В конце XIX века усилился скептицизм. Истина, по Ницше, есть «род заблуждения». Отрицание высшего начала и истины порождало иррационализм. Отказ от гегелевского панлогизма привел к философии бессознательного Э. Гартмана. Еще Шеллинг полагал, что «мы приходим к нужной нам предустановленной гармонии (между миром идеальным и миром реальным – А.Г.), как только признаем, что та самая деятельность, которая в поведении нашем сознательно продуктивна, в порождении своем мира продуктивна бессознательно»2. Это положение Гартман развил на широком естественно-научном материале.
Бессознательное, по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке Бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. В древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание – как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым.
|
|
То, о чем Кант говорил как об априори – образование понятий равенства, причинности и т.п. – Гартман объясняет работой Бессознательного. «Таким образом, все истинно априорное постановлено Бессознательным и попадает в сознание в виде результата»3. Само сознание, по Гартману, есть «изумление воли перед сопро-
1 Древнекитайская философия в 2 -т. М., 1972, т. 2, с. 221.
2 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, с. 22 - 23.
3 Гартман Э. Философия бессознательного. В 2 -х т. М., 1875. Т. 1, с. 202.
225
тивлением против ее до сих пор признанного владычества... смущение, которое является в Бессознательном вследствие внедрения представления»1.
Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна. «Самая твердая решимость, самое крепкое намерение до дела обращаются в ничто, когда наделе из мрака Бессознательного выступает истинная воля»2. Исходя из того, что нравственность проистекает из побуждения воли, а не представлений человека, Гартман делает вывод: «Этический момент человека, то есть то, что обусловливает характер его чувств и деяний, лежит в глубоком мраке Бессознательного»3.
Одно из свойств бессознательного – моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.
|
|
Пессимизм, свойственный Шопенгауэру, достигает у Гартмана максимума. «Как ноша для носильщика становится тем тяжелее, чем более пути он ее несет, так и страдания человеческие и сознание их горечи все растут и растут и станут невыносимыми»4. Гартман объясняет почему так. «Физические потребности людей лезут в дурную бесконечность... Но есть и специальная страсть к власти и господству. Ясно, что она может быть удовлетворена только за счет таковых же страстей, а также и за счет стремления к свободе у других людей; кроме того, для нее имеет силу то же, что для честолюбия и славолюбия: чем более она удовлетворена, тем ненасытнее становится»5. Отмечая тщетность удовлетворения физических пот-
1 Гартман Э. Философия бессознательного в 2 -х т. М., 1875, т. 2, с. 18.
2 Там же, т. 1, с. 165 .
3 Там же, т. 1, с. 167 .
4 Там же, т. 2, с. 360 .
5 Там же, т. 2, с. 314.
226
ребностей, Гартман делает вывод, что было бы лучше, если бы мир вообще не существовал.
Рост материального благосостояния с еще большей остротой ставит вопрос о цели жизни. «Это происходит, с одной стороны, вследствие постепенно возрастающего прозревания в призрачность большей части положительного наслаждения, с другой, вследствие все яснее становящегося понимания, что зло и страдание, подобно нечистому духу, вечно изменяющие свой вид, подстерегают каждого в его собственной груди. Таким образом, возможно высший мировой прогресс повлечет за собой пессимистическое сознание в человечестве, в чем и заключается телеологическое значение этого прогресса»1.
Гартман приходит почти к буддизму. «После трех стадий иллюзии, надежды на положительное счастие человечество наконец увидало безумие своих стремлений и, отказавшись от положительного счастия, порывается только к абсолютной безболезненности, к Нирване, к ничто»2. Делая вывод, что небытие мира заслуживает предпочтения перед «безумным карнавалом бытия», Гартман перебрасывает мостик в философию XX века.
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 10
7. Каковы основные черты философии XIXвека?
2. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Кан
та?
В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?
Каковы основные законы диалектики Гегеля?
Что такое Абсолютная идея?
В чем сходство и различие между системами Гегеля и Платона?
7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
9. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?
10. В чем своеобразие учения Ницше?
ЛИТЕРАТУРА
Фихте И. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1937. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1987.
1 Гартман Э. Философия бессознательного в 2 -х т. М., 1875. Т. 2, с. 358.
2 Там же, т. 2, с. 361.
227
Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3-х т. М., 1975-1977.
Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-и т. Т. 1. М., 1992.
Фейербах Л. Избр. философ, произв. в 2-х т. М., 1955.
КонтО. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1899-1900.
Спенсер Г. Соч. в 7-и т. Т. 1. СПб., 1898.
Гартман Э. Философия бессознательного в 2-х т. М., 1875.
Ницше Ф. Книги 1,2. М., 1990.
Хрестоматия по истории философии. М., 1994.
Глава 11.