В нем различие в понимании гуманизма Хайдеггером и Сартром?

В чем основное философское значение психоанализа?

Что нового внес в психоанализ Юнг?

Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?

Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX века?

9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
10. В чем проявился скептицизм в философии
XXвека?

1 Дон-Аминадо. Парадоксы жизни. М., 1991, с. 284.

254

 


ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер M. Время и бытие. М., 1993.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1991. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

 

Глава 12.

СОБОРНОСТЬ И БЛАГОДАТЬ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

На вопрос: что делает философия? -

мы имеем право ответить:

она делает человека вполне человеком.

B.C. Соловьев

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. Мы это отмечали на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских и мусульманских народов. Не составляет исключения и Россия. В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX века. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Европе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука, и философия обратилась к решению гносеологических проблем, то в России этого не произошло – наука в России получила развитие только в послепетровское время, а точнее во второй половине XVIII века. Соответственно, философия познания возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозный характер до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти большевиками, а виднейшие русские философы – Бердяев, Булгаков и другие – были высланы из России (что не помешало им развивать религиозную философию в эмиграции) или репрессированы, как Флоренский.

Второй особенностью русской философии была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимущественно религиозному характеру. Это заметно уже в первом религиозно-философском произведении «Слово о законе и благодати», и осталось тогда, когда после церковного раскола религиозная

256

 

направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской литературы, которая также отличалась своей этической направленностью, и вообще для русской культуры и интеллигенции в целом.

Третьей особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарождения идеи Москвы как Третьего Рима, с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религиозной философии философия из служанки богословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 года. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: