Наука и обыденное познание

Все люди, в том числе и ученые, львиную долю своего времени проводят, подчиняясь законам повседневного мира. Научное же видение не может стать непременным достоянием каждого:

Во-первых, повседневный мир - это мир чувственно-конкретный, материальный, события в нем протекают так, что всегда обладают индивидуальным рисунком, единственностью и неповторимостью. Живя повседневной жизнью, мы не теоретизируем, и опыт показывает, что попытка мыслить теоретически при разборе житейских ситуаций нередко вырождается в беспомощную схоластику, далекую от возможностей разрешения проблемы.

Во-вторых, повседневность субъектоцентрична. Индивид как эмпирическое существо неизбежно субъективен, поскольку он партикулярен, частичен, не равен миру как целому: для поддержания своей жизни он нуждается в заботе о самом себе. Индивида ведут его непосредственно ощущаемые потребности и производные от них цели и ценности. В обыденной жизни мы все естественно отсчитываем «от себя». Всеобщее касается нас лишь постольку, поскольку, так или иначе, затрагивает наши собственные интересы.

В-третьих, в повседневности мы преследуем свои конкретные цели, стремимся получить результат, действует прагматически. Конечно, и здесь есть такие феномены, как созерцание, искусство или игра - времяпровождение и занятия, лишенные прямого практического интереса, однако, они лишь оттеняют общую прагматичность обыденного мира. Кстати, они прекрасно вписаны в повседневность потому, что зачастую тоже чувственно-конкретны, позволяют сознанию пребывать в привычном состоянии.

В-четвертых, образ действительности, возникающей в трактатах и размышлениях ученых разительно отличается от ее образа, создаваемого обыденностью. Речь идет о «высокой науке» - области фундаментальных исследований, которые часто выступают синонимом научного познания как такового. Прежде всего, приобщенность к науке отправляет нас из чувственно-конкретного мира в мир теоретических абстракций, обобщений «высокого полета». «Абсолютно твердое тело» физиков, квазары астрономов, материя и дух философов - все это руками не пощупаешь.Понятийный аппарат науки оказывается чужд повседневному размышлению. Научный взгляд на мир требует выхода за пределы частной точки зрения и стремления увидеть действительность объективно, независимо от наших желаний и воли. Ученый должен игнорировать свои амбиции, жаждуво что бы то ни стало отстоять правоту собственной гипотезы, он обязан здраво и критически отнестись к результатам эксперимента, выяснять истину, независимо от того, нравится она ему или нет. Точно так же исследователь общественной жизни, по идее, должен отрешиться от своих социально-групповых, этнических и религиозных установок, от политических симпатий и антипатий, чтобы увидеть общество и историю «такими, как они есть». Общезначимая Истина может явиться только тому, кто преодолел естественный эгоцентризм, свойственный обывателю. Между тем абсолютное большинство людей не могут и не хотят игнорировать собственные убеждения и предрассудки. Поэтому наука с ее бесстрастным описанием оказывается для них сферой действия чудаков «не от мира сего». Впрочем, каждый ученый является в то же время и обывателем - «человеком повседневности», поэтому и в среде самих ученых строгое требование «объективности» не выполняется никогда. Стоит заметить, что постмодернистский отказ от понятия истины применительно к науке очень сближает ее с обыденным сознанием, для которого вполне нормально, что «каждый кулик свое болото хвалит».

В отличие от обыденной жизни «высокая наука» сама по себе не содержит прагматической цели. Она осуществляет познание, которое в рамках исследования выглядит самоценным. Астронома интересуют процессы в далеких туманностях, энтомолога - строение насекомых, математика - решение теорем. Сделать открытие ранее неизвестного закона - высшее достижение науки, ибо она стремится ни к чему иному, как к выяснению закономерностей мирозданья и выражению их на внятном понятийном языке или с помощью математического аппарата. От одной взятой познавательной вершины ученый-теоретик движется к новой, не задаваясь специально вопросом о том, как, где и когда его открытие может принести прагматический эффект, непосредственную пользу. Другой вопрос, что в современной науке возникли прикладные пласты. Они подхватывают открытие и начинают то так, то эдак применять его к человеческим интересам. Но если сосредоточиться на самих открытиях, окажется, что их сугубая непрагматичность, оторванность от обыденности делает их в значительной степени чуждыми повседневному сознанию. У человека, погруженного в обыденность, нет ни интереса, ни времени для внедрения в объективные характеристики Вселенной, он заботится о своей судьбе, и его трудно упрекать за это.

Наука говорит на другом языке, чем обычные люди (не ученые). Причем у каждой науки свой специфический язык, нередко включающий множество современных иностранных и древних латинских слов. Его надо изучать так же, как изучают язык другой страны, и без такого изучения оказывается невозможно понять ни одной страницы, а порой - ни одной строки. «Высокая наука» не может быть прямо востребована неподготовленным человеком, он, что называется, обломает об нее зубы, если примется грызть ее гранит. «Средний человек» глух и нем в разговоре с ученым на его наречии, ибо он не в силах ни услышать, ни ответить. Наука может быть востребована повседневностью только в своих адаптированных и преобразованных формах, делающих ее пригодной для «среднего человека». Каковы же основные формы, в которых в современном мире наука востребуется «человеком повседневности» и прагматизированным обществом?

Прежде всего, это форма профессиональной деятельности. Результаты профессиональных усилий ученых, пройдя через сито прикладных разработок и рынка, воплощаются в телевизорах и холодильниках, стиральных машинах и скоростных лайнерах, не говоря уж о лекарствах, компьютерах, новых материалах. Человеку повседневности остается только нажимать кнопки, следовать рецепту, надевать и носить. Ему не надо морочить себе голову математическими расчетами, знанием свойств вещей, всей той сложной системой представлений, которой владеют ученые и ради постижения которой они учатся много лет. В сущности современный «средний человек» может позволить себе оставаться неучем, не случайно во многих странах, где качество образования падает. Обыватель надеется накалькулятор, компьютер и ученых-профессионалов, которые, следуя логике разделения труда, заботятся о приращении познания.В связи с тем, что современный мир является рыночным, то, следуя законам рынка, он чаще всего требует от науки реализации именно ее прикладных возможностей. Поэтому фундаментальные исследования нередко оказываются отодвинуты на задний план.

Все это означает, что представление о всеобщем распространении «научного сознания» является утопией. Научное сознание - почти всегда узкоспециализированное сознание, оно связано с особым типом восприятия и осмысления действительности, мало похожим на обыденное переживание мира.

Однако было бы несправедливо совсем отлучать современного обывателя от науки, он все-таки живет в «онаученном мире», где практически все предметы созданы с участием научных разработок. Поэтому вторая форма востребованности науки повседневностью - популяризированное научное знание - отвечает познавательной потребности человека, удовлетворяет любознательность, занимает, развлекает, т.е. осуществляет функции, связанные с отдыхом и личностным развитием.Такая популярная наука способная быть воспринятой читающими массами. Хороший научно-популярный журнал вроде отечественного издания «Знание - сила» способен ознакомить свою аудиторию со многими современными научными проблемами, выявить их ядро, сердцевину, но достигается это за счет того, что главные научные идеи в прямом смысле слова перекодируются из одной системы обозначений в другую, переводятся с языка «высокой науки» на ясный и бойкий язык, доступный массовой аудитории. Упрощения при этом неизбежны. Хотя общепринятым эталоном научности являются точные науки, нельзя закрыть глаза на существование гуманитарных и социальных наук. Они обладают собственной развитой системой идей, не менее сложным, чем у «естественников», понятийным аппаратом, альтернативными концептуальными решениями наличных практических проблем. В силу своих особенностей, социогуманитарные науки могут быть востребованы повседневностью в форме идеологий, которые вовсе не сводятся к сфере политики, а являются совокупностью ценностных установок и сознательно разделяемых взглядов. Людям необходимы мировоззренческие ориентиры. Если в прошлом главными носителями идеалов, ценностей, значимых целей и объяснительных схем были традиция и религия, то в эпоху крушения старых кумиров ими становятся идеологии, фундированные философско-теоретическими гуманитарными разработками.

 Наука и техника. Для обыденного сознания представляется очевидным, что техника и ее роль в обществе является предметом че­ловеческого внимания с момента своего возникновения. Однако это не так. Лишь с возникновением технической цивилизации и, более того, по достижении ею уровня зре­лости, в XIX в. возникает то, что можно назвать проблемой техники. Гегель попытался ответить на вопрос «что значит техника?», предложив свою знаменитую формулу: человек ставит между собой и природой предмет природы и заставляет их вместо себя надрывать­ся в работе. Маркс ввел понятие «производительные силы» и указал на революционизирующую роль техники в развитии общества.

В том же XIX в. было переосмыслено понятие челове­ческой телесности. Было выяснено, что человек обладает не только органическим телом, в котором «локализуется» человеческий дух, заключена его индивидуальная душа и которое являет собой совокупность его органов, начиная с рук, ног, мозга, нервной системы в целом, и кончая диф­ференцированной чувственностью. Наряду с органическим, он имеет и неорганическое тело, как бы продолжающим первое, каждый его «естественный» орган. «Тело» общественного человека — это органическое тело вместе с теми искусственными органами, которые он создает из вещества внешней природы, «удлиняя и многократно уси­ливая естественные органы своего тела»(Э. Ильенков).

В числе этих многократно усиливающих человека искусственных органов находится то, что мы называем тех­никой. В современную эпоху мы имеем массовое производство сложных технических устройств, проникающих во все сферы деятельности. Поэтому эту эпоху называют еще технотронной эпохой. По этой же причине область дей­ствительности, для которой характерно применение тех­ники, называют техносферой, по аналогии с биосферой, ноосферой и т.д.

Современная техника является практическим приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития современного обще­ства. В силу чего общественный прогресс часто рассматривается прежде всего как научно-технический. В обществе сформировалось три подхода к технике: нейтральный, положительный и отрицательный (технооптимизм и технопессимизм). Сциентист заворожен развитием науки последних 200 лет и ставит свою жизнь в зависимость от науки. Наука действительно очень многое дала обществу и человеку: в этическом, эстетическом и ином плане. Вместе с тем сциентистская ориентация содержит опасность дегуманизации человеческого общества. Антисциентисты справедливо отмечают, что даже в математике существуют парадоксы, своего рода «бородавки». Они говорят, что до революционности и гармонии науке далеко. Именно наука разработала теоретические и эмпирические основы оружия массового уничтожения. Она способна в нашем веке съесть все ресурсы общества. Она превратилась в самоцель общественного развития. Для нее характерен дух буржуазности. Антисциентисты делают акцент на религию, ставят в центр ориентации отнюдь не науку. Центр антисциентизма – экзистенциализм. Ныне наблюдается сближение идей сциентизма и антисциентизма.

Наука лишь открывает, но не несет ответственности за использование ее результатов. Однако сами ученые, несомненно, несут моральную ответственность перед человечеством за свою деятельность. Ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения научно-технологических разработок.

Повседневный мир - это мир чувственно-конкретный, материальный, события в нем протекают так, что всегда обладают индивидуальным рисунком, единственностью и неповторимостью. Повседневность субъектоцентрична. Научный взгляд на мир требует выхода за пределы частной точки зрения и стремления увидеть действительность объективно, независимо от наших желаний и воли.

Отличие обыденного языка общения и языка науки. Наука как форма профессиональной деятельности. Наука и техника. Проблема «телесности» в науке. «Тело» общественного человека — это органическое тело вместе с теми искусственными органами, которые он создает из вещества внешней природы, «удлиняя и многократно усиливая естественные органы своего тела» (Э. Ильенков). Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. В обществе сформировалось три подхода к технике: нейтральный, положительный и отрицательный (технооптимизм и технопессимизм).

 

 

1.1.7.Особенности научного познания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Под наукой понимают высшую форму познавательной деятельности, направленную на производство системного и объективного знания. Важнейшая задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.

Принято выделять следующие характерные черты науки.

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — она сообщает знания, истинные для всего универсума.

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности, а сама делится на отдельные дисциплины. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, пред­ставляющие интерес для ученых в данный момент.

3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, по­скольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — ни индивиду­альные особенности ученого, ни его национальность или место про­живания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА — она имеет оп­ределенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолют­ной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания. Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «...Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».

В этом процессе «восхождения на гору» содержание отрицаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде, с удержанием положительного. Новые теории не отрицают полностью старые.

Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, удерживает ее в качестве предельного случая. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика - квантовая механика».

8. Наука КРИТИЧНА— она всегда готова поста­вить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагаю­щие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА — ее выводы требу­ют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулиро­ванным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — научные ис­тины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и му­жества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его при­менению.

11. Наука РАЦИОНАЛЬНА — она получает зна­ния на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий, выходящих за рамки эм­пирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА — ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определя­ется специфика научного исследования и значение науки.

Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не отвечают указанным выше критериям научности. Научное знание отличается от ненаучного в первую очередь тем, что формулирует законы природы и общества. Научную теорию можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. Закон может быть проверен посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Науки разделяют на фундаментальные (здесь нет прямой ориентации на практику) и прикладные (для них характерна непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем).

В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных влияний, действующих в обществе и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Наука выступает как фактор регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования.

Будучи одной из форм общественного сознания, наука тесно связана с другими его формами. Все они представляют собой различные способы отражения действительности.

В отличие от искусства, отражающего действительность в эстетических образах, наука делает это в форме абстрактных понятий, положений, обобщенных в виде гипотез, законов, теорий и т.п.

Элементарными клеточками науки выступают знания. Например: «сумма углов треугольника равна ста восьмидесяти градусам»; «вода кипит при ста градусах Цельсия» и т.д. Клеточка искусства относительно противоположна клеточке науки. Искусство состоит в первую очередь из оценок, которые даются в форме эстетического образа. Наиболее простые оценки таковы: «студент Иванов – красивый молодой человек»; «Сидорова – надежная жена», и т.д. Наука базируется на рациональных понятиях: газ, электрон, социальная группа, население. Искусство базируется на мышлении образами (например, рисует образ благородного или, напротив, низкого человека). Философия, в отличие от науки и искусства, широко использует и познавательные, и оценочные суждения, понятия и образы. Например: «материя первична, сознание вторично»; «терроризм – одна из серьезнейших язв (зол) современного общества».

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия исследует объекты, постигаемые только умом и недоступные чувственному познанию. Вопросы «Что есть красота, истина, добро, справедливость» выходят за рамки эмпирических обобщений. На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро и красота, в чем смысл жизни?» нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают версии богословов со ссылкой на акт творения и авторитет Священного писания. Такие вопросы, неразрешимые с точки зрения науки и теологии, оказываются уделом философии. Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета и от языка поэтического, языка искусства, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. - примеры философских категорий.

 Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. И хотя она не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др.

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку, как правило, не интересуют. Творец в свою очередь не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Здесь личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована. Философия - это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности.В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

Наука как высшая форма познавательной деятельности, направленная на производство системного и объективного знания. Важнейшая задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. До Нового времени отсутствовали условия для формирования науки как своеобразного духовного феномена, а существовали лишь некоторые ее элементы. Характерные черты науки: универсальность; фрагментарность; общезначимость; обезличенность; систематичность; незавершенность; преемственность; критичность; достоверность; внеморальность; рациональность; эмпиричность.

Для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, специальные средства исследования. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не отвечают указанным выше критериям научности.

Научная теория как система законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. Особенности фундаментальных и прикладных наук. Наука как социокультурный феномен. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и инновации в науке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: