double arrow

Вопрос 3. Участники производства по делам об административных правонарушениях

 

В юридической литературе традиционно участников производства по делам об административных правонарушениях подразделяют на несколько групп:

    1- компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты;

    2- субъекты, имеющие личный интерес в деле и не обладающие властными полномочиями (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители);

    3- лица и органы, содействующие осуществлению производства, выявлению объективной стороны (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).

    Среди лиц, наделенных властными полномочиями, выделяют лиц, осуществляющих надзор за законностью производства (прокурор).

    Суд выделяется в отдельную группу, чем подчеркивается значимость этого участника в процессе установления истины. Правовой статус участников определен в главе 25 КоАП РФ.

Компетентные органы и должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 23 КоАП РФ)   Субъекты, имеющие личный интерес в деле   Лица и органы, содействующие осуществлению производства
1.Административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков 6.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ст.25.1 КоАП РФ. 10.Свидетели - лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу – ст.25.6 КоАП РФ
  2.Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - ст.23.2 КоАП РФ   7.Потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред) – ст.25.2 КоАП РФ   11.Специалисты- не заинтересованные в исходе дела лица, обладающие познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств – ст.25.8 КоАП РФ
3.Судьи - ст.23.1 КоАП РФ – - судьи судов общей юрисдикции (районных, городских); - мировые судьи; - судьи арбитражных судов (рассматривают дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями) 8.Законные представители обеих сторон – родители, усыновители, попечители – ст.25.3 КоАП РФ (осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних либо лиц, страдающих физическими или психическими недостатками); - руководитель или представитель юридического лица по доверенности – ст.25.4 КоАП РФ 12.Эксперты - лица, обладающие специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения – ст.25.9 КоАП РФ
4.Органы внутренних дел (полиция) – ст.23.3 КоАП РФ, Приказ МВД РФ № 403 от 05.05.2012г. 9. Защитник – ст.25.5 КоАП РФ – оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (адвокат) 13.Переводчики - не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языками или навыками сурдоперевода – понимающие знаки немого или глухого, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении – ст.25.10 КоАП РФ
5.Органы (должностные лица), осуществляющие контрольно-надзорные функции – ст.23.4 – 23.66 КоАП РФ 10. Представитель – ст.25.5 КоАП РФ – оказывает юридическую помощь потерпевшему на основании доверенности 14.Понятые – любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица (не менее 2-х), которые удостоверяют подписью факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты – ст.25.7 КоАП РФ

 

КоАП (в ст. 22.1) определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями и задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени вышеназванных органов, в соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ, имеют право рассматривать:

– руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

– руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

– иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени соответствующих органов имеют право рассматривать уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов российской Федерации.

Органы внутренних дел обладают широкими полномочиями по применению административной ответственности. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.3 КоАП РФ должностные лица ОВД вправе составлять, например, протоколы практически по всем статьям гл. 20 КоАП РФ и рассматривать некоторые из них. Приказ МВД РФ от 5 мая 2012г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизирует, кто именно из числа должностных лиц ОВД и по каким статьям КоАП РФ вправе составлять протоколы.

Старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции рассматривают от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), ст.12.1, частями 1 и 2 ст.12.2, частями 1, 2, 3 ст.12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 ст.12.29, частью 1 ст.12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 КоАП РФ.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ (Глава 25) относит:

– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1);

– потерпевший (ст. 25.2);

– законные представители физического лица (ст. 25.3);

– законные представители юридического лица (ст. 25.4);

– защитник и представитель (ст. 25.5);

– свидетель (ст. 25.6);

– понятой (ст. 25.7);

– специалист (ст. 25.8);

– эксперт (ст. 25.9);

– переводчик (ст. 25.10);

– прокурор (ст. 25.11).

Рассмотрим подробнее административно-процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство, достаточно широки: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать процессуальные действия органа, должностного лица, рассматривающего дело, пользоваться услугами переводчика, а также юридической помощью защитника. Это лицо может обжаловать не только протокол об административном правонарушении, но и применение процессуальных мер обеспечения производства. Круг его прав шире, чем у иных участников производства.

Потерпевший.

Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.

Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.

Законные представители физического лица.

Права и законные интересы физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защищает его законный представитель. Он же может защищать права и законные интересы потерпевшего. Однако имеется одно условие: лица, чьи права и законные интересы защищаются, должны быть несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенными возможности самостоятельно реализовать свои права.

Законными представителями физических лиц такого рода являются их родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия законных представителей должны быть удостоверены установленными законом документами.

Для участия в рассмотрении дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, имеют право признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Законные представители физического лица имеют право и несут обязанности, которые предусмотрены КоАП в отношении представляемых ими лиц.

Законные представители юридического лица

Если административное правонарушение совершено юридическим лицом и в отношении него ведется производство, защиту его прав и законных интересов осуществляют его законные представители. В равной мере они защищают права и законные интересы юридического лица, являющегося потерпевшим.

В роли законного представителя юридического лица в соответствии с КоАП выступают его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица. Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. Последний призван оказывать юридическую помощь юридическому лицу в рамках ведущегося производства. В роли защитника может допускаться к участию в производстве адвокат на основе ордера, выданного юридической консультацией.

Законный представитель юридического лица по решению судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится данное дело, может быть признан обязательным участником производства. В других случаях (отсутствие ходатайства об отложении дела либо оставление его без удовлетворения, наличие данных о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела) дело может быть рассмотрено в его отсутствие.

Защитник и представитель

Юридическая помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть оказана защитником, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Новеллой является то, что адвокат допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, т.е. с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Если физическое лицо подлежит административному задержанию как мере обеспечения производства, адвокат допускается к участию в производстве с момента административного задержания.

Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, от имени подзащитного приносить жалобы на постановления о назначении административного наказания, т.е. он наделен широкими процессуальными правами.

Юридическую помощь потерпевшему от административного правонарушения может оказывать его представитель, полномочия которого удостоверяются доверенностью потерпевшего, оформленной надлежащим образом. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.

Свидетель.

Любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в ходе производства, судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, может быть вызвано для участия в производстве.

Часть 2 статьи 25.6 устанавливает обязанности свидетеля, связанные с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях: дать правдивые показания; сообщить все известное ему по делу; ответить на поставленные вопросы; удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Эти обязанности свидетеля подкреплены возможностью применения к нему административной ответственности за неисполнение обязанностей свидетеля (ст.17.7 КоАП).

Понятой.

КоАП предусматривает, что в случаях применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл.27) должностное лицо, в производстве которого находится дело, может привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо в качестве понятого.

Понятой – физическое лицо, присутствующее при совершении ряда процессуальных действий и удостоверяющее своей подписью факт их совершения, их содержание и их результаты. Число понятых должно быть не менее двух. Об участии в производстве понятых делается запись в протоколе.

Понятые привлекаются для проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП), осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и т.п. (ст. 27.8), при изъятии вещей и документов (ст. 27.10), досмотре транспортного средства (ст. 27.9) и т.п.

Присутствие понятых обязательно в названных и иных случаях, предусмотренных гл.27 КоАП.

Специалист.

Нередко в процессе производства по делам об административных правонарушениях возникает потребность в привлечении людей, обладающих познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, т.е. специалистов, обладающих такого рода познаниями. Конкретизация целевого назначения специалиста в настоящем Кодексе не содержится. В старой редакции КоАП такой участник производства по делам об административных правонарушениях не был предусмотрен.

Права специалиста выражаются прежде всего в ознакомлении с материалами дела, которые относятся к предмету действий, совершаемых с его участием (поиск и изъятие доказательств и т.п.). Он также вправе делать замечания и заявления по поводу совершаемых им действий, заносимые в протокол. Кроме того, с разрешения судьи, должностного лица, а также лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, он может задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшему и свидетелю.

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Отказ или уклонение от исполнения обязанностей влечет административную ответственность по ст. 17.9 КоАП.

Эксперт.

В качестве участника производства по делам об административных правонарушениях может быть привлечен эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

В принципе эксперт – это тоже специалист в какой-то области, проводящий экспертизу, т.е. исследование какого-либо вопроса, требующего специальных познаний. Четкого определения его функционального назначения КоАП не дает; налицо совпадение его качеств с качествами специалиста.

Эксперт знакомится с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявляет ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи экспертного заключения, вправе задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы лицу, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшему и свидетелям (с разрешения ведущих производство по данному делу), указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые были установлены при проведении экспертизы, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

В обязанности эксперта входит явка по вызову для участия в деле об административном правонарушении, проведение экспертного исследования, дача объективного заключения по поставленным перед ним вопросам, а также требуемых в связи с содержанием его заключения объяснений.

Если поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения, эксперт вправе отказаться от дачи экспертного заключения.

Ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ст.17.9 КоАП.

Переводчик.

В соответствии с ч.1 данной статьи любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо может быть привлечено к производству по делу об административном правонарушении в качестве переводчика при условии, что оно владеет языками или навыками сурдоперевода (понимание знаков немого или глухого), необходимыми для обеспечения производства.

Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода (ст.17.9 КоАП).

Прокурор.

Особый участник производства по делам об административных правонарушениях – прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ) в пределах своих полномочий вправе:

1. Возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2. Участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3. Приносить протест на постановление об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: