double arrow

Примерные экзаменационные вопросы. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

Литература

Задания

Вопросы

Литература

1. Поэзия Серебряного века // Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002. – С. 679.

2. Субъектная структура лирического произведения // Теория литературы: В 2 т. - Т.1. - М., 2004. - С. 341-347.

3. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. - М., 2005.

4. Култышева О.М. Д.Бурлюк и В.Маяковский: теоретические декларации и поэзия // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2005. - № 5. – С. 137.

5. Кондаков И. Адова пасть (Русская литература 20 века как единый текст) // Вопросы литературы. – 2002. - № 1.- С. 6.

6. Маяковский: до и после 5 акта трагедии // Голубков М.М. Русская литература 20 века: После раскола.- М., 2002. - С. 117.

7. Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум. - М., 1976. - С. 222.

8. Метченко А. Слово о Маяковском // Маяковский В.В. Сочинения в 2 томах, т. 1. - М., 1987.

9. Кормилов С.И., Искржицкая И.Ю. Владимир Маяковский. – М., 2003.

10. В.В.Маяковский // М.М.Голубков Русская литература 20 века. – М., 2003. – С. 85.

Семинар № 12. «Серебряный век» русской поэзии (2 ч.)

«Серебряный век» и идея синтеза искусств как тенденция развития художественной жизни России. Воплощение этой идеи в поэзии, живописи и музыке.

«Нам нравятся поэты, похожие на нас». Мой любимый поэт серебряного века (чтение стихотворений, заученных наизусть).

1. Письменный анализ стихотворения И.Анненского «После концерта».

2. Сделать подборку стихотворений любимых поэтов для воображаемой антологии «Серебряный век русской поэзии».

3. Выучить 2-3 стихотворения наизусть.

Тематика рефератов и сообщений

1. Живопись серебряного века (просмотр слайдов).

2. Музыка серебряного века (слушание произведений А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского и С.В.Рахманинова).

1. Поэзия Серебряного века // Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002. – С. 679.

2. Колобаева Л.А. Русский эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца 20 века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 6. – С. 43.

3. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 1. – С. 35.

4. Каманина Е.В. Русский Серебряный век: писатели и направления // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 3. – С. 181.

5. Воспоминания о «Серебряном веке» / Сост. и автор предисловия В.Крейд. – М., 1993.

6. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия серебряного века (антология) – М., 1993.

7. Живопись конца XIX – начала ХХ в. – М., 1994.

1. Чтение и предварительный анализ художественных текстов:

В. Брюсов. Лирика. Огненный ангел.

А. Блок. Лирика, Возмездие, Двенадцать, Скифы, Балаганчик.

Д. Мережковский. Трилогия "Христос и Антихрист": Гибель богов (Юлиан Отступник); Воскресшие боги (Леонардо да Винчи); Антихрист (Петр и Алексей). Один из романов.

Ф. Сологуб. Лирика, рассказы, Мелкий бес.

Ин. Анненский. Лирика.

А. Белый. Пепел, Петербург.

А. Ремизов. Крестовые сестры.

М. Кузмин. Лирика.

Н. Гумилев. Лирика, Поэмы.

А. Ахматова. Стихотворения из сб. «Вечер», «Четки».

О. Мандельштам. Лирика.

Игорь Северянин. Лирика.

В. Хлебников. Лирика, одна из поэм.

В. Маяковский. Я Сам (автобиография). Стихотворения. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек.

М. Горький. Рассказы. Драматургия. Исповедь. Несвоевременные мысли.

Л. Андреев. Рассказы и повести.

И. Бунин. Проза. Поэзия.

А. Куприн. Рассказы. Повести.

И. Шмелев. Человек из ресторана. Лето Господне.

М. Арцыбашев. Санин.

В. Розанов. Уединенное. Опавшие листья.

М. Цветаева. Лирика. Поэма Горы. Поэма конца. Крысолов.

Б. Пастернак. Лирика.

2. Словарная работа. Основные теоретико-литературные понятия курса: направление, течение, школа, метод творчества, поэтика и эстетика, символ, жанры эпохи Серебряного века, «серебряный век», модернизм, декаданс, неореализм, символизм, символ, акмеизм, футуризм, романтический пафос, импрессионизм, экспрессионизм.

3. Чтение и конспектирование статей по изучаемому курсу:

Д.С.Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Н. Минский. Старинный спор.

В.Я.Брюсов. Ключи тайн.

А.Белый. Символизм как миропонимание.

Н.С.Гумилев. Наследие символизма и акмеизм.

О.Э.Мандельштам. О собеседнике.

А.А.Блок. Интеллигенция и революция. Искусство и революция. О назначении поэта.

Пощечина общественному вкусу. Садок судей.

4.Чтение наизусть:

Д.Бедный. Стихотворения (1 – на выбор).

И.Бунин. Лирика (1 – на выбор).

С.Есенин. Радуница (2 – на выбор).

С. Черный Стихотворения (1 – на выбор).

А.Ахматова. Вечер. Четки (2 – на выбор).

К.Бальмонт. Стихотворения (1 – на выбор).

А.Белый. Стихотворения (1 – на выбор).

