Литература
Творческое задание
Е. Бунимович.
я не лидер в финале и не кум королю мое имя едва ли дадут кораблю
я лимит не превысил ни ума ни души не смотрел телевизор без детектора лжи
я из дубль-состава на запасном пути не служил ни в гестапо ни в торговой сети
не подверженный шизи социальных систем я отмерил полжизни а зачем
Лексика текста. Что же объединяет героев (если объединяет) Е.Бунимовича и Д.Пригова? Тип «сверхусредненного человека».
И. Иртеньев. "Елка в Кремле"
Ёлка в Кремле
В. Корки
Объявлен Новый год в Кремле Декретом ВЧК. Играет Ленин на пиле Бессмертного „Сурка“.
Смешались нынче времена За праздничным столом, Идет Столетняя война, Татары под Орлом.
Какая ель, какая ель В Кремле под Новый год! Такой не видывал досель Видавший все народ.
На ней усиленный наряд Из пулеметных лент, Висит матрос, висит солдат, Висит интеллигент.
Метет, метет по всей земле Железная метла, Играет Ленин на пиле, Чудны его дела.
Его аршином не понять И не объять умом, Он сам себе отец и мать В лице своем одном.
В ночи печатая шаги, Проходит через двор До глаз закутан в плащ пурги Лубянский командор.
Железный лях, а может Лех, Руси Первочекист, Он принял грех за нас за всех, Но сам остался чист.
Подводит к елке Дед Мороз Снегурочку-Каплан, Он в белом венчике из роз, Она прошла Афган.
В носу бензольное кольцо, Во лбу звезда горит, Ее недетское лицо О многом говорит.
Играет Ленин на пиле Заветы Ильича, Плутает разум мой во мгле, Оплавилась свеча.
На хорах певчие блюют, И с криками „ура!“ Часы на Спасской башне бьют Бухие любера.
Вопросы по тексту
Иронические метаморфозы культурно-исторических явлений (Тютчев, Блок, Кремль, Ленин, Новый год, войны, революция, Дзержинский, Лех Валенса, Каплан, Афганистан). Иронический образ страны и ее Истории. Работа над цитатами: проследить способы "вживления" цитат эпохи в текст стихотворения. Как конструируются образы исторических персонажей (Ленин, Дзержинский, Каплан, Лех Валенса)? Охарактеризуйте их новое содержание. Благодаря чему оно (содержание) возникает? Проследите развитие образа новогодней елки. С какими явлениями обычно она ассоциируется? С какими - в тексте данного стихотворения? Что нового для себя об истории страны вы узнали (если узнали)?
Тематика рефератов и сообщений
1. Пути экспериментов в современной поэзии.
2. Художественные приемы соц-арта и концептуализма.
Подберите материалы для создания своего сайта о поэте-современнике, чье творчество вас наиболее заинтересовало.
1. Д. Пригов Стихотворения // Дружба народов. – 1990. - № 4.
2. Т. Кибиров Педагогическая поэма. Возвращение из Шилькова в Коньково // Дружба народов. – 1997. - № 1. – С. 4.
3. Г. Сапгир Стихи // Дружба народов. – 1993. - № 8. – С. 164.; 1990. - № 10.
4. Жукова Е.И. Тенденции развития стиха в русской поэзии конца 20 века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 6. - С. 206.
5.Современная русская литература (1990-е гг. – начало 21 в.). – М., 2005. – С. 105.
6. Богданова О.В. Современный литературный процесс. – СПб., 2001.
7. Лев Рубинштейн. Вопросы литературы // Дружба народов. – 1997. - № 6. – С. 176.
8. Русская поэзия второй половины 20 века. – М., 2005.
Семинар № 4. Современная женская проза (2 ч.)
«Женский почерк» в современной прозе: Т. Толстая, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, В. Токарева, М. Вишневецкая. Дискуссии о женской прозе. Вечные категории бытия и их отрицание в современной женской прозе.
Тема семьи. Проблема «отцов и детей». Рассказы Т.Толстой «Река Оккервиль», «Любишь – не любишь», «Соня»: элементы, источники, основные формы (цитаты, реминисценции, аллюзии и др.) интертекста.
Типология женских образов в прозе Л.Петрушевской.
Тематика рефератов и сообщений
1. Фольклорные традиции в прозе Л. Петрушевской.
2. Поэтика заглавия повести Л. Улицкой «Сонечка».
3. «Тоска по идеалу»: женские судьбы в прозе В. Токаревой.