Битва лапифов с кентаврами

Сдача Бреды

Пир в Кане Галилейской

Ночной дозор

Мессия

(2.55)

* * *

Характерное для Генделя мастерство хорового письма, помогающее передать движение больших человеческих масс, составило одно из крупнейших завоеваний искусства Барокко. Проследим, как это выглядело в живописи.

На пути к обрисовке людского множества голландская школа создала оригинальный специфический жанр – групповой портрет. В лучших работах подобного рода большой коллектив предстаёт не в статике парадных поз, а в активном действии, раскрывающем то, ради чего существует данное сообщество: допустим, как это заявлено в заголовке и раскрыто в самой сути картины Рембрандта «Ночной дозор».

Рембрандт

Импульс к обрисовке многолюдного действа был дан на заре эпохи Барокко. Яркое тому свидетельство – огромные полотна Поло Верон зе ([Веронэзэ] 1528–1588). Самое известное из них – «Пир

в Кане Галилейской» (1563) на евангельский сюжет о свадебном празднестве, на котором, согласно легенде, Христос совершил чудо, превратив воду в вино.

Как это часто бывает у Веронезе, мифологический мотив служит поводом для изображения жизни венецианского общества, которому он принадлежал. Вот и здесь, судя по царственной роскоши архитектуры, по ослепительной красоте одежд и количеству слуг, пирует патрицианская верхушка Венеции. О явной модернизации сюжета говорит такая деталь: среди персонажей – испанский король Карл V и турецкий султан Сулейман, а в центре картины в обличье музыкантов выполнен групповой портрет знаменитых венецианских живописцев того времени – Тициана, Тинторетто, Бассано и самог Веронезе. Полотно наполнено движением, в нём как бы слышатся голоса многоликой толпы (изображено 138 персонажей).

Паоло Веронезе

Темы для воссоздания жизни больших человеческих масс художники находили и непосредственно в реалиях современности. В картине «Сдача Бреды» ([Брэда] город в Нидерландах) Диего Веласкес живописует эпизод испано-нидерландской войны (в скобках заметим: живописует с позиций лояльного испанца, считающего оккупацию чужой страны вполне нормальным явлением). В центре этой многофигурной композиции (показаны передние фланги обеих армий, их вооружение, боевые лошади) командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу. Первый склонился в почти угодливой позе, второй полон гуманного сочувствия к побеждённому. Акт капитуляции воссоздаётся на фоне огромного пространства – расстилающаяся внизу долина с озером в клубах пожарищ как свидетельство только что отгремевшей баталии.

Диего Веласкес

Естественным было ожидать, что, в отличие от сдержанной манеры реалистического письма (скажем, у того же Веласкеса), стиль барокко и в этом смысловом поле тяготел к исключительному темпераменту с гиперболическим заострением и фантастическим антуражем. Именно такой ракурс находим в картине Лки Джорд но (1632–1705) «Битва лапифов с кентаврами».

Мифологический сюжет (кентавры пытаются похитить женщин у племени лапифов) превращён в живописнейшую «огнедышащую» фантазию: яростная схватка, сплетающиеся клубки тел, широкое включение фантастического начала (полулюди-полукони, боги на небесах, помогающие битве земных существ, диковинные летающие ящеры) – всё в этом многонаселённом полотне наполнено неистовой динамикой и мастерски объединено единым порывом бурного движения.

Лука Джордано

Неменьший темперамент художники Барокко обнаруживали и при воссоздании реалистических картин жизни. Начиналось это с жанризма Питера Брейгеля (между 1525 и 1530–1569), который «по наследству» перешёл к его сыну, Питеру Брейгелю Младшему (1564–1638). Одна из его показательных работ – «Ярмарка с театральным представлением».

В этом гигантском по числу фигур и скрупулёзно прописанном полотне живописуется красочное многолюдие с характерным для его отца акцентом, давшим повод для уже упоминавшегося прозвания (Питер Брейгель Мужицкий). Многолюдие реализовано в данном случае через множество составляющих сценок и сюжетов – на широкой городской площади каждая группа персонажей живёт собственной жизнью, так что в целом картина как бы соткана из целого ряда автономных картинок и зарисовок.

Питер Брейгель Младший

Ярмарка с театральным представлением – целое и деталь

Параллельно вошедшему в искусство Барокко воспроизведению жизни большой людской массы для миропонимания художников этой эпохи становится характерным и обострённое чувство большого пространства, подчас безмерного, в чём-то едва ли не космического. И здесь в числе первых опять-таки должно быть названо имя Брейгеля. Отчётливое представление о подобных устремлениях даёт его знаменитая картина «Возвращение охотников» (1565), где посредством сопряжения нескончаемой череды близких и дальних планов осуществляется развёртывание исключительно глубокой перспективы.

Питер Брейгель

Возвращение охотников – целое и деталь

Естественно, что два отмеченные мотива (многолюдие и большое пространство) нередко вступали во взаимодействие между собой. И выходило, что в руках мастеров даже чисто жанровая живопись оказывалась способной на концептуальные восхождения.

Такое находим, например, в полотне голландского художника

Хндрика веркампа (1585–1634) «Катанье на коньках». Внешне перед нами бесхитростная картина на темы досуга горожан в зимнее время. Но поражает изобилие ракурсов, поз, положений бессчётной толпы, разбросанной до самой линии горизонта, благодаря чему за сюжетом о незатейливых развлечениях бюргеров и за «массовкой», чрезвычайно насыщенной фигурами, проступает внутренняя идея людского муравейника, картина нескончаемой человеческой суеты. И это «кишмя кишит» предстаёт перед зрителем как на ладони – вот для чего происходящее вынесено на огромную ледовую поверхность.

Хендрик Аверкамп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: