Тематический план. Методическое обеспечение курса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Пояснительная записка

Содержание

Методическое обеспечение курса

Основная литература

1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. - М., 2002.

2. Голубков М.М. Русская литература XX века.- М., 2003.

3. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890 – 1902 гг. – М., 2002.

4. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века: Диалоги на границах столетий. - М., 2001.

5. Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М., 2004.

6. Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 веков. - М., 2001.

7. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 веков. - М.,1999.

8. История русской литературы 20 века: в 4-х кн. Кн. 1: 1910 – 1930 годы. / под ред. Л.Ф.Алексеевой. – М., 2005.

9. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская критика конца 19 – начала 20 века. Хрестоматия. – М., 1982.

10. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма. - М., 2003.

11. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.

12. Начало века: Из истории международных связей русской литературы. - М., 2000.

13. Юмор в начале 20 века: сборник. - М.,2003.

14. Русская эпиграмма 18 – начала 20 века. - М.,1988.

15. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. - М., 2005.

16. Трубина Л.А. Русская литература 20 века. - М., 2003.

17. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский. - М., 2005.

18. Я.Смоленский В союзе звуков, чувств и дум. - М., 1976.

19. Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002.

20. Романова Г.И. Русские писатели 20 века: Словарь-справочник. - М., 2003

21. Большой энциклопедический словарь. - М.,2000.

22. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. - М.,2002.

23. Русские писатели. 20 век. Биографии. - М., 2000.

24. Русские поэты XX века. - М., 2002.

25. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 2002.

26. Литература: Большой справочник. – М., 2004.

Дополнительная литература

1. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб., 2000. – С. 291.

2. Труайя А. Максим Горький. – М., 2005.

3. Клинг О. Борис Пастернак и символизм. // Вопросы литературы. - 2002. - № 2. - С. 25-59.

4. Есипов В. Об одном трагическом заблуждении Александра Блока // Вопросы литературы. - 2002. - № 2. - С. 95-103.

5. Шмелев И.С. О творчестве и о себе. // Вопросы литературы. - 2004. - № 5. - С. 265-323.

6. Яковлев Г. Лгал ли Лука? // 1 сентября. - 2004. - № 45. - С. 2-6.

7. Колобаева Л.А. Русский эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца 20 века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 6. – С. 43.

8. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // 9. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 1. – С. 35.

10. Каманина Е.В. Русский Серебряный век: писатели и направления // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 3. – С. 181.

11. Мочалова Н.В. Авторская позиция в «Окаянных днях» И.А.Бунина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 4. – С. 110.

12. Кормилов С.И. Критика Серебряного века в жанровом ракурсе // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2002. - № 1. – С. 185.

13. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.

14. Киреев Р. «Говорите мне о любви…» // Роман-газета. – 2002. - № 19.

15. Лекманов О. Русский модернизм и массовая поэзия. Стихи в журнале «Нива» 1890 – 1917. // Вопросы литературы. – 2003. - № 4. – С. 310.

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Методические рекомендации для преподавателей………………………..4

Методические рекомендации для студентов……………………………….7

Тематический план……………………………………………………….…8

Программа курса…………………………………………………………….11

Тематика и планы семинарских занятий…………………………………..25

Задания для самостоятельной работы……………………………………..34

Примерные экзаменационные вопросы……………………………………40

Методическое обеспечение курса………………………………………….43

История русской литературы XX века (1980 – начало 21 века)

Курс истории русской литературы.XX века (1980 – начала 21 века) систематизирует быстротекущий бурный литературный процесс двух последних десятилетий XX века и начала следующего столетия.

Цель курса - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о современной литературе.

Задачи курса:

· дать представление об обилии и разнообразии художественных тенденций, методов творчества, эстетическом разбросе, о полной смене литературного кода на рубеже веков;

· охарактеризовать современный литературный процесс с точки зрения его включенности в общую картину жизни страны;

· выявить закономерности, координаты, эстетические новации, сигнализирующие о динамике развития русской литературы и непрекращающейся литературной эволюции;

· приобщить студентов к проблемам современности, воспитать активное отношение к литературе и жизни.

Современный литературный процесс рубежа XX – XX1 веков заслуживает особого внимания по ряду причин: во-первых, литература конца века своеобразно подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; во-вторых, новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; в-третьих, своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XX1 века.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения курса:

-знать основные теоретико-литературные понятия курса;

-знать о современных дискуссиях и нерешенных проблемах литературоведения.

-уметь анализировать художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

-уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы;

-уметь конспектировать научную литературу;

-уметь работать с энциклопедиями и специальными словарями;

-уметь в письменной форме отвечать на контрольные вопросы по курсу;

-иметь представление об общих и специальных работах;

-понимать основные положения научной литературы по курсу;

-владеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса;

-владеть навыками самостоятельного, критического мышления.

Методические рекомендации для преподавателей
Временные рамки современной русской литературы – 90-е годы XX – начало XX1 века, то есть по настоящее время. Однако возникает необходимость изучения предпосылок, обусловивших ее нынешнее состояние. Поэтому программа охватывает период второй половины 80-х годов XX века (произведения, написанные позже 1984 года, то есть начиная с эпохи «перестройки» и утверждения «гласности») – начала XX1века. Произведения современной литературы не являются «классическими», а следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их оценкой критикой и читательским признанием сокращена, поэтому студент должен самостоятельно определить новаторство и традиции в произведениях, интерпретировать и дать оценку качественности текста.


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА


На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.
Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.
Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.
Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.
Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.
Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);
- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).
Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:
- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;
- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;
- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.
- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).
- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;
- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.
Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.

Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.

Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.

1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.

2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.

3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.

4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.

5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.

6. Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.

7. Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.

Тематический план дисциплины «История русской литературы XX века (1980 – начало 21 века)» для студентов 4 курса. В том числе: лекций - 30 часов, практических занятий - 16 (16) часов, самостоятельной работы – 62 (46) часов. Итоговая форма контроля – экзамен в 8 семестре.

№№ Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
  Культурная атмосфера рубежа 20 – 21 веков. Основные черты современного литературного процесса. «Переходный «характер современной литературы. Массовая литература и ее роль в современной культуре. Поиск героя времени. Критика и современный литературный процесс.     4 (4)
  Русский постмодернизм. Постмодернистская проза. Постмодернистские тенденции в поэзии. Концептуалисты. Метафористы. Преодолевающие модернизм. Куртуазные маньеристы. Постмодернистская драматургия. Драма Вен. Ерофеева. Театр Нины Садур. Е. Гришковец – человек – театр.   4 (4) 6(6)
  Современная проза. Автобиографизм в литературе. Новая реалистическая проза. Военная тема. Трансформация истории в литературе. Современная драматургия.   2 (2) 6(4)
  Современная русская поэзия. Последние представители Серебряного века. Поэты второй волны русской эмиграции. Поэты военного поколения. Шестидесятники. «Городская» лирика. «Тихая» лирика. «Неославянофилы». Авангардисты – радикалы. Андеграунд: диссиденты, «Лианозовская школа», «Петербуржская школа», «Московское время», «СМОГ». Поэты духовной традиции. Поэты синкретических направлений: авторская песня, рок–поэзия, популярная песня.     4(2)
  Современная русская фантастика, ее жанры и темы. Писатели – фантасты. Утопии и антиутопии в современной литературе. Жанровые разновидности антиутопии.   2 (2) 4(6)
  Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна». Литература русского зарубежья в современном литературном процессе. Многообразие эстетических ориентаций в литературе третьей волны русской эмиграции и ее взаимодействие с метрополией.     4(4)
  Современная эссеистика. Жанровые особенности. Черты эссеистического стиля.     4(4)
  Пушкинский миф в современной литературе. Игра с пушкинскими мифами в литературе постмодернизма.   2 (2) 6(4)
  Образ Петербурга в прозе 20 – 21 веков. Неоднозначное восприятие Петербурга писателями разных веков.   2(2) 2 (2)
  Жанровые формы в современной прозе. Трансформация жанров. Объединение жанровых моделей. Переосмысление периферийных жанров. Авторские жанры.     6(4)
  Современный русский рассказ: В. Астафьев, В. Распутин, Е. Попов, Ю. Поляков, А. Солженицын. Жанровое многообразие. Отражение проблем современной жизни. Рассказы-миниатюры.   2(2) 4(4)
  Сетература. Гипертекст. Архивы и библиотеки в Сети. Дискуссия о сетевой литературе в середине 1990-х гг. Литературные игры. Конкурс «Тенета». Гостевые книги. Литературная полемика в Сети. Литературные ресурсы Интернета.     4(4)
  Массовая литература конца ХХв. Ее роль. Облик массового человека 20 века. Жанрово-тематические каноны. Функции. Поэтика повседневности. Связь с фольклором. Автор в массовой литературе. Возрождение детектива.   2(2) 6(2)
  «Женский почерк» в современной прозе: Т.Толстая, Л.Улицкая, Л.Петрушевская, В.Токарева. Дискуссии о женской прозе.   2(2) 6(2)
  Итого   16 (16) 68 (46)

Примечание: в скобках указаны часы для студентов башкирской филологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: