Литература
Вопросы
Литература
Вопросы
Литература
1. Давыдова Т.Т. Модифицированный реализм Л.Петрушевской // Дружба народов. – 2004. - № 2. – С. 115-119.
2. Щеглова Е. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе) // Вопросы литературы. – 2001. - № 6. - С. 42.
3. Феминизм // Современная литературная теория. Антология. - М., 2004. – С. 314.
4. Валикова Д. Взгляд на женскую литературу 2005 года // Первое сентября. – 2006. - № 5. – С. 39.
5. Мотеюнайте И. Чтобы мир остался жив. «Настоящие сказки» Л.Ю.Петрушевской // Первое сентября. – 2005. - № 2. – С. 33.
6. Интертекстуальные связи рассказа Т.Толстой «Любишь – не любишь» // Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003. - С. 234.
7. Материал для дискуссий // Русская проза конца 20 века: Хрестоматия. – М., 2005. – С. 206.
8. Мир и «антимир» в сказках Л.Петрушевской // Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка 20 века. История, классификация, поэтика. – М., 2003. – С. 205.
Семинар № 5. Модель мира в современной антиутопии: Т. Толстая «Кысь», Л. Петрушевская «Новые Робинзоны» (2 ч.)
Признаки антиутопии в романе «Кысь» Смысл названия. Композиция. Роль финала для понимания смысла романа. Содержание образа взрыва. Развитие образа Пушкина как символа русской и мировой культуры в сюжете романа. Культура в восприятии персонажей. Символика образа Кыси. Роль цитат в структуре текста. Процесс становления личности Бенедикта. Смысл образа Федора Кузьмича.
Семантика заглавия рассказа Петрушевской. Безумие и абсурдность повседневной жизни. Замена характеров функциями (отец, мать, дочь).
Тематика рефератов и сообщений
1. Роль финала для понимания смысла романа Т. Толстой «Кысь».
2. Дискуссии о романе Т. Толстой «Кысь».
3. Пространство романа Т. Толстой «Кысь».
1. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т. – Т. 2. – М., 2003. – С. 472.
2. Торопчина Л. Признаки антиутопии как литературного жанра в произведениях 20 века // Первое сентября. – 2006. - № 14. – С. 27.
3. Славникова О. Татьяна Толстая. Кысь // Новый мир. - №3. - 2001. - С.182.
4. Современная русская литература: 1950 -1990-е г.: В 2 т. – М., 2003. – С. 467.
5. Материал для дискуссий // Русская проза конца 20 века: Хрестоматия. – М., 2005. – С. 60.
Семинар № 6. Русский литературный постмодернизм (2 ч.)
Характеристика постмодернизма как литературного течения. Современные споры о постмодернизме.
Проблема русского национального характера и абсурдности истории в рассказе В. Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война».
Вик. Ерофеев: абсурдность истории, тема смерти, межвременной сказ как повествовательный прием («Попугайчик»); позиция страдания, боли («Галоши»). С. Соколов «Тревожная куколка»: постмодернистская игра.
Открытие фальшивой, фантомной природы советской реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра»; размывание границы между явью и сном в романе «Чапаев и Пустота».
«Голова Гоголя» А. Королева.
Тематика рефератов и сообщений
1. Виртуальность и интерактивность как творческие принципы В. Пелевина.
2. «Антифантастика» в повести В. Пелевина «Омон Ра».
1. Кононенко О.А. Два взгляда на русский литературный постмодернизм // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 6. - С. 176.
2. Современная русская литература (1990-е гг. – начало 21 в.). – М., 2005. – С. 64; 86.
3. Постмодернизм // Современная литературная теория. Антология. – М., 2004. - С. 226.
4. Шаргунов С. Удава проглотили кролики. Кое-что о «новом Пелевине» // Вопросы литературы. – 2004. - № 5. – С. 43.
5. Книги, о которых спорят: романы В. Пелевина // Вопросы литературы. – 2003. - № 4. – С. 3.
6. Русская проза конца 20 века: Хрестоматия. – М., 2005.
7. Красильников Е.Г. К проблеме изучения в школе нереалистического текста: Вен. Ерофеев, А. Битов, С. Соколов // Литература в школе. – 2004.- № 4. – С. 48.
8. Таборисская Е.М. Литературный процесс. – С-Пб. – 2003. – С. 86 – 93.
9. Ишимбаева Г. «Чапаев и Пустота»: постмодернистские игры Виктора Пелевина // Вопросы литературы. – 2001. - № 6. – С. 314.
12. Материал для дискуссий // Русская проза конца 20 века: Хрестоматия. – М., 2005. – С. 385.
Семинар № 7. Образ Петербурга в прозе 20 – начала 21 веков (2 ч.)
Неоднозначное восприятие Петербурга писателями разных веков.
В. Пелевин «Хрустальный мир»: смысл названия, двойственность Петербурга, город как литературный герой, смысл финала, реминисценции из классики.
Т. Толстая «Река Оккервиль»: интертекстуальность рассказа, трагическое разрушение мифа; условность, сказочность, метафоричность мира Толстой.
Образ Петербурга в рассказах А. Битова «Полет с героем», В. Конецкого «Огурец навырез».
Тематика рефератов и сообщений
1. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.
2. Петербург Ф.М. Достоевского.
3. Мифы о Петербурге.