Тема 7. Мотивирование работников

План лекции

1. Понятие мотивации

2. Функции мотивации

3. Мотивационный процесс

1. Мотивация – процесс выбора альтернатив поведения: активно включиться в профессиональную деятельность или повременить, остаться в стороне, выбрать данный вид деятельности как один из вариантов профессиональной карьеры или предпочесть иной путь, стать членом этой организации или выбрать какую-то другую, максимально возможно использовать свой трудовой потенциал, физические и интеллектуальные ресурсы или работать «с прохладцей» и т.д. [2]

Мотивация напрямую связана с проблемой свободы. Реализуя свою относительную автономность в рамках организации и общества, индивид принимает самостоятельные решения в выборе:

-  профессии и специальности;

-  места работы (предприятие/организация, структурное подраз­деление) и должности;

-  того или иного типа профессиональной и должностной карьеры;

-  круга и содержания неофициального общения в организации;

-  типа поведения в различных трудовых ситуациях;

-  тех или иных социальных и нравственных норм в качестве лич­ных норм поведения и т.д.

Мотивация не сводится лишь к простому реагированию на внеш­ний раздражитель, она предполагает участие сознания и воли. В мотивации ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как здесь сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия.

Важной стороной мотива является совокупность приемов объяснения и обоснования действия. Иначе говоря, в мотиве представ­лены два этапа. Первый – интернализация внешних обстоятельств и выработка соответствующих понятий (ситуация объяснения). Второй – выработка стратегии собственного поведения на основе по­нятий о внешних воздействиях (ситуация обоснования). Мотивы служат человеку как для объяснения прошлых действий, так и для обоснования будущих.

Мотиву принадлежит важнейшая роль в управлении поведением. Исследователи выделяют различные функции мотивов: ориентирующую, маслообразующую, опосредствующую, ограничивающую, мобилизующую, а также побуждающую, направляющую, регулятивную, управляющую, организующую, структурирующую, отражательную и другие.

2. При всем разнообразии приписываемых мотиву функций главными остаются все же две: побудительная функция – мотив как исходящая изнутри человека сила, побуждающая к действию и ука­зывающая направление этого действия, и объяснительная функция – объяснение, обоснование, оправдание, мотивировка действия, как уже случившегося, так и того, которое еще предстоит совершить.

Однако поведение, даже применительно к ограниченной во вре­мени ситуации, определяется не столько мотивом самим по себе, сколько всей мотивационной сферой индивида, которая имеет ие­рархическую структуру.

Выделяют три уровня функционирования мотивационной сферы:

-  ситуационного мотива;

-  обобщенного мотива;

-  общей жизненной стратегии поведения.

3. Мотивационный процесс и его основные элементы. Принци­пиальная схема процесса мотивации может быть представлена следующим образом (рис.1).

 

 

 

 


Рис. 1. Схема процесса мотивации

 

Исходным пунктом мотивационного процесса являются потребности, понимаемые чаще всего как нужда, как дефицит (или, напротив, избыток чего-то) в организме. Потребности делятся (А. Н.Леонтьев):

-  на предметные и функциональные;

-  первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные);

-  материальные (потребность в пище, одежде, жилье), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в при­знании другими людьми и т.д.).

Г. Мюррей выделяет психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, познании, уважении и другие.

Э. Фромм считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях, самоутверждении, привязанности, самосознании, системе ориентации и объекте поклонения.

Б. Ф.Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации.

А. Маслоу выделяет группы потребностей: физиологические, по­требности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, са­моактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста.

Далее потребности приобретают сознательную «смыслообразующую» силу через интерес, т.е. полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения. Интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. По сути – это мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, взывающую у него интерес, удовлетворение.

Стимулы и причины человеческого поведения получают свое дальнейшее развитие в понятии ценности, потребности, преобразованные в интересы (или осознанные), в свою очередь, «превращаются» в ценности.

Ценности профессиональной деятельности выявляются посредством определения значимости различных сторон трудовой жизни: условий труда; организации труда; заработной платы; социального и профессионального статуса (квалификации, должности); содержания труда; возможностей профессионального роста; межличностных отношений; общественной полезности деятельности; престижа деятельности.

Потребности, интересы и ценности участвуют в формировании мотивов, вопрос состоит в том, какой из этих структурных элементов оказывает наибольшее влияние. А это зависит, во-первых, от того, насколько развита личность, во-вторых, от той ситуации, в которой она пребывает.

В процессе формирования мотивации участвуют и цели. Они, строго говоря, не входят в структуру мотивации главным образом потому, что они чаше задаются человеку извне (хотя и кажутся его собственными).

Личность, конечно, тоже участвует в целеполагании (особенно это касается ближайших, кратковременных целей), но все же здесь человек не всегда свободен, совокупность внешних обстоятельств может быть такова, что ему не остается ничего иного, как следовать поставленной кем-то цели. В чем он более свободен, и в чем действительно проявляется его мотивация, так это в выборе средств достижения цели. Для кого-то «все средства хороши», а кто-то избира­телен в выборе средств.

 

Практическое задание: разработать систему стимулирования и мотивации персонала на примере конкретного предприятия.

 

Рефераты по темам:

1. Теории мортивации и мотивационные стратегии менеджмента 

2. Пути повышения мотивации работников

3. Усиление мотивирующей функции оплаты труда



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: