double arrow

Семинар № 2


Литература

Вопросы

Семинар № 1.

Семинарские занятия

Поэты

В.С. Высоцкий (1938—1980)

Творческая эволюция поэта от первых стихотворных опытов, ранних пе­сен-стилизаций к зрелым и самобытным произведениям 60—70-х гг. Основные темы и мотивы стихов-песен Высоцкого. Их проблемно-тематический и жанровый диапазон. Острота постановки социальных и нравственных проблем, своеобразие художественного решения «вечных» вопросов.Стихи военного цикла («Братские могилы», «Мы вращаем Землю» и др.). Темы и образы природы, Земли, Родины-России («Песня о Земле», «Купола»). Стихи о любви, искусстве, времени, судьбе, жизни и смерти («Песня о времени», «Баллада о Любви»). Жанровое многообразие его произведений (лирика, сатира, песни-монологи и новеллы, басни, сказки, баллады и др.).

Трагедийность мироощущения, выразившаяся в восприятии собственной судьбы, трагических судеб поэтов прошлого и своих современни­ков («О фатальных датах и цифрах», «Банька по-белому» и др.). Образ лирического героя и «ролевые герои» его песенного творчества.

Реалистическая конкретность, романтическая обобщенность, сатириче­ская направленность художественных образов. Использование для создания характеров лексических и интонационных средств разговорной речи. Особенности поэтики и стиля. Экспрессивный характер речевых средств. Тенденция к взаимодействию и синтезу стилевых начал.

Классические и фольклорные традиции в творчестве поэта, его роль в создании жанра «авторской песни». Высоцкий и поэты-современники.

И.А. Бродский (1940—1996)

Начало творческого пути в России. Романтический характер ранней лирики. Осознание традиций «серебряного века» как пути к художественному самоопределению. Формирование своей творческой индивидуальности и поэтической интонации. Суд над Бродским в 1964 году, ссылка. Эмиграция в 1972 году.

Нобелевская лекция — поэтическое кредо И. Бродского. Утверждение «частности человеческого существования», примата эстетического над этическим, понимание творчества как «впадения в зависимость от языка».

Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная у Бродского. Словесность в иерархии ценностей поэта.

Книга как жанр в поэзии Бродского. Художественное единство и поэтика книг «Часть речи» (1977), «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1986) и др.

Особенности поэтики И. Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика — противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии Бродского — от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движение от точных метров к интонационному стиху.




И. Бродский — эссеист и переводчик. Проблемы ассимиляции в американской культуре.


Современный русский рассказ (2 ч.)

Жанровое многообразие. Тенденции развития жанра.

Характеристика малой прозы В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова, Ю. Бондарева, А. Солженицына. Отражение в рассказах проблем сегодняшней жизни.

Популярность циклов рассказов-миниатюр («Крохотки» А. Солженицына, «Затеси» В. Астафьева, «Мгновения» Ю. Бондарева).

Тематика рефератов и сообщений

1. «Натуралистический сентиментализм» В. Астафьева.

2. Человек и обстоятельства в рассказах В. Распутина.

3. Нравственная проблематика рассказов Е. Носова и Ю. Бондарева.

1. Кузина А.Н. Рассказы В.Г. Распутина последних лет // Вопросы филологии. – 2004. - № 3. – С. 68.

2. Заметки о современном рассказе // Дружба народов. - 1995. - № 9. – С. 130.

3. Чалмаев В.А. Исповедальное слово В. Астафьева // Литература в школе. – 2005. - № 4. – С. 6; № 5. – С. 10.

4. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». В.Г.Распутин // Литература в школе. – 2005. - № 9. – С. 2.

5. Современный рассказ // Дружба народов. – 1995. - № 12. - С.46.

6. Соколов Б. Два мира постсоветской литературы. О прозе Ю. Полякова и В. Сорокина // Дружба народов. – 1997. – № 6. – С. 185.

7. Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана (повести и рассказы) // Роман – газета. – 2005. - № 5.



8. Носов Е. Сронилось колечко (рассказы) // Роман – газета. – 2005. - № 1.

9. Носов Е. Греческий хлеб (рассказы) // Роман газета. – 2002. - № 7.

10. Астафьев В. Затеси // Роман – газета. – 2002. - № 5.

11. Астафьев В. Пролетный гусь (рассказы) // Роман – газета. – 2005.-№7.

12. Бондарев Ю. Мгновения (рассказы) // Роман-газета. – 2001. - № 19.

13. Александров Н. «Я леплю из пластелина…». Заметки о современном рассказе // Дружба народов. – 1995. - № 9. – С. 130.

14. Ганина Л.С. Рассказ В. Распутина «В больнице» // Литература в школе. – 2005. - № 9. – С. 41.

15. Валова А.И. Рассказ В.П. Астафьева «Жизнь прожить…» // Литература в школе. – 2005. - № 4. – С. 34.

16. Чалмаев В.А. «Молений и молний взаимная сила…». О новой повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Литература в школе. – 2004. - № 6. – С. 22.

Автобиографическая проза С. Довлатова (2 ч.)

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: