Эстетика русского символизма. Старший символизм.
Соотношение терминов модернизм, декаданс, символизм.
Русское сознание отмечено декадансом. Этот термин в первом смысле шире чем модернизм и символизм. Упадок веры, утрата социальных и религиозных опор «Бог умер». Декаданс – кризис сознания. Следствие декаданской эпохи – рождение модернизма. Он охватывает все сферы искусства. Тенденция к субъективизации, повышение статуса творящего я – художника. Художник-модернист отвергает реальность, сомневается в ней, уединенное сознание. Символизм – словесное искусство, направление модернизма.
Модернизм – культурная эпоха.
Символизм – словесный вариант модернистского искусства.
Декадентство – ранняя первая стадия существования символизма, Старший символизм.
Эстетические доминанты символизма (панэстетизм).
Эволюция и периодизация русского символизма.
Новое символистское течение зарождалось одновременно в Москве и Петербурге. Важна фигура Гоголя. Журнал «Северный вестник», сначала имел народнический уклон. «Мир искусства» - журнал и объединение, «Золотое руно» и т.д. начало русского символизма можно датировать 1892-3 гг. первым манифестом стала речь Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе»: 1. Расширение художественной впечатлительности (импрессионистская сущность); 2. Мистическое содержание (выход за рамки позитивизма); 3. Символы.
Брюсов издал сборники «Русские символисты» (Добролюбов), «Под северным небом».
Появилась новая эстетика, осознающая себя как обновление русской эстетической эпохи.
З. Г. Минс предложила термин панэстетизм в качестве доминанты символистской эстетики. Панэстетизм – представление о мире как об эстетическом феномене. Постижение мира происходит в координатах эстетики и эстетических оппозиций, главная из которых красота – безобразие. Эти оппозиции равновелики, этика не работает, нельзя предъявлять требования этики. Если мир как эстетический феномен, то основное место в мире занимает субъект, творящий этот мир – художник. Главенство сознания художника. В пределе художник заменяет собою демиурга этого мира. Он – творец («Я бог таинственного мира…» Ф. Сологуб). Солипсическая концепция мира и творчества – крайняя степень субъективного идеализма, сотворение мира индивидуальным сознанием художника. Художник творит свой индивидуальный миф о мире и человеке.
Реализация панэстетической эстетики претерпела трансформацию на протяжении 3-х десятилетий. Она позволяет выделить несколько этапов внутри символизма:
1. 90-е гг. эпоха старшего символизма, декадентство.
2. 1900-е гг. эпоха младосимволизма.
3. 1910-е гг. кризис символистской эстетики при продолжении символистской практики.
4. до 30-х гг. латентный период
Союз Мережковского и Г был не только супружеским, но и творческим. Фигура Г репрезентативна в аспекте феномена жизнетворчества. Все символисты формулировали, что символист творит не только тексты, но и свою жизнь. Если мир – эстетический феномен, то и жизнь художника – эстетический феномен (Жуковский: «Жизнь и поэзия - одно»). Если художник творит миф о мирк, то туда входит и миф о себе (автомифологизирование).
Она позиционировала себя, как демоническую женщину. Главная форма реализации мифа о себе – художественные тексты. Г писала не только лирику, но и прозу. Писала дневники и статьи, была гениальным литературным критиком под псевдонимом Антон Крайний. Универсализм имел под собой претензию символистов на всеохватность. Жизнетворчество и творчество стало частью лирических текстов. Особенность лирики – неопозноваемость лирического субъекта, синкретизм. Есть мужской субъект речи, есть женский субъект. В корпусе текстов невозможно определить – мужчина или женщина. Сознательное размывание гендера связано с идеей возвращения к человеку-андрогину, идеальной синкретичной сущность в противовес земным людям. Первое собрание сочинений вышло в 1972 году в Мюнхене.
Первый текст, которым Г заявила о себе и о новой эстетике – «Песня» «Мне нужно то, чего нет на свете…».
Параметры символизма:
1. воскрешение романтического двоемирия.
2. нерасчленённый субъект сознания.
3. черты поэтики символистских текстов: заглавие, тавтологическая рифма – возвращение лирики к её молитвенным заклинательным истокам, когда слово было действенным.
4. тема душевных исканий, поиск идеала.
Г начинает с мотива отвержения и отрицания земной реальности. Романтическая концепция двоемирия предполагала, что индивидуальный мир о мире включает в себя миф и земном мире, и миф и мире идеальном. Г определяет собою декадентскую логику. Мир неволит душу поэта. Душа лирического субъекта причастна этому миру. Одна из частей души мечтает об одиночестве. Оно не насильственное и навязанное, а желанное. Одиночество может увенчаться смертью, которая – выход из безотрадного мира.
Любовь включается в идеальный мир Г («Любовь одна»), но понимается декадентски. Союз двух людей, но не может быть частным делом, появляется мистический треугольник, брачное кольцо. Третьим может быть не только человек, бог.
1. если речь идет о гнусном реальном мире, он вызывает не только отторжение, но и жалость.
3. Фёдор Сологуб (1863 - 1927)
Эстетика старшего декадентского символизма оформилась как комплекс тем, образов жанров, который роднит Гиппиус, Брюсова, С и др.
В отличие от автомифилогизирования Гиппиус и Брюсова С разводил жизнь и творчество. Относится к петербургскому крылу русских символистов. Не избавился от комплекса униженности и бедности. Жизнь с авторитарной матерью. Мотив горького детства и испытываемой боли. Учился в учительском институте, 10 лет преподавал в гимназии на севери европейской части России. Школу не любил. Его учительство обернулось первым текстом, романом «Тяжёлые сны» (1895). Вернувшись в Петербург, вошёл в круг символистов.
Сологуб – псевдоним, Тетерников Фёдор Кузмич, называли кирпичом в сюртуке. С нашёл в декадентской эстетике духовную нишу, позволившую ему выйти из реального бытового течения жизни. Для С декадентство было органичным. Сам С говорил, что декадентство – горб, который он будет нести всю свою жизнь. Его художественный мир гармонично включает лирику, романистику и малую прозу.