А.Блок. Лирика (2 – на выбор).

Н.Гумилев. Лирика (1 – на выбор).

О.Мандельштам. Стихотворения (1 – на выбор).

В.Маяковский. Стихотворения (2 – на выбор).

  1. Конец ХIХ – начало ХХ века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России. Периодизация литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ века.
  2. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого («Смерть Ивана Ильича», «Воскресенье») и А. Чехова («Скучная история», «Невеста», «Дуэль»).
  3. Писатели реалистических течений 1890-1990-х гг. как наследники традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.)
  4. Проза И.А. Бунина 1890-1900-х гг. «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Особенности стиля Бунина.
  5. Творчество И.А. Бунина 1910-х гг. Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Тема любви («Грамматика любви»), катастрофичности человеческой жизни («Человек из Сан-Франциско»). Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев. Восприятие национального характера («Деревня»). Особенности стиля Бунина.
  6. А.И. Куприн. Проза 1890-х гг. «Психология страстей» («Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие»). Социально-психологическая повесть «Молох», особенности художественного конфликта. Проблема «естественного человека» в творчестве 90-х гг. (повесть «Олеся», «Белый пудель»).
  7. Творчество А.И. Куприна 900-х гг. Новеллистка. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы («Болото», «Гамбринус»).
  8. А.И Куприн: повесть «Поединок». Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Особенности реализма в творчестве Куприна.
  9. Творчество А.И. Куприна 1910-х гг.: утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет», «Суламифь»). Повесть «Яма». Гуманистические идеалы писателя.
  10. И.С. Шмелев. Творчество 900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Сказ и его функция в повести.
  11. М. Горький. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало («Артист», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»). Особенности стиля Горького.
  12. «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н.Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина.
  13. С.А. Есенин. Поэзия периода «Радуница». Христианское и крестьянское начало в ранней лирике. Особенности стиля поэта.
  14. Формирование в 1910 гг новых черт русской сатирической журналистики. Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Творчество Саши Черного, Тэффи, А. Аверченко.
  15. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы. Стиль, жанры рабочей поэзии. Творчество Демьяна Бедного.
  16. Понятие о модернизме, декадансе и авангарде. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.). Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние философских идей Ф. Ницше.
  17. Лирика Д.Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Обоснование Мережковским нового символистического искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово.
  18. Творчество В.Брюсова. Манифест «Ключи тайн». Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это - я»). Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта.
  19. З.Н. Гиппиус. Лирика. Тема Божьего завета, идеи неохристианства. Проблема любящего Бога и человеческих страданий.
  20. К.Бальмонт – поэт импрессионисткой стилевой тенденции в поэзии старших символистов. «Стихийный» поэт. Творческая эволюция Бальмонта – поэта. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце».
  21. Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы («Червяк» и др.).
  22. Ф. Сологуб «Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция жизни. Идеи, система персонажей, идеал «естественной языческой красоты», понятие «передоновщины».
  23. Младосимволизм. (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Теургическая концепция искусства.
  24. Роль А.Блока в развитии русской поэзии ХХ века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.
  25. А. Блок. Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Влияние поэзии и философии С. Соловьева.
  26. Революция 1905. и творчество А.Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборники «Нечаянная радость», «Снежная маска». Разрыв с символистами–мистиками.
  27. Творчество А. Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать». Синтез романтизма и символизма. Композиция, стиль, стих. Полифонизм поэмы. Романтический образ «двенадцати», образ – символ Христа.
  28. Творчество А.Белого как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. А.Белый – поэт, прозаик, критик, мемуарист, стиховед. Ранний этап творчества. Проза Белого.
  29. Кризис символизма 1910-х гг. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др.). Акмеизм.
  30. Н.Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга».
  31. А.А. Ахматова. Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали, жеста.
  32. Связи ранней лирики Мандельштама с поэзией позднего символизма. Книга стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Мандельштам и русская поэзия ХХ века.
  33. Футуризм как одно из течений русской литературы авангарда предреволюционной эпохи. Эгофутуризм (И. Северянин и др.). Кубофутуризм (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский и др.). Литературные манифесты футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово.
  34. Группы «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак) и «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев). Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств.
  35. В. Маяковский. Общественный путь поэта. Революция 1905г. и ее воздействие в формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро», «Нате!», «Вам!», «Надоело», «Эй!».
  36. Поэма «Облако в штанах» как программное произведение В.Маяковского. Маяковский–сатирик («Гимн судье», «Гимн критику», «Гимн взятке» и др.).
  37. Жанры поэзии В.Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта.
  38. Экспрессионистическая тенденция в творчестве Л. Андреева. Рассказы 90-х гг. («Ангелочек», «Петька на даче», «Баргамот и Гараська», «Большой шлем»). «Чеховские темы». Сентиментально-утопический гуманизм рассказов.
  39. Повести «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Л.Андреева. Движение к экспрессионизму.
  40. Имажинизм. Понятие художественного образа. Манифест «Ключи Марии» (1918 г.) С.Есенина. Поэма «Кобыльи кораблики», цикл «Москва Кабацкая».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: