double arrow

Прозаики. Писатели в литературном процессе


Писатели в литературном процессе

В.П. Астафьев (род. в 1924 г.)

Трудный жизненный опыт писателя и его отражение в творчестве. Рассказы и повести 50—60-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем» и др.). Своеобразие астафьевского автобиографизма.

Творческая история и жанр «Последнего поклона» — книги о Сибири и ее людях. Изображение нравственных устоев народной жизни. Народные типы. Широта и гуманизм авторских представлений о человеке. Богатство языка писателя, его выразительные возможности. «Последний поклон» как систематизирующий центр астафьевского художественного мира.

Ответственное отношение писателя к военной теме. Повесть «Пастух и пастушка». Открытие характеров (Борис Костяев, старшина Мохнаков). Понимание войны как трагедии, изображение ее античеловеческой сущности.

Повествование в рассказах «Царь-рыба». Ощущение человеческой разобщенности, несоответствия конкретной исторической реальности исконным народным духовным ценностям. Деформации в общественной жизни. Отношение человека к природе как мерило его нравственности. Поляризация героев. Роль авторского начала. Художественная необходи­мость избранной жанровой формы.

Роман «Печальный детектив» Выбор главного героя с целью дать сгущенное, художественно впечатляющее изображение нравственных и моральных потерь в обществе. Внутренняя связь романа с предшествующим творчеством писателя. Оценка романа в критике. Исто­рия возникновения цикла миниатюр «Затеей» (издания 1972, 1982 гг., новые публикации). Смысл названия и его связь с нравственно-философской проблематикой коротких рассказов. Книга-размышление о друге-критике «Зрячий посох».

«Прокляты и убиты». Критическая полемика вокруг романа.

В.И. Белов (род. в 1932 г.)

Начало творческой деятельности, поэтические опыты. Рассказы первой половины 60-х гг.: поиск пути. Повесть «Привычное дело», ее литературный успех. Открытие человека из народа: образ Ивана Африканыча. Философская глубина повести, духовный мир деревни. Мотивы прозрения, открытие правды перед лицом смерти и природы. Стиль повести. Роль повести в развитии «деревенской» прозы.

«Плотницкие рассказы». Философия жизни героев из народа. Лиризм и юмор — непременные черты мировосприятия Белова. Сопоставление крестьянского и городского типов жизни. Повести «Моя жизнь» и «Воспитание по доктору Споку».

Судьбы русской деревни в романе «Кануны». Творческая история. Восприятие романа критикой. Своеобразие жанра романа у Белова. Фундаментальные основы прочности и цельности народной жизни в книге «Лад». Очерки народной эстетики». Синтез духовно-нравственных начал, чувства красоты и творческой практики народа. Тема жизни поколений и тема природы: единство родового, социального и природного начал в народе. Синтез красоты и правды в народной жизни.

Рассказы 70—80-х гг. Концепция жизни как абсолютной ценности на земле («Бобришный угор»). Героизм в обыкновенной жизни. Преодоление трагизма через созерцание природы, любовь и труд. Роман «Все впереди»: дискуссия вокруг романа.

Драматургия Белова («Над светлой водой», «Сцена народной жизни», «Бессмертный Кощей»).

Универсальные черты в художественном мире Белова, проникновение в глубинные основы бытия. Поэтика цельности и слитности с миром жизни отдельной личности.

Публицистика: борьба за сохранение деревни, защита крестьянина-труженика, защита земли.

В.Г. Распутин (род. в 1937 г.)

Писатель, обогативший русскую литературу оригинальным взглядом на жизнь, своей художественной «моделью» мира и человека.

Современная общественная жизнь в свете национальных и общечеловеческих ценностей. Сочетание в творчестве Распутина философско-эстетической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной. Развернутый в произведениях В. Распутина 60—70-х гг. диалог с общест­вом по кругу вопросов: о «цене» материально-технического прогресса, об отношении к природе, о роли духовных корней, о памяти и беспамятстве в общественном сознании. Аспекты философской темы «памяти» в повестях «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой» и др.

Своеобычность художественных ситуаций и характеров в повестях и рассказах В. Распутина. Идея «возвращения к истокам» и преломление черт общенародного нравственного идеала в характерах героев (Анна в «Последнем сроке»; Настена из повести «Живи и помни»; Дарья в «Прощании с Матерой»; Иван Петрович из «Пожара»).

Соединение вечных тем, философско-эстетических размышлений писателя с актуальной социальной проблематикой в повести «Прощание с Матерой». Трагизм центрального конфликта и его сюжетное воплощение. Художественная логика в изображении судьбы поколений. Реалистическое исследование причин противоречий действительности.

Поэтика прозы В. Распутина. Тяготение писателя к жанрам повести и рассказа. Средства художественного выражения драматизма событий, сочетающегося с размеренностью повествовательного «лада» произведения. Завершенность композиционного целого — в соединении с открыто­стью финалов. Приемы психологизма. Концепция художественного слова у В. Распутина.

Герои и конфликты в повести «Пожар». Функции «катастрофического» сюжета, его конкретные и символические грани. Развитие мотива «эрозии» общественной нравственности и поиск путей к ее восстановлению. Концепция личности, реализованная в образе центрального героя произведения. Публицистическое звучание «Пожара». Пафос необходимости решительных пере­мен в общественном сознании, способствующий созданию духовной почвы для радикальных преобразований общества.

А.И. Солженицын (род. в 1918 г.)

Творческий путь А. И. Солженицына. Провиденциальный строй сознания писателя и его роль в осмыслении собственной судьбы.

«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и «Записки из Мертвого Дома» Ф. Достоевского. Образ «соцгородка». Тема совестливости и достоинства. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Сюжетные и композиционные особенности. Своеобразие художественного языка.

«Матренин двор». Тема обретения рая. Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Противостояние людей и «паразитов несочуственных» в системе образов. «Матренин двор» и «деревенская проза» 1960—1970-х гг.

Дискуссии вокруг творчества А. И. Солженицына в прессе. А. И. Солженицын и «Новый мир».

1960 гг. Роман «В круге первом». Повесть «Раковый корпус». Автобиографичность и художественный вымысел. Тема земных испытаний. Тема преодоления зла в контексте традиций русской литературы. «Архипелаг ГУЛАГ»: историко-философская проблематика, жанровое своеобразие.

Насильственная высылка писателя из страны в 1974 году. Роль Солженицына в духовном, политическом, эстетическом самосознании русской эмиграции.

Речи, выступления, публицистика 70-90-х гг.: критика коммуни­стической идеологии, западной демократии и культуры, полемика с А. Д. Сахаровым, с плюрализмом русской интеллигенции в «Письме вождям» (1974), Нобелевской лекции (1978), Гарвардской речи (1978), Темплтоноской лекции (1983), статье «Как нам обустроить Россию?» (1990) и др. Призыв к самоограничению, требование возвращения к ценностям русского православия и патриотизма.

Религиозно-философские взгляды Солженицына и формулирование национально-патриотической позиции в сборнике «Из-под глыб» (1974). «Ленин в Цюрихе» (1975) в контексте эпопеи о русской революции. Пафос борьбы с Системой, утверждение высокого предназначения писателя в книге «Бодался теленок с дубом» (1968—1974).

Выход в свет Собрания сочинений на русском языке.

Работа над эпопеей «Красное колесо». Проблематика и идеи произведения. Обновление традиционной реалистической поэтики, стилистики: структурная многослойность, метод «узловых точек», символическая сгущенность повествования, использование документа и художественного вымысла, элементов киноэстетики.

Реформирование литературного языка: архаизаторские устремления пи­сателя как основа речевой практики. Идея словаря языкового расширения.

Полемика вокруг Солженицына в эмигрантских кругах и в России.

Возвращение на родину в 1994 году.

Последние рассказы Солженицына, их публикация в «Новом мире».

В.П. Аксенов (род. в 1932)

Эмиграция в 1980 году.

Тяготение к фантастике в произведениях 70-х — 80-х годов: «Поиски жанра» (1978), «Ожог» (1980), «Остров Крым» (1981), «Желток яйца» (1989) и др. Соединение фантастики с иронией, пародией. Попытка соедине­ния реализма и сюрреализма. Новаторство в области художественного языка и стиля: элементы ирреальности, гротеска, абсурда, прием множественности рассказчиков. Традиции Гоголя и Булгакова.

Автобиографизм в изображении главного героя, хроникальное начало и многоплановость повествования в повести «Золотая наша железка» (1980), романах «Ожог» (1980), «Скажи изюм» (1985). Политические реалии, проблемы самоощущения эмиграции, роль вымысла и фантастики в романе-антиутопии «Остров Крым» (1981). Реалистические традиции и стилистика, тяготение к жанру семейного романа в «Московской саге» (1991).

Саша (А. В.) Соколов (род. в 1943)

Творческие поиски писателя на родине: участие в группе «СМОГ», работа над романом «Школа для дураков» (1973). «Несоответствие» прозы писателя эстетическим канонам советской литературы. Эмиграция в Австрию и США в 1975 году.

Публикация романа «Школа для дураков» (1976). Высокая его оценка В. Набоковым. Новизна поэтики: отказ от фабулы и сюжета, самотождественных характеров в пользу свободного саморазвития языковой стихии. Сюрреалистическое и нерасчлененно-мифологическое видение мира, повествование в манере потока сознания. Глубокий авторский лиризм и аппеляция к внелогическому пониманию текста читателем.

Роман «Палисандрия» (1985) — жанровый конгломерат плутовского, псевдо-исторического, фантастического, политического романов. Роль пародии, авантюрность сюжета. Постмодернистская игра, паниронизм, сюрреалистический сдвиг как основа повествования. Сознательная ориентация автора на западные образцы: «Надобно быть европейцем».

Традиции Пушкина, Гоголя, Набокова в прозе С. Соколова. Европейские влияния, опыт Джойса. Уникальность прозы С. Соколова в контексте современной русской литературы.

С.Д. Довлатов (1941—1990)

Творчество на родине, участие в ленинградской группе «Горожане», первые рассказы.

Эмиграция в 1978 году.

Рассказ как основной жанр прозы Довлатова. Автобиография и дневник как жанровая основа книг «Соло на ундервунде» (1980), «Компромисс» (1981). «Зона» (1982). «Заповедник» (1983), «Марш одиноких» (1983), «Ремесло» (1985), «Чемодан» (1986). Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка» (1986).

Повествовательное мастерство Довлатова: рассказ и анекдот, разговорные интонации, юмор, лаконизм как определяющие черты стиля писателя. Апелляция к пушкинской и чеховской традициям. Влияние Хемингуэя, Сэлинджера.


Сейчас читают про: