Способы задания движения
КИНЕМАТИКА ТОЧКИ
Движение точки по отношению к избранной системе отсчета считается заданным, если известен способ, при помощи которого можно определить положение точки в любой момент времени. Существуют три способа задания движения точки: векторный, координатный и естественный.
3.1.1. Векторный способ. Положение точки М, движущейся по отношению к системе отсчета Oxyz, можно определить, задав ее радиус-вектор
, проведенный из начала координат О в точку М, т.е.
(рис. 3.1).
При движении точки М вектор будет с течением времени изменяться по модулю и по направлению, т.е. он будет вектор-функцией, зависящей от аргумента :
. (3.1)
Уравнение (3.1) определяет закон движения материальной точки в векторной форме.
Непрерывная линия, которую описывает движущаяся точка относительно
|
Рис. 3.1.
|
данной системы отсчета, называется траекторией точки. Если траекторией точки является прямая линия, движение точки называется прямолинейным, а если кривая – криволинейным.
При векторном способе задания движения траектория точки представляет собой годограф радиуса-вектора
.
Введением радиуса-вектора, определяющего положение точки, мы не связываем себя с конкретной системой координат, что позволяет широко использовать задание радиуса-вектора как функции времени для получения основных кинематических характеристик движения. Для решения же конкретных задач обычно переходят от векторного способа к координатному и естественному способам задания движения.
3.1.2. Координатный способ задания движения заключается в представлении координат точки в виде известных, непрерывных, дважды дифференцируемых функций времени. Выбор конкретной системы координат определяется содержанием решаемой задачи. Предпочтительнее та система координат, использование которой наиболее целесообразно для данной задачи.
В прямоугольной декартовой системе координаты
точки М (рис. 3.1) задаются как известные функции времени, т.е.
,
,
. (3.2)
Уравнения (3.2) движения точки представляют одновременно и уравнения траектории в параметрической форме, где роль параметра играет время
. Если требуется определить уравнение траектории в координатной форме, то нужно исключить каким-либо образом из этих уравнений время
.
Во многих случаях бывает предпочтительнее использовать цилиндрические или сферические координаты.
В цилиндрических координатах (рис. 3.2 а) положение точки определяется радиусом
, углом
(азимут) и аппликатой
. Следовательно, движение будет задано, если
,
, и z будут известными функциями времени
,
,
. (3.3)
Рис. 3.2.
|
В сферических координатах (рис. 3.2 б) положение точки определяется полярным радиусом
, углом
и углом
(полюсный угол). Движение будет задано, если
,
,
(3.4)
– известные функции времени.
Формулы, связывающие цилиндрические и сферические координаты с декартовыми, соответственно будут
,
,
;
,
,
.
При движении точки в плоскости иногда целесообразно использовать полярные координаты. В этом случае нужно задать в виде функций времени координаты и (рис. 3.3):
, .
|
Рис. 3.3.
|
Связь этих координат с декартовыми дается формулами
,
.
3.1.3. Естественный способ. При естественном способе задания движения указываются (рис. 3.4):
· траектория точки;
· закон движения точки по траектории
; (3.5)
· начало отсчета (точка М0 на рис. 3.4);
· направление положительного отсчета дуги по траектории.
Рис. 3.4.
| Если движение происходит в сторону возрастания дуги , то дифференциал дуги , если же движение происходит в сторону убывания дуги, то дифференциал дуги будет .
|
Путь s, проходимый точкой, всегда будет возрастать и, следовательно, положителен, т. е.
.
Естественным способом задания движения удобно пользоваться, когда траектория точки заранее известна.
Все рассмотренные способы задания движения взаимосвязаны.
Рис. 3.5.
| Пусть, например, движение задано координатным способом в виде (3.2). Очевидно, что при этом проекции радиуса-вектора (рис. 3.5) на оси координат равны координатам точки М и, следовательно, можно записать
. (3.6)
Модуль найдется по формуле
|
, (3.7)
а направление определится направляющими косинусами
,
,
. (3.8)
Рис. 3.6.
| От задания движения в декартовых координатах можно перейти к его заданию естественным способом. Закон движения точки по траектории в дифференциальной форме выражается через декартовы координаты в виде (рис. 3.6)
|
Интегрируя это выражение в промежутке от
(начало движения) до какого-либо момента времени
, получим закон движения
.
Знак «плюс» или «минус» перед интегралом ставится в зависимости от выбора направления положительного отсчета дуги; если движение точки начинается в сторону выбранного положительного отсчета дуги, то следует брать знак «плюс», в противном случае – знак «минус».
Пусть в момент времени
положение точки определяется радиусом-вектором
, а в момент
радиусом-вектором
. Вектор

будем называть вектором перемещения точки за время
(рис. 3.7).
Рис. 3.7.
| Отношение вектора к промежутку времени М называется средней скоростью точки за промежуток времени
.
Скоростью в данный момент времени называется предел отношения вектора
|
перемещения точки к промежутку времени, за который произошло это перемещение, когда этот промежуток времени стремится к нулю, т.е.
. (3.9)
Из этого определения видно, что скорость точки равна производной радиуса-вектора точки по времени. На рис. 3.7 показаны средняя скорость
и скорость
точки М. Как следует из общей теории, скорость точки
– этор вектор, направленный по касательной к траектории в сторону движения точки.
3.2.1. Скорость точки при координатном способе задания движения
Рис. 3.1.
Рис. 3.2.
Рис. 3.3.
Рис. 3.4.
, то дифференциал дуги
, если же движение происходит в сторону убывания дуги, то дифференциал дуги будет
.
Рис. 3.5.
. (3.6)
Модуль
Рис. 3.6.
Рис. 3.7.
к промежутку времени М называется средней скоростью точки за промежуток времени
.
Скоростью в данный момент времени называется предел отношения вектора






