Тема 4. Управление процессом профессионализации кадров

План лекции

1. Понятие профессионализации и профессии

2. Компоненты профессии

3. Ограничения на профессии

1. Профессионализация — непрерывное совершенствование специальной подготовки, позволяющее каждому трудоспособному члену общества включаться в решение проблем на уровне своей компетенции. [1]

Профессионализацию принято рассматривать как процесс, включающий ряд последовательных стадий: профессиональная ориентация; выбор профессии, профессиональная подготовка;  профессиональный отбор; профессиональная адаптация; повышение квалификации; профессиональное самоопределение и развитие.

Чаще всего термин «профессия» (от лат. professio — официальное занятие, специальность) употребляется в двух значениях: 1) род трудовой деятельности (занятий) человека, специализи­рованное место работника в системе производства; 2) совокупность знаний, умений и навыков работника, необходимых для выполнения некоторого набора трудовых функций; пригодность и готовность работника производить определенные виды работ.

2. Профессия в современном производстве является комплексом элементов [1, 2,.3]:

Общее образование. В современных условиях любые формы про­фессиональной подготовки базируются на определенном количестве классов средней школы. Общеобразовательный минимум является необходимой предпосылкой профессионального развития. Даже профессии малоквалифицированного труда (например, грузчика, такелажника) и те требуют определенных общеобразовательных знаний. Поэтому он (общеобразовательный минимум) включается в общее определение профессии как ее элемент.

Профессиональная подготовка. Для участия в современном производстве работник обязан иметь не только общие знания, но и специфические знания трудовых функций, которые ему предстоит выполнять. Эту задачу реализует сеть учебных заведений, даю­щих профессиональное образование. Она включает в себя четыре уровня:

-  начальное профессиональное образование (подготовка массо­вых рабочих профессий в профессонально-технических училищах, колледжах, непосредственно на производстве);

-  среднее специальное профессиональное образование (подготовка специалистов среднего уровня квалификации в техникумах и колледжах);

-  высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов и магистров в вузах);

-  поствузовская профессиональная подготовка (переподготовка и повышение квалификации в вузах по программам дополнительно­го образования или в специальных образовательных учреждениях – образовательных центрах, институтах повышения квалификации).

Получив специальную подготовку и включившись в процесс труда, работник углубляет свои знания, приобретает трудовые умения и навыки. В этой реальной связи работника с процессом труда формируется его способность выполнять данную работу. Конечно, никакая специальная выучка не может дать полных сведений о той или иной работе. Поэтому и после окончания специальной подготовки человек вынужден продолжать профессиональное развитие.

Квалификация – это степень освоения профессии. Она представляет собой совокупность таких качеств работника, как:

-  знания или уровень обшей и специальной подготовки;

-  умения или степень практического освоения данного вида работ;

-  индивидуальные (личные) признаки работника, среди которых выделяются пригодность и готовность к данному виду труда.

Профессиональная пригодность определяется как совокупность психофизиологических свойств работника, указывающих на его соответствие или несоответствие данному виду труда.

Путем измерения психофизиологических и социальных свойств работника создается профессиограмма профессии. Она включает описание содержания конкретной работы (трудовых функций) и перечень требований к работнику с точки зрения его пригодности или непригодности к этой работе.

Профессиональной готовностью можно назвать сочетание подготовки работника и его желания выполнять данную работу. Различают различные уровни квалификации. Применительно к рабочим профессиям промышленности выделяют обычно четыре квалификационных уровня:

-  высококвалифицированные профессии (труд, требующий большой предварительной подготовки; труд по ремонту, контролю, накладке оборудования и т.п.);

-  квалифицированные профессии (труд, также требующий до­вольно длительной подготовки; преимущественно труд по обслуживанию машин, механизмов, аппаратов);

-  малоквалифицированные профессии (труд, требующий незначительной предварительной подготовки, простые работы как с использованием механизмов, так и без них);

-  неквалифицированный труд (труд, как правило, не требующий специальной подготовки, рабочая сила человека используется преимущественно в роли двигателя).

Уровень квалификации в различных отраслях общественного про­изводства фиксируется с помощью различных шкал: шкала разрядов (промышленность, строительство); шкала классов (транспорт); шкала категорий (конструкторы, мастера); шкала званий (работники искусства, науки, образования) и др. Для работников бюджетной сфе­ры применяется сейчас сетка, включающая пять квалификационных уровней. Федеральные государственные служащие тоже разбиваются на пять должностных групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), каждой из которых присваивается по три квалификационных разряда (класса).

В основе распределения по уровням квалификации лежат:

-  время, затраченное на общеобразовательную и специальную подготовку, связанную с приобретением профессии;

-  выработанные умения и трудовые навыки;

-  степень профессионального мастерства.

Специальност ь. Профессии все больше носят обобщенный, агре­гированный характер, а для того, чтобы указать особое место работника в системе профессионального разделения труда, вводится понятие специальности. Специальность есть конкретизация профессии, приближение последней к конкретному лицу, занятому вполне определенным видом работы. Вне зависимости от специальности профессия существует лишь как некая предпосылка, которая еще должна быть реализована в действительном труде. Именно на уровне специальности и достигается практическая связь трудовой функции и профессии. Именно здесь завершается профессиональное становление работника.

Система однородных специальностей образует профессиональную общность, или профессию в широком смысле слова. Поэтому «слесарь», «преподаватель», «врач» – это общее наименование многих слесарных, преподавательских или врачебных специальностей, объ­единенных некоторой совокупностью общих профессиональных при­знаков.

Развитие производства, связанное с непрерывной дифференциацией трудовых функций, означает постоянное разветвление специальностей, увеличение их числа. Мы уже сталкиваемся со случаями, когда количество специалистов почти сопоставимо с числом занятых. Предприниматели, например в Японии, предлагают каждому своему работнику особое, единственное наименование его специальности с ударением на ее уникальность, почетность и важность. Хотя это и чисто словесная манипуляция, однако искомый результат достигается – человек начинает относиться к своей профессии и своему делу с большим уважением. Тенденция эта получила название уникализации труда.

3. Профессия предъявляет человеку определенные требования и ограничения. Чем уникальнее, сложнее профессия, тем больше ужесточаются эти требования и ограничения, расширяется их список. Напротив, для массовых рабочих профессий набор требований сводится к минимуму.

Профессия в общественном смысле рассматривается как социальное благо, обладание которым обеспечивает доступ к ресурсам: деньгам, власти, материальным ценностям, к психологическому комфорту, возможностям перемещений (поездки за границу) и т.п. Естественно, чем дефицитнее благо, тем больше на пути к нему препятствий и ограничений. Возникает конкуренция за право приобретения социально престижной профессии.

Для ограничения доступа к профессиям все чаще используется стратегия «закрытости» в отношении определенных видов занятий. Претендентам на эти виды занятий предъявляются особые требования к образованию, которые могут быть мало связанными с действительными потребностями «профессионального» труда. Само государство предоставляет людям право заниматься определенными видами деятельности лишь на основании государственного санкци­онирования, «аккредитации» или «лицензирования». И все это делается для того, чтобы сохранить привилегии за отдельными группами профессионалов.

Ограничения на профессии могут быть [2]:

-  по медицинским показаниям (состоянию здоровья);

-  физические (физиологические);

-  психологические (связанные с индивидуальными особенностя­ми психики);

-  социально-демографические (ограничения по полу, возрасту, национальности, семейному положению и т.д.);

-  политические (запрет на профессии по политическим сообра­жениям);

-  правовые (прямой правовой запрет на занятия профессий и должностей);

-  моральные (занятие профессиональных позиций не одобряется общественным мнением по соображениям морали);

-  религиозные (ограничения на профессии для представителей различных религиозных конфессий).

 

Рефераты по темам:

1. Возможности организации и профессионализации персонала.

2. Социальные проблемы профессионализации (Соотношение различных профессиональных групп в структуре занятых, поляризация профессионального и квалификационного состава в структуре запятых, социальный статус профессии, дефицит профессионалов, недооценка вопросов профессионализации кадров со стороны руководства и менеджмента, престиж и популярность профессий).

3. Институционализация профессии.

4. Направления развития профессионализации в рамках профессиологии и профессиографии.

4. Возможности организации в профессионализации персонала.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: