План лекции
1. Понятие профессионализации и профессии
2. Компоненты профессии
3. Ограничения на профессии
1. Профессионализация — непрерывное совершенствование специальной подготовки, позволяющее каждому трудоспособному члену общества включаться в решение проблем на уровне своей компетенции. [1]
Профессионализацию принято рассматривать как процесс, включающий ряд последовательных стадий: профессиональная ориентация; выбор профессии, профессиональная подготовка; профессиональный отбор; профессиональная адаптация; повышение квалификации; профессиональное самоопределение и развитие.
Чаще всего термин «профессия» (от лат. professio — официальное занятие, специальность) употребляется в двух значениях: 1) род трудовой деятельности (занятий) человека, специализированное место работника в системе производства; 2) совокупность знаний, умений и навыков работника, необходимых для выполнения некоторого набора трудовых функций; пригодность и готовность работника производить определенные виды работ.
|
|
2. Профессия в современном производстве является комплексом элементов [1, 2,.3]:
Общее образование. В современных условиях любые формы профессиональной подготовки базируются на определенном количестве классов средней школы. Общеобразовательный минимум является необходимой предпосылкой профессионального развития. Даже профессии малоквалифицированного труда (например, грузчика, такелажника) и те требуют определенных общеобразовательных знаний. Поэтому он (общеобразовательный минимум) включается в общее определение профессии как ее элемент.
Профессиональная подготовка. Для участия в современном производстве работник обязан иметь не только общие знания, но и специфические знания трудовых функций, которые ему предстоит выполнять. Эту задачу реализует сеть учебных заведений, дающих профессиональное образование. Она включает в себя четыре уровня:
- начальное профессиональное образование (подготовка массовых рабочих профессий в профессонально-технических училищах, колледжах, непосредственно на производстве);
- среднее специальное профессиональное образование (подготовка специалистов среднего уровня квалификации в техникумах и колледжах);
- высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов и магистров в вузах);
- поствузовская профессиональная подготовка (переподготовка и повышение квалификации в вузах по программам дополнительного образования или в специальных образовательных учреждениях – образовательных центрах, институтах повышения квалификации).
Получив специальную подготовку и включившись в процесс труда, работник углубляет свои знания, приобретает трудовые умения и навыки. В этой реальной связи работника с процессом труда формируется его способность выполнять данную работу. Конечно, никакая специальная выучка не может дать полных сведений о той или иной работе. Поэтому и после окончания специальной подготовки человек вынужден продолжать профессиональное развитие.
|
|
Квалификация – это степень освоения профессии. Она представляет собой совокупность таких качеств работника, как:
- знания или уровень обшей и специальной подготовки;
- умения или степень практического освоения данного вида работ;
- индивидуальные (личные) признаки работника, среди которых выделяются пригодность и готовность к данному виду труда.
Профессиональная пригодность определяется как совокупность психофизиологических свойств работника, указывающих на его соответствие или несоответствие данному виду труда.
Путем измерения психофизиологических и социальных свойств работника создается профессиограмма профессии. Она включает описание содержания конкретной работы (трудовых функций) и перечень требований к работнику с точки зрения его пригодности или непригодности к этой работе.
Профессиональной готовностью можно назвать сочетание подготовки работника и его желания выполнять данную работу. Различают различные уровни квалификации. Применительно к рабочим профессиям промышленности выделяют обычно четыре квалификационных уровня:
- высококвалифицированные профессии (труд, требующий большой предварительной подготовки; труд по ремонту, контролю, накладке оборудования и т.п.);
- квалифицированные профессии (труд, также требующий довольно длительной подготовки; преимущественно труд по обслуживанию машин, механизмов, аппаратов);
- малоквалифицированные профессии (труд, требующий незначительной предварительной подготовки, простые работы как с использованием механизмов, так и без них);
- неквалифицированный труд (труд, как правило, не требующий специальной подготовки, рабочая сила человека используется преимущественно в роли двигателя).
Уровень квалификации в различных отраслях общественного производства фиксируется с помощью различных шкал: шкала разрядов (промышленность, строительство); шкала классов (транспорт); шкала категорий (конструкторы, мастера); шкала званий (работники искусства, науки, образования) и др. Для работников бюджетной сферы применяется сейчас сетка, включающая пять квалификационных уровней. Федеральные государственные служащие тоже разбиваются на пять должностных групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), каждой из которых присваивается по три квалификационных разряда (класса).
В основе распределения по уровням квалификации лежат:
- время, затраченное на общеобразовательную и специальную подготовку, связанную с приобретением профессии;
- выработанные умения и трудовые навыки;
- степень профессионального мастерства.
Специальност ь. Профессии все больше носят обобщенный, агрегированный характер, а для того, чтобы указать особое место работника в системе профессионального разделения труда, вводится понятие специальности. Специальность есть конкретизация профессии, приближение последней к конкретному лицу, занятому вполне определенным видом работы. Вне зависимости от специальности профессия существует лишь как некая предпосылка, которая еще должна быть реализована в действительном труде. Именно на уровне специальности и достигается практическая связь трудовой функции и профессии. Именно здесь завершается профессиональное становление работника.
Система однородных специальностей образует профессиональную общность, или профессию в широком смысле слова. Поэтому «слесарь», «преподаватель», «врач» – это общее наименование многих слесарных, преподавательских или врачебных специальностей, объединенных некоторой совокупностью общих профессиональных признаков.
|
|
Развитие производства, связанное с непрерывной дифференциацией трудовых функций, означает постоянное разветвление специальностей, увеличение их числа. Мы уже сталкиваемся со случаями, когда количество специалистов почти сопоставимо с числом занятых. Предприниматели, например в Японии, предлагают каждому своему работнику особое, единственное наименование его специальности с ударением на ее уникальность, почетность и важность. Хотя это и чисто словесная манипуляция, однако искомый результат достигается – человек начинает относиться к своей профессии и своему делу с большим уважением. Тенденция эта получила название уникализации труда.
3. Профессия предъявляет человеку определенные требования и ограничения. Чем уникальнее, сложнее профессия, тем больше ужесточаются эти требования и ограничения, расширяется их список. Напротив, для массовых рабочих профессий набор требований сводится к минимуму.
Профессия в общественном смысле рассматривается как социальное благо, обладание которым обеспечивает доступ к ресурсам: деньгам, власти, материальным ценностям, к психологическому комфорту, возможностям перемещений (поездки за границу) и т.п. Естественно, чем дефицитнее благо, тем больше на пути к нему препятствий и ограничений. Возникает конкуренция за право приобретения социально престижной профессии.
Для ограничения доступа к профессиям все чаще используется стратегия «закрытости» в отношении определенных видов занятий. Претендентам на эти виды занятий предъявляются особые требования к образованию, которые могут быть мало связанными с действительными потребностями «профессионального» труда. Само государство предоставляет людям право заниматься определенными видами деятельности лишь на основании государственного санкционирования, «аккредитации» или «лицензирования». И все это делается для того, чтобы сохранить привилегии за отдельными группами профессионалов.
|
|
Ограничения на профессии могут быть [2]:
- по медицинским показаниям (состоянию здоровья);
- физические (физиологические);
- психологические (связанные с индивидуальными особенностями психики);
- социально-демографические (ограничения по полу, возрасту, национальности, семейному положению и т.д.);
- политические (запрет на профессии по политическим соображениям);
- правовые (прямой правовой запрет на занятия профессий и должностей);
- моральные (занятие профессиональных позиций не одобряется общественным мнением по соображениям морали);
- религиозные (ограничения на профессии для представителей различных религиозных конфессий).
Рефераты по темам:
1. Возможности организации и профессионализации персонала.
2. Социальные проблемы профессионализации (Соотношение различных профессиональных групп в структуре занятых, поляризация профессионального и квалификационного состава в структуре запятых, социальный статус профессии, дефицит профессионалов, недооценка вопросов профессионализации кадров со стороны руководства и менеджмента, престиж и популярность профессий).
3. Институционализация профессии.
4. Направления развития профессионализации в рамках профессиологии и профессиографии.
4. Возможности организации в профессионализации персонала.