Тема №2 Эпистемология об истории становления научного знания: от преднауки к постнеклассической науке

1.2.1. Проблема периодизации науки

Дискуссионный характер вопроса о периодизации истории науки. Популярная современная периодизация науки: преднаука, классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (работы В. С. Степина, В.В.Ильина и др.).

Если классификация наук - их расчленение «по вертикали», то периодизация - их развертывание «по горизонтали», т.е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов).

Виды периодизации:

1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа);

2) диалектический, когда основой деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо вычелить из всех других противоречий последнего.

Формальная периодизация широко применяется особенно на начальных этапах исследования истории предмета, т.е. на эмпирическом уровне, на уровне «явления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности. Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания «сущности» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой - диалектической точки зрения. На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее процесс противоречие». Главные формы, ступени развертывания этого противоречия и будут главными этапами развития предмета, необходимыми фазами его истории.

Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественносвоеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания, прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих «стыковых» научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др.

Вопрос о периодизации истории наукиявляется дискуссионным. Воспользуемся периодизацией, согласно которой науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы (предпосылки) науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (см. работы В.С. Степина, В.В. Ильина и др.). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Доклассическому, классическому и постклассическому этапам развитии науки соответствуют стадии ее синкретического, дифференцированного и интегрального развития.

На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных научных знаний в самостоятельные (частные) науки начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (этику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук – биохимия, биофизика, физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

 

1.2.2. Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний в Древнем мире и в Средние века

Предпосылки науки в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции. Экстернализм и интернализм об истоках становления преднауки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выходза рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Доклассическая наука. В античности и средние века понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части.

Предпосылки науки создавались в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. В этом время еще не сложились объективные условия для формирования науки. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, но не сама наука.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений и событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы и явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

Особенности греческого мышления - рациональный, теоретический характер - наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.

Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания.

Тесно связаны физика и этика у Эпикура (342-270 годы до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности. Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний.

Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах

Для эпохи Средних веков в Европе характерно стремление к всеохватывающему знанию. Но обладать им может только творец, и это знание универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объективным законам. Однако в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др.

Понять характер средневековой науки можно, лишь раскрывая всю систему средневекового теологического миросозерцания, конституирующими элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.

Научному естествознанию не было суждено оформиться в эпоху Средневековья. Препятствием тому служил ряд причин.

1. Средневековая культура не знала идеи самодостаточности природы, управляемой естественными объективными законами: поскольку природа есть нечто сотворенное, она управляется волей творца.

2. Созерцательный, теологически-текстовой характер познавательной деятельности, который был настолько самодовлеющим, прочно укорененным в культуре, что даже во времена Галилея выступал мощным мировоззренческим фактором, сдерживающим прогресс опытной науки.

3. Полумистический, со значительным удельным весом вербального элемента характер «опытной» деятельности в науке, поскольку акты опытного познания развертывались как ритуальные действа, направленные на контакт с потусторонним миром.

4. Основу картины мира средневековья составляла качественная онтология — теория неоднородного и анизотропного пространства Аристотеля, качественная гносеология -доктрина наивного реализма, некритически отождествлявшего субъективное с объективным (формула esse in intellectus — esse in re) и в конечном счете препятствовавшего адекватному познанию. Качественный характер науки, разделение сущности — essentia и существования — existential обусловливали невозможность образования понятия закона, подменяя представление о естественно-объективно-необходимо-связанной действительности телеологическим представлением об антропоморфической каузальности (учение Аристотеля о четырех причинах).

Ввиду этого средневековая наука лишь ступень к подлинной науке. Подлинная экспериментальная наука возникла в период Нового времени, а исходным пунктом и точкой отсчета ее является Галилей.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени. Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность - постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.

2. Телеологизм - толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла.

3. Иерархичность - идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало - гладкое или менее гладкое - отражающее свет Божий.

4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

5. Экспериментальность - логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.

6. Моральный символизм - характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна - это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер - символ Духа и т. д.

7. Универсализм - стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.

Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты. Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания. Ввиду того, что в познавательной деятельности преобладал анализ вещей, иерархически расположенных по отношению к Богу, а не анализ понятий, универсальным методом исследования служила дедукция, позволяющая делать частные выводы (следствия) от общего - Бога.

В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников. Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.Началась математизация физики.Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию человека в мире. Человек был поставлен на место Бога и стал собственным творцом и владыкой природы. В эпоху Возрождения снимается граница между наукой как средством познания и практической деятельностью.

Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить базу последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. Были сделаны открытия Н. Коперника, Д. Бруно, давшие науке гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной.

На Востоке в средние века наметился прогресс в области математики, физики, астрономии, медицины. Мухаммеда ибн-Муса ал-Хорезми (780-850), Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня.

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии.

1.2.3.Зарождение и развитие классической науки

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилеи, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.Итак, науке предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий.

Нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была «полнокровная наука». Буржуазные революции дали мощный толчок развитию промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило медленнее.

 Стиль философского мышления Нового времени. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают доклассический, классический, и постклассический (неклассический и постнеклассический) стили научного мышления.

Начиная с Нового времени, философия находится под громадным влиянием науки. Формируемый в ее рамках стиль мышления имеет превалирующее значение также и в философии. Наука служит, в первую очередь, интересам развития производительных сил капитализма, обслуживает его материально-технический базис. Наука Нового времени немыслима без опоры на опыт. Отсюда быстрый рост авторитета эмпирических форм научного знания – наблюдения и эксперимента. Успехи эмпирического знания, в свою очередь, стали оказывать все большее влияние на всю духовную культуру эпохи раннего капитализма, особенно на философию. Влияние настолько сильное, что мыслители стали отстаивать право на признание философии неотъемлемой частью именно научного знания.Не удивительно, что в общественном сознании начинает утверждаться общее видение многих проблем социума сквозь призму научного познания. Прежде всего, это касается методов, используемых наукой. Их все чаще распространяют и на философское мировоззрение.

Новое время стремится освободиться от пантеизма и, тем более, гилозоизма. В связи с этим возникает проблема метода, адекватного именно философскому мышлению. В результате именно к науке, а не теологии переходит верховный авторитет в вопросах истины, тогда как философия и религия вынуждены искать свое новое место. Начиная с Ньютона, наука оказалась связана с идеей прогресса, а сам выдающийся ученый стал основным предшественником эпохи Просвещения.

Французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650) являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени. По его мнению, самое достоверное из всех суждений «Мыслю, следовательно, существую». Это как бы абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки. Философ понимает движение как относительное, движение и покой равнозначны: тело может являться движущимся относительно одних тел, в то время как относительно других будет оставаться покоящимся. На этом основании он формулирует принцип инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается. Остались бессмертными его достижения в области математики: введение системы координат, алгебраических обозначений, понятия переменной, создание аналитической геометрии. Важна была также идея развития, содержащаяся в теории вихрей, и идея деления «корпускул» до бесконечности, что впоследствии было подтверждено атомной физикой.

В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. «Технические науки не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследованиями, реализующими концептуальные разработки фундаментальных естественных наук. В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний».

Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы «Всеобщая естественная история и теория неба», в естествознание проникают диалектические идеи. В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию. На смену теории катастрофизма, предложенной французским естествоиспытателем Ж. Кювье (1768-1832), пришла идея геологического эволюционизма английского естествоиспытателя Ч. Лайеля (1797-1875).

В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк (1744-1829) в «Философии зоологии» и Ч.Р. Дарвин (1809-1882), создавший знаменитую работу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Г. Менделем (1822-1884) в работе «Опыты над растительными гибридами», объединившей биологический и математический анализ, было дано достаточно адекватное объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике. Им было выделено важнейшее свойство генов - дискретность, сформулирован принцип независимости комбинирования генов при скрещивании.

В 30-х г. XIX в. ботаником М.Я. Шлейденом (1804-1881) и биологом Т. Шванном (1810-1882) была создана клеточная теория строения растений и живых организмов.Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Ю.Р. Майер (1814-1878), который показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д.И. Менделеевым (1834-1907).

Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира.

1.2.4. Становление социально-гуманитарных и технических наук

Мировоззренческие основания социально-исторического исследования и развитие и социально-гуманитарных наук. Формирование новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук. В.Дильтей, Ф. Ницше, Г. Зиммель, А.Бергсон, О. Шпенглер и др., о категории «жизнь» как третьем субстанциональном начале бытия. Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г.Риккерт о методологическом отличии «наук о духе» и естественных наук. Исследование М.Вебером тенденции сближения естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

Технические науки как специфическая сфера научных знаний, формирующаяся в ходе исследования и проектирования инженерных объектов. Генезис технического знания: от античности к Новому времени. Вклад Гюйгенса в процесс формирования в сфере естественнонаучного знания подраздела специальных технических теоретических знаний. Специфика возникновения и развития техническое и инженерное образования. Высшие технические школы как центры формирования технических наук.

Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX — первой половине XX в. К середине XX в. завершение процесса формирования фундаментальных разделов технических наук. Особенности эволюции технических наук во второй половине XXв. Возникновение новых областей научно-технического знания, новых технологий и технологических дисциплин. Анализ философско-методологических исследований по проблематике технических наук. Принципиальное отличие задач, решаемых техническими науками от проблем естествознания. Техническая наука как исторически сложившаяся форма «обслуживания» знаниями инженерной деятельности.

В XIX веке начинают развиваться и социально-гуманитарные науки. К. Маркс (1818-1883) создает экономическую теорию, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег.Важной проблемой философии науки стала проблема разработки методологии обществознания. Это также стало полным опровержением программы науки на первых этапах ее становления, когда бесспорную базу научных исследований составляли математика, физика, химия, отчасти биология. Прямой перенос методологических процедур из сферы естествознания в область общественных наук некорректен в силу специфики объекта - общества и наделенных сознанием и волей людей.

Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.

Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому рационализму в конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - «философия жизни». Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возможны лишь внерациональные способы - интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки различаются по методу. Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Все науки требуют «ясных понятий», знания законов и принципов мышления. Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении.

Особое значение для Вебера имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и процессов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным содержанием которого является подведение единичного под всеобщее. Но результат понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь гипотеза высокой степени вероятности, Чтобы стать научным положением, она должна быть верифицирована объективными научными методами.

Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.Встановлении и развитии техниче­ских наук выделяют несколько этапов.История технических наук неразрывно связана с историей технического знания, которое возникает в результате развития культуры Древнего мира (V век до н.э.). Технические знания в древних культурах представляли собой религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности человека и применялись, напри­мер, при строительстве храмов, других культовых сооружений.

Долгое время наука развивалась отдельно от техники. Так, в античном мире различали тэхнэ и эпистеме — технику без науки и науку без техники. Но уже в эпоху эллинизма появляются элементы научно-технического знания. Например, Архимед, открывая закон рычага, законы движения «плавающих тел», закладывает начала механики и гидростатики. Древнерим­ский архитектор Витрувий изложил первые представления о прочности в трактате «Десять книг об архитектуре» (1 в. до н.э.).

В великих открытиях и завоеваниях истории науки и техники есть вклад народов всех стран мира. До XV столетия Европа отставала в области науки и техники от остального мира. Значительное число важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется ceгодня наша жизнь, пришла из Китая.

В китайской науке было получено много замечательных результатов. В области математики - десятич­ные дроби и пустая позиция для обозначения нуля. В Китае при династии Тан (VII - X вв.) были изобретены механические часы. Развитие шелко­ткачества обусловило такие фундаментальные изобре­тения, как приводной ремень и цепная передача. В сочинении «Описание трав и деревьев южного края» (340 г.) со­держится сообщение о первом в мире случае использо­вания одних насекомых (муравьев) для борьбы с другими (клещами и пауками). Традиция биологической защиты растений поддерживается до сих пор. Современный мир - это сплав восточных и западных культурных пластов.

Значительный вклад в сокровищницу науки и техни­ки внесла арабо-мусульманская средневековая культура, во много раз превосходившая тогдашнюю европей­скую культуру.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, опти­ки, астрономии и других научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые ис­ламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Джабар Ибн Хайян из Куфы заложил основы экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории научной химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производ­ства стекла и пр. Арабские ученые в области химии от­крыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаме­нитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются на­стоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил на­чало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались мусульманскими и христианскими хирургами. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

В период Античности главной пружиной, обеспечивающей развитие античной культуры, стало рациональное научное мышление.В античности есть примеры использования полученных научным путем знаний – в практических областях. Это были геодезическая практика, изготовление орудий, основанных на действии рычага, и определение устойчивости кораблей в кораблестроении. Например, при прокладке водопровода Эвпалина, который копался с двух сторон горы, греческие инженеры использовали геометрические соображения (вероятно, подобие двух треугольников, описанных вокруг горы и измерили соответствующие углы и стороны этих треугольников; одни стороны и углы они определяли на основе измерений, а другие определяли из геометрических отношений).

В античности действовали пусть и редкие фигуры ученых-техников (предтечи будущих инженеров и ученых-естественников). (Евдокс, Архит, Архимед, Гиппарх, Птолемей). Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки» мы находим в исследованиях Архимеда. Также и в «Началах» Евклида нетрудно заметить группировку теорем (положений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний. (В технических теориях, как известно, описываются классы однородных идеальных объектов – колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т.д.). Евклид объединяет математические знания, описывающие классы однородных объектов, в отдельные книги.

Чем же отличается «техническая» наука Архимеда от современных технических наук классического типа? Казалось бы, и там и тут – реальное обращение к объектам техники и теоретическое описание закономерностей их строения и функционирования. И там и тут налицо применение для этих целей математического аппарата. И там и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, т.е. те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не воплощены еще в техническом устройстве (опережающая роль науки). Отличие все-таки принципиальное – у Архимеда нет специального языка технической теории, специфических для технической науки онтологических схем и понятий. Сцепление разных языков в его работе достигается за счет онтологической схемы (чертежей), которая еще не превратилась в специфическое, самостоятельное средство научно-технического мышления (как, скажем, позднее, в конце XIX – начале XX веков это произошло со схемой колебательного контура, кинематического звена, четырехполюсника и т.п.).

Технические знания в Средние века (V—XIVвв.). В Средние века в ос­новном развивались ремесленные знания и алхимические рецеп­ты. Технические знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) Здесь возникает как бы персонифицированный синтез научных и технических знаний в деятельности отдельных личностей. Эпоху Возрождения просла­вили знаменитые ученые-универсалы: Леон Батиста Альберти, Лео­нардо да Винчи, Ванноччо Бирингуччо, Георгий Агрикола, Джераламо Кардано, Джакомо делла Порта, Симон Стевин и др.

Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.

Инженерное творчество Х. Гюйгенса, исследования Г. Галилея создали все необходимые условия для создания первых образцов инженерной деятельности. Это открыло дорогу для широкого использования теории в технике, для опережающего получения знаний, для точного определения параметров реального технического объекта, который может обеспечить запуск и использование сил и энергий природы. Именно Х. Гюйгенс пытается реализовать замысел техников и ученых Нового времени: на основе теории – запустить реальный природный процесс, сделав его следствием человеческой деятельности. Так, например, им были созданы часы с изохронным качанием маятника, то есть подчиняющимся определенному физическому соотношению (время падения такого маятника от какой-либо точки пути до самой его низкой точки не должно зависеть от высоты падения). Исходя из этих технических требований, Гюйгенс определил конструкцию, которая может удовлетворять данному требованию.

Для инженера всякий технический объект, с одной стороны, выступает как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой стороны, как орудие, механизм, который необходимо построить искусственным путем («как другую природу»). Сочетание в инженерной деятельности «естественной» и «искусственной» ориентации, заставляет инженера опираться и на науку (знание о естественных процессах), и на технику (знание о материалах, конструкциях, их свойствах, способах изготовления). Начиная с работ Гюйгенса, в сфере естественнонаучного знания появляется подраздел специальных технических теоретических знаний.

Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX— первой половине XX века. В этот период формируется система меж­дународной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникает научно-техническая периодика, создаются науч­но-технические организации и общества. Все это способствует дис­циплинарному оформлению классических технических наук: техни­ческих наук механического цикла, теории механизмов и машин, системы теплотехнических дисциплин, системы электротехниче­ских дисциплин, теоретических основ радиотехники и радиоэлект­роники, теории автоматического регулирования. В начале XX века завершается становление классической теории сопротивления ма­териалов и механики разрушения. Формирование теории паровых двигателей приводит к созданию научных расчетов паровых тур­бин и развитию научно-технических основ горения и газифика­ции топлива. Большой вклад в развитие теории тепловых электро­станций как комплексной расчетно-прикладной дисциплины внесли Л.И. Керцелли, Г.И. Петелин, Я.М. Рубинштейн и др. К середине XX века завершается формирование фундаменталь­ных разделов технических наук — теории цепей, теории двух­полюсников и четырехполюсников, теории колебаний и др.; раз­рабатываются методы расчета, общие для фундаментальных разделов различных технических наук, чему способствуют мате­матизация технических наук, развитие физического и математического моделирования.

Эволюция технических наук во второй половине XX века. В этот период в развитии технических наук углубляются системно-интегративные тенденции. Это проявляется в масштабных научно-технических проектах (освоение атомной энергии, создание ракетно-космиче­ской техники), в проектировании больших технических систем, формировании системы фундаментальные исследования—приклад­ные исследования—разработки. Возникают новые области науч­но-технического знания: ядерная физика, ядерное приборостроение, теоретическое и экспериментальное материаловедение, теория соз­дания искусственных материалов.Появляются новые технологии и технологические дисциплины. Зарождается квантовая электротех­ника и развиваются теоретические принципы лазерной техники.

История становления технических наук, их проблематика тес­но связаны с процессом формирования научно-технического зна­ния в качестве социального института со всеми его атрибутами — созданием исследовательских организаций и учреждений, подготовкой кадров, формированием научных сообществ, решением теоретических и практических задач, стоящих перед обществом.

Итак, технические науки обеспечивают инжене­ров знаниями, необходимыми для расчетно-проектировочной деятельности, что позволяет, с одной стороны, определять функ­циональные, конструктивные и иные параметры создаваемых объектов, а с другой - структурирует саму процедуру разработки технических устройств и технологических процессов. Сфера технических наук характеризуется взаимодействием с естественны­ми науками, широким привлечением и развитием математическо­го аппарата, методов моделирования и т.п.

 

1.2.5.Научное знание как сложная развивающаяся система

Наука как форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука - творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Различные описания структуры науки. Особенности эмпирического и теоретического уровней научного исследования.

Теоретическое знание и его формы. Роль проблемы, гипотезы и теории в системе научного знания. Математизация теоретического знания. Усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки.

Наука - творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент имеет подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация - характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование осваивает свой объект с помощью описания, сравнения, измерения, наблюдения, эксперимента, анализа, индукции. Его важнейшим элементом является факт.

В понимании природы факта выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям. Второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно не зависим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия).

Эмпирический опыт никогда не бывает слепым: он планируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного рода - постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием дискурсивного (рационального) момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей с помощью понятий, умозаключений, законов, категорий, принципов и др.

Здесь происходит мысленное постижение сущности изучаемых объектов, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего. К числу основных форм теоретического познания относят проблему, гипотезу и теорию.

1.2.6.Методы научного познания и их классификация

Генезис содержание понятий «научный метод» и «методология» в истории науки. Основная задача метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. История методологии научного познания: немецкая классическая (Гегель) и материалистическая философии (К. Маркс), глубоко разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Основные различия теории и метода. Методы эмпирического исследования и методы теоретического познания. Общелогические методы и приемы исследования. Принципиальное отличие методов различных научных дисциплин.

Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная задача метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод – это совокупность правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философии (особенно К. Маркс), глубоко разработавшие диалектический метод – соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Все три основных вида духовной деятельности – философия, ис­кусство и наука – обладают собственным методом освоения мира. Именно относительной самостоятельностью философского, научного и художественного методов объясняется тот факт, что отдельные философ­ские, научные и художественные произведения способны опережать дос­тигнутый ими совместно уровень познания и оценки окружающего мира. Начиная с капиталистического общества, основные ресурсы на­правлялись на развитие науки; и она по ряду параметров значительно опередила в своем развитии искусство, но особенно философию.

Относительной самостоятельностью науки, искусства и философии и соответствующих им методов объясняется, во-первых, тот факт, что порой выдающиеся научные открытия и художественные ценности соз­даются учеными или деятелями искусства, стоящими на отсталых фило­софских позициях. Во-вторых, прогрессивная философия сама по себе не является гарантией успеха в сфере научного и художественного творче­ства. Требуется мастерское владение соответствующими научными и художественными методами. Вместе с тем анализ профессиональной деятельности творцов ис­кусства и науки свидетельствует именно об относительной, не абсолют­ной независимости их работ от философского мировоззрения. История развития мировой духовной культуры свидетельствует о том, что ученые и художники, разделяющие отсталые мировоззренческие доктрины, при­ходили к своим открытиям не благодаря, а вопреки им. Так, П.И. Чай­ковский, будучи монархистом, в то же время глубоко любил свой народ, что и предопределило народность и гуманизм его музыкального творче­ства.

Каждая теоретическая дисциплина имеет свой метод. Философия же выступает в качестве наиболее общей методологии, то есть учения о методе. Метод от греч. - путь познания. Философский метод есть система наиболее общих приемов духовно-практического освоения действитель­ности, а также способ построения и обоснования системы философского знания. Он задает наиболее общие принципы исследования. По словам Ф. Бэкона, философский метод сравним с факелом, освещающим путь.

Каждый метод – безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т.п. («методологический негативизим»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему («методологическая эйфория»).

Основные различия теории и метода состоят в следующем: главные задачи теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.), задачи метода – регуляция и ориентация деятельности; в) теория – система идеальных образов, отражающих сущность; теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. 2. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. 3.Общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы.

 Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: