. Первый сборник «Под северным небом», 1894г., «В безбрежности» 1895, «Тишина» 1897, «Грящие здания» 1900, «Будем как солнце», «Только любовь», «Литургия красоты» 1905.

Трансформация от декадентства свидетельствует о эволюции, промежуточные сборники в безбрежности и Тишина, затем близок к классическому младо символизму.

Б обнаруживает культ мгновения, впечатление от него, способность видеть в любом мгновении вечность. Обилие флоры: ландыши, травы, ковыль. Гибкость мира и растительности, восприятие мгновенной смены мира – классическая импрессионистская поэтика, характеризующаяся определённым набором определённых тропов. Лирический субъект Б культивирует не только мир, как смену впечатлений, но и себя видит стихийным гением, в котором угадывается романтический тип сознания, такой тип сознания, который категорически не приемлет обыденную жизнь, тип надмирного сознания. По горизонтали – безбрежность, по вертикали – я мечтою ловил уходящие тени…

«Я мечтою ловил уходящие тени…» - эпиграф к сборнику «В безбрежности».

Позиция надмирности завоевывается лирическим субъектом, романтические штампы. Позиция надмирности важна, чтобы утвердиться в своей сверхчеловечности, установить контакт со всей вселенной, я = мир. ЛГ способен блуждать, блуждающий дух, осваевающий мир экстенсивно, оказывается вечным путником, спутником любой культуры. Много географических названий в стихах. Путешествие не только в пространстве, но и во времени. Границы размываются между территориями, культурами, вся культура – единый текст-миф.

Романтический тип сознания в пределе постижения всех культур ведёт в мир иной, который оформлен как лунный мир, загадочные сны, пение, вздохи.

Концепция творчества: стихийный гений – акцент на непредсказуемости, концепция искусства предполагает опору на сиюминутные впечатления.

В 1900-е годы появляется другой поворот к интенсивности переживаний («Четверогласие стихий»), ставка на интенсивность, способность лг переживать интенсивно. Интенсивность переживания не уводит от поэтической доминанты, впечатления вбираются теперь не последовательно, но вбираются и воплощаются синхронно. Это впечатление не только от космического мира, но и от любви. Символизм Б в меньшей степени демоничен.

Иннокентий Анненский (1855 - 1909)

Преподавал древние языки, занимался переводами античной классики. Как преподаватель, не мыслил своего вхождения в современную поэзию. Анненский оставил только 2 поэтических сборника «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец». Названия выдавали врождённую скромность, нет автомифологизирования, подписывался Ник-т. О – культурная генеалогия (Одиссей), и нежелание к афишированию.

«Кипарисовый ларец» делился на 2 подцикла:

1. Трилистники – микроциклы из трёх стихов, объединённый названием и темой.

2. Складни – мини-циклы из 2х стихотворений

3. Размётанные листы – не связанные темой стихи. Иллюстрирует раздробленное сознание человека, фрагментарные поэтические образы.

ЛГ А идентифицируется с современным человеком (я слабый сын больного поколенья), петербуржец
, интеллигент, страдающий в условиях современного мира, этот мир узнаваем и прозаичен, мир вещный. Лексика А – прозаическая (старая шарманка, будильник \ часы, лексика тающего грязного снега, вокзальная и т.д.). бытовой прозаический мир – эстетическое поэтическое открытие, обытовление мира. Этот вещный мир демонизируется, таит в себе скрытый ужас, зло, безнадежность. Демонизация не рождает конкретных индивидуальных мифов, демонизируется ощущение мира, демоничны впечатления от мира и от собственного внутреннего мира, разъятости, болезни (Трактир жизни) – внутренний мир человека, пребывающего в страшном мире, но нет инфернальности, обыденно страшный мир. В таком мире пребывает человек (Человек - сонет) – замороченное человеческое сознание, жизнь, как заведённый механизм, человек не свободен, человек явлен, как полузверь, полуребёнок – человек в трактире жизни.

Комплекс впечатлений от трактира жизни сводится к трём состояниям: скука, мука, тоска. Часто они пишутся с большой буква. Есть динамика через скуку к муке и тоске. Скука объединяет людей, мука выделяет лг из контекста обывателей, т.к – страдание от собственной нереализованности, от жажды творчества; тоска мыслится как высокое духовное состояние, память о былом единстве с абсолютом и идеалам, свойственна творческой личности, предполагает поиски идеала (Смычок и струны).

Импрессионизм А начинает ся, когда лирические сюжеты являют собой не романтическое двоемирия, а попытку лг найти связи с этим миром. А – внутренний предатель в декадентсве. Попытки не удалиться от мира, но найти с ним связи, он не только страшный, но и прекрасный (= акмеизм) (Мучительный сонет). «Тоска вокзала» - конусообразный сюжет, противовес – паровоз, точка – символ, завершение. Обретение связей с реальным миром.

Александр Блок (1880 - 1921)

Блок представляет петербургский символизм.

Лирическая трилогия «вочеловечения».

Категория лирического героя.

Впервые термин лг употребил Тынянов в связи с лирикой Блока, имея ввиду сложные отношения между автором и героем произведения, лг не равен реальному автору, но несет в себе черты поколения и универсальные качества внутреннего мира человека. Судьба Блока драматична, вбирает в себя две историко-культурные ветви: его отец Блока оставил мать ещё до его рождения, большее влияние на него оказала мать, урожденная Бекетова, дочь ректора университета, линия русской демократической интеллигенции.

В 1909 году Б написал статью «Душа писателя», где гениально определил духовную и художественную логику, сформулировал идею и тему Пути. Он писал, что первым признаком того, что писатель не случайная величина, является чувство пути. Для Б Путь – категория духовного развития и роста, вторым – поэтическая тема, мотив Пути, движения, трагичности и неостановимости. Категория Пути обусловила структуру лирической трилогии.

Все тексты Блок структурировал трижды

Периодизация творчества

1. 1898 – 1904 – период ПД

2. 1904 – 1907-8

3. 1908 – 1916 – выходит первое ПСС, здесь в основном сохраняется хронологический принцип, в 1916 году второе СС, тексты подвергаются кардинальной правке.

4. 1917 – 1921 – третье СС, Б вновь перерабатывает свой трехтомник.

Принцип редакций: нарушение хронологии, шедшее под императивом категории пути – эволюция духовного пути автора. «на железной дороге» сначало был в цикле «Страшный мир», затем Б перенес его в цикл «Родина». Страшный мир и родина не только не разделены, но и сообщаются.

Обратная эволюция – от младосимволистской мистики первого тома к декадентской картине мира третьего тома.

Лирическая трилогия Б – смена устойчивых картин мира в центре которых один доминирующий образ-символ. Образ-символ в первом томе – ПД, картина мира второго тома: образ-символ – стихийная жизнь; третий том: усложнение картины мира, два доминирующих образа-символа – страшный мир и родина.

1 том – дом (дом, как культурное пространство).

2 том – пир (высвобождение внутренних страстей и инстинктов).

3 том – мир (состояние души, когда герой вдруг оказывается перед выбором, понимает, что наступила потребность вочеловечение, человек общественный, бесстрашно смотрящий в лицо миру).

Неформальный характер структуры лирической трилогии.

1 том.

«Ante lucem» дань университетскому образованию, диалог с великой культурой, ученический цикл, диалог с романтизмом. Б в качестве предшественников йенских романтиков, Жуековского и т.д. Поэтика, игра романтическими штампами, игра культурными языками.

«Стихи о ПД»

1. единственный цикл, в котором тексты сохраняют хронологическую последовательность, может прочитываться, как лирический дневник.

2. прочитывание этого цикла сквозь авторскую биографию. Доминирующий Соловьевский (духовный отец младосимволистов) миф о вечной женственности.

«Распутья»

Лг после кризиса идеала пребывает на духовном перекрест

Лирический цикл – способ интеграции, объединение, в которм каждое стихотворение приращивает смысл в общем контексте.

У Б каждое стихотворение играет роль эпиграфа.

Соловьевский миф о вечной женственности в цикле «Стихи о ПД».

Категория стихии во втором томе трилогии.

Трагический образ человека страшного мира в третьем томе трилогии.

Образ Руси-России в цикле «Родина».

Образ современной России, некрасовские образы. Социальное страдание ослажняется ситуацией любовного романа лг и Родины. Символистко-романтически. В стихах протекает любовный роман России и лг. Женский облик России не столько некерасовско-материнский, сколько Россия наделена молодостью, молодая страна, невеста, жена, молодая девушка. Россия вспоминает о прекраснодамности. Черты ПД в национальных декорациях, создается неразделимый облик России-женщины. Один из сквозных сюжетов – любовный союз, супружество лг и России. Путь – трагический, линейный, неестественный. Готовность разделить с возлюбленной Россией страшный и трагический путь. Россия страна молодая («Новая Америка»). Россия, погибшая под железными колесами судьбы (железная дорога была наделена сильной семиотикой, мифологизацией). Железная судьба, железный век, история, цивилизация, тоска (дорожная, железная). Мотив невостребованной юности, любви и красоты, нереализованность России.

Мотив изменчивости или противоречивости и непостоянства национального мира («Грешить бесстыдно, непробудно…»). Перепады святости и греховности, Россия не только не идеализируется, но и подчеркивается ее греховная субстанция.

Исторический аспект: лирический герой готов к сораспятию. Лг включает в себя общность мы – голос поколения. Зарождение лирического образа Христа. Соразмерение своей скорбной судьбы с высокой жертвенной судьбой Христа.

Поэмы Блока («Соловьиный сад», «Возмездие», «Двенадцать»)

Третий том не только переплетение картин страшного мира и родины. Цикл «Ямбы». Поэма «Возмездие» - 4хстопный ямб. В ямбах происходит обратный процесс, жизнь и нежизнь встают на свои места. «Арфы и скрипки» - музыкальное звучание мира. Цикл «Итальянские стихи», утрата Италией памяти о прошлой гениальной культуре. Цикл «Кармен» (Л. А. Дельмас), зерно, из которого выросла поэма «Соловьиный сад». Испанско-циганская тема – некий анахронизм в 3м томе страшного мира. Этот цикл родился в процессе написания поэмы «Соловьиный сад». На цикл Б перенес рефлексию над работой поэмы СС. Одна из ключевых лирических ситуаций – ситуация выбора. Эта ситуация выбора дополняется выбором между страстью и долгом. Страсть не только как любовная, но и страсть творчества. Первое стихотворение к циклу «Страшный мир» - «К музе»: природа творчества – демоническая страсть, которая изымает человека из истории, жизни, этики. Блок пересматривает свое понимание лирики, как сферы реализации эстетического сознания («Отныне я не лирик, так как лирика не учит жизни»). Односторонность и ущербность лирического типа сознания. Блок признается в потребности иной жанровой формы – поэмы, позволяющей эпически охватить действительность, выйти из индивидуальных рамок.

«Соловьиный сад».

Поэма цементируется сюжетом судьбы лг, который будто бы избрал свою земную стезю – тяжелый неэстетический труд. Семантика осла многослойна. Песня в СС, сад воспроизводит Эдем. По сравнению с циклом стихов о ПД и её непреступности, здесь тема доступности и открытости рая, где можно укрыться от тяжелых трудов. Возвращение в мир любви, страсти и вина – второй части, соблазн возвращения в сад. Третий – опамятование, герой просыпается на рассвете неизвестного дня, время и ночь и вечность. 4-й этап – готовность вернуться к трудам, самоизгнание из рая. Последняя 7ая глава – необратимые изменения, произошедшие за время его райского отсутствия. Неразрешимо двусмысленный финал () моя тропинка, чужой осел – трагическое столкновение. Самоизгнание из рая не дает возможности вернуться к себе, вечность забыла о нем, собоазн привел к необратимости измены. СС – измена своему пути, невозможно сделать тот же самый выбор, жизнь изгоняет лг, творит над ним возмездие. Трагедия невозврата и необратимости измен.

Единственный опыт Б в жанре эпической поэмы – фрагменты поэмы «Возмездие»: прозаическое предисловие, пролог, первая глава, вступление ко второй главе, третья глава, лирический вывод. Эта поэма автобиографическая, о судьбе 4х поколений дворянского рода: деды, отцы, поколение лг, гипотетическое поколение сына лг, который должен будет родится от лг и простой польской девушки. Семантика «Возмездия» – возмездие, творимое новым поколением по отношению к отцам. Каждое поколение обречено на возмездие: деды не усмотрели страшные национальные катаклизмы, оказались слепы, их беспомощность; демонизм отцов, саморазрушение, декадентский комплекс. Лг не способен сделать этический выбор. Он готов к возмездию своего сына. Пролог фиксирует ситуацию выбора. Самоотчет. Идеал Пушкина.

Двенадцать.

В контексте статей Блока, и стихотворения «Скифы». Эти тексты реализуют рефлексию Б над феноменом революции, над столкновением цивилизации и культуры с революцией. Революция – космический феномен, трагическая стихия – объект разрушения – христианство и культура. Единственное событие – убийство Петрухой Катьки – травестированная русская история, превращенная в фарс, на Катьке лежит образ ПД. Петруха пытается заглушить голос греха. Борьба внутри греха и безгреховности. Христос остается в душах, не смотря на борьбу с ним, продолжает свою жертвенную миссию, Христос как жертва – сораспятие.

Мандельштам.

Трезвый мужественный взгляд на жизнь.

1 сборник «Камень» - рализация акмеистской эстетики. Камень варьируется образами раковины, плода, которые образуют широчайшее пространство, камень – способ устроение пространства, в основе храма и дома. Слова – тоже камень, основа построения текста. Каменная семантика расширяет вечность. Раковина – дом. Плод – семакнтика произрастания. Выделяется доминантной тема архитектуры – излюбленный стиль – готика. Воплощение идеи структуризации и одомашнивания, все архитектурные сооружения несут следы человеческих культурных усилий. Ранняя поэзия М выражает не индивидуальное я. Архетиктура – след оставленной культуры. Культура не только подчиняет мир хаотической природы. Вечность и бесконечность. Они признаются, но скептически. Культура – победа над хаосом, обживание пустот. Творчество – акт созидания мира. Поэт – архитектор. Концепция социальной арихитектуры, устроительная миссия государства. Человеческий социум – хаос, нуждающийся в гармонизации.

«Петербургские строфы»

1 строфа – Россия – правовое гос-во, империя, окно в европу, блистание империи, в облачении порфирном.

Пушкинский Евгений – маленький человек, представитель всех людей, испытавших насилие истории. Для М давление истории – необходимость, с которым следует примириться во имя будущей гуманизации. Тепло культурной оболочки спасет и согреет человека. Крым как и Петербург – культурный центр, Крым зранит память об античности, об Овидии.

Искусство претворяет природу в дом, культуру, а их в религию.

Tristia.

К скорбным элегиям Овидия. Стихи писались в период революции. Это разлом культурной преемственности. Скорбь и расставание – ключевое слово. «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова».

«Сумерки свободы»

Двусмысленность слова сумерки – как рассвет и как закат. 1 строфа предполагает, что сумерки рассветные. В этом готовность лирического героя, идентифицирующим себя с сыном века, рассматривает постреволюционного времени как торжество свободы.

Но в других строфах – прославим роковое время – сумерки вечерние – предвещение гибели культуры.

Расставание.

Я изучил науку расставанья

В Петербурге мы сойдемся снова.

Стихи 21-25 гг.

Холодок щекочет темя…

«Век», 1922

Ключевые темпоральные понятия, образы – век, время, год и т.д. век – зверь с переломленным хребтом, лг взирает с жалостью и состраданием он взирает на свое историческое время. Нарастание хаоса. Флейта – позвоночник. Лг готов своей флейтой, словом, искусством готов начать связывать двух столетий позвонки.

«1 января 1924 года» - образ века очеловечен. Трвога, предчувствие неисполнимости, невозможности для поэта исполнить свою миссию, т.к век не способен к диалогу с поэтом, предвосхищение гибели собственной и века. Губы – поэзия. Органика жизни и культуры обречена. Лг не способен быть современником своему веку.

Нет, никогда ничей я не был современник…

Логика самоопровержения. Квартира – злое жилье. Попытка вписать себя в пространство новой истории

За гремучую доблесть грядущих веков…, 1937

Решимость ничего не иметь с этим веком. Метафора века-зверя, века-волкодава. Последняя попытка обратиться к веку, указать, что лг не чужой веку. Последующие строфы – несогласие с веком, не произошло гуманизации истории. Стремление изъять себя из страшного мира.

Стремительно меняется характер лг

Новые стихи – сборник.

Многие написаны ещё в Москве. Сослали его в Чердынь, Пермская ссылка. По окончании ссылки жил в Воронеже.

Московские стихи.

«Ленинград», «по звериному воет людье», «колют ресницы. В груди прикипела слеза», «квартира тиха как бумага», «жил Александр Герцевич», «Мы живем под собою не чуя страны».

Логика московских стихов. Диалог с веком не возможен, тематику можно разделить на «исторические сюжеты, персонажи», когда речь идет о нарастании социального хаоса и катастрофы, невозможность окультурить историю. Доминанта истории – уродство, искажение норм жизни, обратная эволюция, пещерность, материя жизни становится невозможной для человека. История, облекающая человека на страдания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: