Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административные правовые отношения: признаки, элементы, содержание и их виды




Административные правовые отношения -это регулиру­емые и охраняемые нормами административного права управ­ленческие отношения сторон (субъектов и объектов управле­ния), складывающиеся в сфере деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, уполномоченных должностных лиц, а также отношения управленческого характера, возникающие при осу­ществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управлен­ческие отношения, которые возникают в сфере негосударствен­ного управления в связи с осуществлением (в соответствии с законом) этими субъектами функций и задач государственно­го управления.

В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуали­зируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции,

задачи и ответственность участников (субъектов и объектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздей­ствуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат со­гласованности управляющего, упорядочивающего и преобра­зовывающего воздействия со стороны субъекта управления (на­чальника) на объекты управления (подчиненных) в процессе реализации функций и задач государственного управления.

Право само по себе не может быть реализовано без приме­нения соответствующих способов и средств его обеспечения, поэтому органы исполнительной власти, государственного уп­равления, администрации органов МСУ, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и за­дачи государственного управления, наделяются государствен­но-властными полномочиями (распорядительством) применять в необходимых случаях меры государственного принуждения или стимулировать добровольное исполнение управленческих решений.

Исходя из выше сказанного основными признакамиадми­нистративно-правовых отношений являются:

1) в отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения имеют односторонний государственно-властный характерв процессе осуществления управленчес­ких отношений при реализации внешних и внутренних функ­ций и задач государственного управления.

Субъект управления (орган исполнительной власти, госу­дарственного управления, администрации органов МСУ, их должностные лица) при этом оказывает сознательное (воле­вое), целенаправленное и упорядочивающее воздействие на объекты управления (подчиненных) в форме и методах, опре­деленных законодательством, используя при этом методы убеж­дения и принуждения для решения повседневных задач во всех сферах жизнедеятельности государства и общества в целом;




2) административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в мас­штабе государства,примером тому является ФКЗ «О Прави­тельстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управле­ния как на уровне ФОИВ, их территориальных органов, так и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ, орга­нов государственного управления. Кроме того, административ­ные правовые отношения возникают в процессе реализации

управленческих отношении, возникающих в деятельности ор­ганов законодательной власти, судебной власти, их обслужи­вающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности;

3) основным объектом воздействия административно-пра­вовых отношений является поведение участников,сторон (субъектов и объектов управления), которое обусловлено со­знанием и волей каждой из сторон. В этом правиле есть и ис­ключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например, объект авторского права, а также нематериальный объект — честь и достоинство человека и гражданина;

4) административно-правовые отношения регулируют и ох­раняют в основном публично-правовые интересы,возника­ющие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. Часто публичный интерес трактуется просто как госу­дарственный интерес. Однако это не совсем так: при осуществ­лении государственного управления это понимается как адек­ватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-эко­номической защиты, нуждающихся в этом граждан и осуще­ствления эффективной правоохранительной деятельности;



5) административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных субъектов управления(орга­нов исполнительной власти, государственного управления по поводу осуществлении функций правового регулирования), а также по инициативе объектов управления,в результате не­удовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жа­лоб физических и юридических лиц);

6) административно-правовые отношения иногда характе­ризуются равноправием участников отношений. Например, при заключении административных договоров между федеральны­ми органами исполнительной власти органами исполнитель­ной власти субъектов РФ или между соответствующими орга­нами власти субъектами РФ.

Административно-правовые отношения также имеют харак­тер равенства сторон перед законом при разрешении управ­ленческих конфликтов и споров, рассматриваемых уполномо­ченными на то органами, должностными лицами в ходе адми­нистративного процессуального производства;

7) административно-правовые отношения, регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются органи­зационно-правовыми,то есть с помощью норм права упоря­дочивается процесс организации управления с целью оптималь­ного функционирования органов исполнительной власти, го­сударственного управления, администраций органов МСУ.

Основными элементами системы административно-правовых отношений являются: 1) субъекты, 2) объекты и 3) юридичес­кие факты.

Субъектамиадминистративно-правовых отношений явля­ются стороны, по инициативе одной из которых, на основании нормы права и юридического факта возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Субъектами административно-правовых отношений в основ­ном являются:

• органы исполнительной власти;

• органы государственного управления;

• администрации органов МСУ;

• их уполномоченные должностные лица;

• административные комиссии при органах МСУ;

• предприятия, учреждения и организации государствен­ной и муниципальной формы собственности, их долж­ностные лица;

• государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объе­динений;

• негосударственные организации и общественные объе­динения;

• физические лица (в основном это граждане России, ино­странные граждане и лица без гражданства);

• представители общественных формирований и иных не­государственных организаций уполномоченные на осно­вании закона осуществлять некоторые правоохранитель­ные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).

Права и обязанности физических лиц в сфере администра­тивного права основаны на конституционных правах и обязан­ностях и детализированы во многих законах и актах управле­ния.

Общим объектомрегулирования административно-правовых норм, являются управленческие отношения, а непосредствен­ным объектом— поведение субъектов этих правоотношений. В каждом административно-правовом отношении его участники

реализуют представленные им права и обязанности, которые связаны с объектом правоотношения (поведением сторон).

Реализация прав и обязанностей субъектов администра­тивного правоотношения может быть связана не только с их поведением (правомерным, неправомерным), ибо такие от­ношения возникают и по поводу вещей, продуктов творче­ства, а также по поводу личных нематериальных благ (охра­на чести и достоинства). Тогда в таких случаях объектом административно-правовых отношенийявляются не пове­дение сторон, а вещи, продукты творчества или личные не­материальные блага — честь, достоинство.

Юридические фактыявляются основаниями возникнове­ния, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные и неправомерные действия (без­действия) людей. Юридические факты имеют простой и слож­ный состав. Простой юридический факт — рождение ребенка — требует дать ему имя и зарегистрировать. Сложный юридичес­кий факт — это поступление гражданина, окончившего сред­нюю образовательную школу, в институт. В юридический факт входят: сдача необходимых документов об образовании, меди­цинской справки, сдачи вступительных экзаменов, прохожде­ние конкурса и приказ ректора о принятии на учебу.

Юридическое событие— это независящее от воли людей со­бытие, требующее государственной регистрации. В связи с этим наступает изменение объема административной правосубъект­ности. Например, гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность стать на учет для решения вопроса о прохождении военной службы по призыву.

Рассмотрим содержание административно-правовых отно­шений.

Содержание административно-правовых отношений опреде­ляется, как правило, разным объемом административной пра­восубъектности сторон административно-правовых отношений, связанных с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, ус­тановленным в судебном порядке социальным статусом и др.

Правосубъектность — это правоспособность и дееспособность в единстве и развитии.

Административная провоспособность— это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридичес-

ких лиц с момента регистрации и до ее прекращения в поряд­ке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у государ­ственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность— это закрепленная за субъектами права возможность своими действиямиприобре­тать субъективные права и исполнять обязанности, предусмот­ренные законодательством.

Административно-правовые отношения носят двухсто­ронний характер:например, праву субъекта управления со­ответствуют обязанности объекта управления, и наоборот праву подачи жалобы объектом управления соответствует обязан­ность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и t по существу и в срок сообщить результат по жалобе, кроме этого также регламентировано законом право любого гражда­нина на обращение в орган исполнительный власти, государ­ственного управления, корреспондируется с обязанностью дол-| жностного лица этих органов, уполномоченных должностных лиц рассмотреть по существу это обращение и принять соот­ветствующее решение по этому вопросу в определенном зако­ном порядке.

В реализации административно-правоотношениях основная роль, в целом государственно-властная, принадлежит субъек­там органов исполнительной власти, государственного управ­ления, администраций органов МСУ, их должностным лицам. Управленческие отношения являются наиболее комплексны­ми и сложными публичными отношениями, так как своими результатами затрагивают весь спектр жизненно важных свя­зей между государством и его гражданами.

Административно-правовые отношения, возникающие в процессе регламентации и регулировании прав, обязанностей, задач, функций, форм, методов и ответственности участников (сторон), одновременно воздействуют на правосознание, пове­дение и характер деятельности субъектов этих отношений.

Виды административных правовых отношений классифи­цируются по разным основаниям. Наиболее общая классифи­кация видов административно-правовых отношений, по наше­му мнению, дана в работе А.П. Коренева по1: 1) содержанию;

1 См.: указ, работа С. 53-54

2) соотношению прав и обязанностей участников отношений;

3) характеру порождающих их юридических фактов.

1. По содержанию административно-правовые отношения делятся: на материальные и процессуальные.

Материальнымиадминистративно-правовыми отношения­ми называются такие общественные отношения, которые воз­никли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ регламентируемыми материальными нормами административ­ного права. Как правило, в этих нормах отражена в основном властная природа административного права.

Нормы административно-процессуальные,наоборот, рег­ламентируют равноправное отношение сторон, например, в процессе производства по обращениям граждан в органы госу­дарственной власти, государственного управления, админист­рации органов МСУ, а также в процессе разрешения индиви­дуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях. Содержанием этих отношений является административно-правовое разрешение возникающих споров между субъектами административного права на началах равенства перед законом.

К особому виду административно-правовых отношений сле­дует отнести отношения административно-договорного ха­рактера,которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, а также между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 66, 78 Конституции РФ).

2. По соотношению прав и обязанностей участники отно­шения делятся на властные или субординационные (по верти­кали) и взаимодействия или согласования (по горизонтали).

Властные отношения (субординационные),возникающие между субъектом и объектом в сфере реализации функций и задач деятельности органов исполнительной власти, государ­ственного управления, администрации органов МСУ, как пра­вило, являются вертикальными отношениями (соподчиненно-сти), реализующими управляющее воздействие субъекта уп­равления (руководителя) на объект управления (подчиненно­го). При этом государственно-властные отношения возникают не только по вертикали, имеющей непосредственную соподчи-ненность, но и при отсутствии последней при осуществлении уполномоченным контрольным или надзорным органов испол­нительной власти, государственного управления своих полно-

мочий. Например, такие властные отношения от имени госу­дарства по предметам ведения и в объеме полномочий реали­зуют органы внутренних дел, налоговые инспекции, таможен­ные органы и другие органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также орга­ны, осуществляющие функции надзорного характера за соблю­дением административно-правовых норм и правил, обеспечи­вающих безопасность личности, общества и государства.

3. По характеру юридических фактов делятся на отноше­ния, порожденные правомерными и неправомерными факта­ми (действиями или бездействиями).

Административно-правовые отношения обуславливают та­кое поведение их участников, которое соответствует принятым законом или другим нормативным актом (предписанием или требованием). В преобладающих случаях административно-\ правовые отношения возникают, изменяются или прекраща­ются на основании юридических фактов, порожденных право­мерными действиями. Если же эти предписания и требования нарушаются, то их защита гарантируется и осуществляется в > административном или судебном порядке.

Значительное большинство административно-правовых от­ношений защищается в административно-процессуальном по­рядке. Процедура такой защиты реализуется в установленном законом порядке полномочными органами по предметам веде­ния и в объеме полномочий.

Уполномоченные органы исполнительной власти, государ­ственного управления, администрации органов МСУ в уста­новленном законом случаях и в порядке, определенном зако­ном, непосредственно воздействуют на участников админист­ративно-правовых отношений, способствуя оперативному вос­становлению нарушенных норм и правил.

Однако в настоящее время еще достаточно большой объем нарушенных административно-правовых отношений защища­ется в судебном порядке. Этот способ защиты прав и свобод граждан является более квалифицированным и лишен субъ­ективного фактора ведомственной необъективности. Поэтому в новом Кодексе РФ об АП среди уполномоченных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях судьи стоят, на первом месте, потом органы и должностные лица.

Административно-правовые отношения, защищаемые в судебном порядке, определены Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права

и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, приня­тыми 14 декабря 1995 г.1

Особо большой объем административно-правовых отноше­ний, связанных с правомерными и неправомерными действия­ми возникает между органами внутренних дел и физическими лицами.

Органы внутренних дел в процессе выполнения возложен­ных на них функций и задач вступают в различные админист­ративно-правовые отношения как с физическими, так и юри­дическими лицами. По поводу правомерных фактов это отно­сится прежде всего к вопросам регистрации граждан по месту проживания, регистрации и техосмотру автотранспорта, выда­ча лицензий и т.п. МВД России в предусмотренных законода­тельством случаях издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицен-зионно-разрешительной системы, которые содержат обязатель­ные нормы для определенных физических и юридических лиц. При нарушении этих норм и правил между органами внутрен­них дел, их должностными лицами, с одной стороны, и физи­ческими и юридическими лицами — с другой, возникают ад­министративно-правовые отношения. В большинстве этих слу­чаев административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и правонарушителями, за­канчиваются применением мер административного принужде­ния и наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел.

МВД России, МВД республик в составе России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации издают ведомственные нор­мативные правовые акты, регулирующие внутриорганизаци-онные управленческие отношения, это пример вертикальных административно-правовых отношений, складывающихся меж­ду подразделениями системы управления разного уровня.

Административно-правовые отношения возникают также между органами внутренних дел и физическими и юридичес­кими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрения дела об административном правонарушении) или характеризовать­ся равенством сторон (вопрос регистрации гражданина, выда­ча лицензии юридическому лицу).

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Со­вета РФ, 1993, № 19, ст. 685, ФЗ от 14 декабря 1995 года № 197-ФЗ. Сборник ФКЗ и ФЗ, 1995, выпуск 18.

Вопросы для самоподготовки и контроля

Понятие системы элементов механизма административно-пра­вовых отношений.

Основные элементы механизма административно-правовых от­ношений, их правовая характеристика.

3. Понятие и сущность административно-правовых норм.

4. Виды административно-правовых норм.

5. Требования, предъявляемые к административно-правовым нор­мам.

6. Понятие, признаки и сущность административно-правовых от­ношений.

7. Основные элементы административно-правовых отношений.

8. Субъекты административно-правовых отношений.

9. Понятие юридических фактов.

10. Виды административно-правовых отношений.

Раздел 2





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 1404; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9981 - | 7138 - или читать все...

Читайте также:

 

54.91.41.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.