Вопрос 51

Поэтический мир Пастернака

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве - богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке - ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия. Первые публикации его стихов относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии, ряд стихотворений было переработано. Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи: «Не спи, не спи, работай, не прерывает труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда… Не спи, не спи, художник, Не придавайся сну Ты - времени заложник У вечности в плену».

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в дальнейшем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слов было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихи Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятными. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака проявляется также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их размещение в строфе необычное, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения. Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путнике, который заблудился, о метели, что увеличивает безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но именно чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, что придает ему своеобразный синтаксис. Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычны, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающие стаи девятки разлетаются с деревьев. А дальше находим такие строки: «Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф».

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленные сравнения: грачи - девятки треф - самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их порядок напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах - своеобразие поэзии Пастернака. М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Много впечатляющего, но часто трудно понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я печально чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармония». В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану» В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли: «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. К сущности прошедших дней, до их причины, до основания, к корням, к сердцевине. Эволюция, произошедшая с поэтом, была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Во многом, его стихи служат поводом для размышления над вопросами жизненного уклада. Вот, например, отрывок из стихотворения «Вокзал»:

Вокзал, не спаленный ящик Моих встреч и разлук, Испытанный друг и указчик, Начать - не исчислить заслуг…».

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы - таковы характерные черты поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким: его осуждали, травили (после написания романа «Доктор Живаго»). В те дни Пастернак напишет: «Я пропал, как зверь в загоне: где люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу хода нет. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красотой земли моей». Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака оказалось награждение его в 1958 году Нобелевской премией «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тогда Пастернака заставили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в российской, но и в мировой культуре.

У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно, интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак - большой поэт.

Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость перед миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит как бы в первый раз. Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом стихотворении. Все его поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны. Но, с другой стороны, поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям. Известно, что дети любят все, что связано с традициями их семьи, с восторгом ожидают семейных праздников. В "Охранной грамоте" Пастернак писал: "Всем нам является традиция, всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание сдержала. Все мы стали людьми в той мере, в какой людей любили и имели случай любить".

Любовь к людям - это тоже, я считаю, идет от "детскости" поэта. Она постоянно нарастает в его творчестве. В качестве примера можно привести три строфы из стихотворения, которое дало название его сборнику стихов "На ранних поездах":

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя.

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости и неудобства

Они несли как господа.

Такое отношение к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят России и обвиняют русский народ в холопстве.

Мне нравится в поэзии Пастернака какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность. Например, он пишет:

Мне по душе строптивый норов

Артиста в силе: он отвык

От фраз и прячется от взоров,

И собственных стыдится книг.

Пастернаку принадлежит и известная поэтическая строка: "Быть знаменитым некрасиво". Почему поэт стыдлив?

Почему "быть знаменитым некрасиво"? Я думаю, не только потому, что это чисто нравственные моменты, но суть еще и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным миром людей и их традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого человека.

Хотя в творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его поэзию - даже в таких стихах - за отражение жизни. Например, в его знаменитом стихотворении, где лирический герой "вышел на подмостки", разговор вроде бы ведется об искусстве, и в то же время:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе,

Жизнь прожить - не поле перейти.

Концовка поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека. Недаром это стихотворение так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество которого - сама жизнь.

Понимание поэтом трагедии жизни порождает в душах читателей ощущение неблагополучия мира, лишает их равнодушного отношения к окружающей действительности. Поэтический мир Бориса Пастернака дорог нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и честными людьми вопреки всем ухищрениям зла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: