Глава 1. Генезис, юридическая природа и понятие 8 страница

Согласно данному Уставу занимаемые сельскохозяйственными артелями земли объявлялись общенародной государственной собственностью, закреплялись за ними в бессрочное пользование (навечно) и не подлежали купле-продаже и аренде. Из обобществленных земельных угодий каждому колхозному двору был выделен в личное пользование небольшой земельный участок (от 1/4 до 1/2 га, не считая земельного участка под жилыми постройками) в виде приусадебного участка (огород, сад). Выбывшие члены артели земельными участками за счет земель сельскохозяйственной артели не наделялись <1>.

--------------------------------

<1> Бывшие члены артели могли получить земельные участки только из свободных земель государственного земельного фонда, за пределами земель артели.

 

Весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь (плуги, сеялки, молотилки, косилки), семенные запасы, кормовые средства (в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота), хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства подлежали обобществлению <1>. Примерный устав подробно расписывал количество поголовья домашнего скота, который колхозный двор в зависимости от своего нахождения (земледельческий, зерновой и другой район) имел право держать в личном пользовании.

--------------------------------

<1> Не должны были обобществляться жилые постройки, личный скот, птица, хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота в колхозном дворе. При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря в личном пользовании членов сельскохозяйственной артели должен был оставаться мелкий сельскохозяйственный инвентарь, необходимый для работы на приусадебном земельном участке. В случае необходимости правление артели было обязано предоставлять нуждающемуся члену артели на платной основе лошадь (лошадей) для временной работы на личном подсобном хозяйстве.

 

Часть обобществленного имущества членов артели подлежала зачислению в неделимый фонд артели (до 1/2), а остальная часть - в паевой взнос члена артели. Выбывшему члену артели коллективное хозяйство обязывалось произвести расчет (как правило, по окончании года) и возвратить паевой взнос денежными средствами.

За сухими правовыми нормами трудно выявить страдания миллионов сельских тружеников, принудительно вступивших в коллективные хозяйства, лишенных своего имущества и земельных участков, чей дальнейший коллективный труд и быт были подвергнуты детальной правовой (вернее, неправовой) регламентации.

Современные государственные деятели России, законодательные, исполнительные и правоохранительные органы обязаны сделать должные выводы и создать надежные гарантии в целях неповторения горьких страниц нашей многострадальной истории. Народ любого государства обречен на страдания, если идеология, законодательство и юридическая практика этого государства не учитывают объективные законы общественного, социального и экономического развития, гармоничное соотношение частных и публичных имущественных и неимущественных интересов, необходимость создания надежных конституционных и иных правовых гарантий соблюдения прав человека.

В Конституции СССР 1936 г. провозглашалось, что "экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком" (ст. 4).

Конституция СССР предусматривала социалистическую собственность в форме: государственной (всенародное достояние) и кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, кооперативных организаций) (ст. 5). Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, совхозы, машинно-тракторные станции, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием) (ст. 6).

Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, произведенная колхозами и кооперативными организациями продукция, а также общественные постройки признавались общественной социалистической собственностью колхозов и кооперированных организаций. Каждому колхозному двору разрешалось иметь помимо основного дохода от общественного колхозного хозяйства в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь (согласно уставу сельскохозяйственной артели) (ст. 7). Используемая колхозами земля закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование (навечно) (ст. 8).

Наряду с социалистической (господствующей) системой хозяйства Конституция СССР допускала основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей (ст. 9). Также признавалось право личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, на жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обстановки, на предметы личного потребления и удобства, а также право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Аналогичные нормы были включены в Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1937 г.

Таким образом, конституционные нормы нашей страны конца 1940-х гг. предусматривали существование трех форм социалистической собственности (государственная, кооперативно-колхозная и общественная), а также личной собственности граждан.

Воспроизводя и конкретизируя положения Конституции РСФСР 1937 г., а также Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. закрепил социалистическую собственность в виде трех форм: 1) собственность государства; 2) колхозов, кооперативных организаций, их объединений; 3) общественных организаций, а также предусмотрел личную собственность как средство удовлетворения потребностей граждан.

К разряду государственной социалистической собственности в ГК РСФСР 1964 г. были отнесены все отечественные природные ресурсы (исключительная государственная собственность), основные средства производства и иное имущество, предоставленное на праве пользования. Государственным организациям (предприятиям) объекты государственной собственности передавались на праве оперативного управления: указанные организации распоряжались сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, денежными средствами, а также готовой продукцией в соответствии с целевым назначением этих средств и плановым заданием, целевой деятельностью хозяйствующих субъектов в пределах, установленных законом.

Имущество колхозов, иных кооперативных организаций было объявлено собственностью последних с правом владения, пользования и распоряжения колхозно-кооперативным имуществом в соответствии с уставами и положениями.

Профессиональным и иным общественным организациям предоставлялось право владения, пользования и распоряжения принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами и положениями. Использование имущества общественных организаций имело строго обусловленный целевой характер.

Законодатель существенно ограничивал перечень объектов личной собственности, объем полномочий личного собственника и хозяйственно-целевое назначение личного имущества. В личной собственности граждан могло находиться лишь имущество, предназначенное для удовлетворения их личных материальных и культурных потребностей: один жилой дом (часть дома). Максимальное количество домашнего скота определялось подзаконными актами и строго контролировалось исполнительными органами власти.

Колхозный двор мог иметь в собственности на приусадебном участке подсобное хозяйство, включая жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Имущество колхозного двора принадлежало его членам на праве общей совместной собственности и могло образоваться за счет переданных членами двора своих доходов от участия в общественном хозяйстве колхоза, а также имущества и предметов домашнего потребления, приобретенных на общие средства. Личные трудовые доходы и сбережения члена колхозного двора, а также имущество, приобретенное им на личные средства или в порядке наследования либо дарения и не переданное в собственность двора, составляли личную собственность члена двора. В личной собственности члена двора не могло находиться имущество, которое в соответствии с уставом колхоза могло принадлежать только колхозному двору.

Собственность кустарей, ведущих мелкое хозяйство без использования чужого труда, относилась к разряду личной собственности.

Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. праву социалистической собственности была предоставлена повышенная защита: обладателям названного права предоставлялась возможность виндицировать (истребовать) имущество от всякого (добросовестного, недобросовестного) приобретателя; на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения граждан, колхозов, иных кооперативных и общественных организаций не распространялись установленные законом сроки исковой давности.

Конституция СССР 1977 г. сохранила социалистическую собственность как основу экономической системы страны в форме собственности: 1) государственной (всенародной), 2) колхозно-кооперативной и 3) профсоюзных и иных общественных организаций.

Государственная собственность продолжала оставаться основной формой социалистической собственности и включала исключительную собственность на землю, недра, воды и леса. Государству принадлежали основные средства производства в различных отраслях народного хозяйства, средства транспорта и связи, банки, имущество государственных торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд и иное имущество, необходимое для осуществления государственных задач.

Средства производства и иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач колхозов и иных кооперативных организаций, являлись собственностью этих колхозов и других кооперативных организаций. Занимаемая колхозами земля закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция СССР 1977 г. сохранила и право личной собственности граждан. Основу этого вида собственности составляли трудовые доходы граждан, а также предметы обихода, личного потребления, удобства, подсобного домашнего хозяйства, жилой дом, трудовые сбережения. В пользовании граждан находились государственные земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. Имущество, включенное в личную собственность граждан, не должно было служить извлечению нетрудовых доходов, наносить ущерб интересам общества.

Большое значение для дальнейшего регулирования имущественных отношений на территории России имел Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР". Благодаря ему в России в переходной период были оформлены необходимые имущественные отношения; отражены основные направления актуальных социально-экономических преобразований на пути к созданию многоукладной экономики; установлены правовые гарантии коллективного и индивидуального предпринимательства, включая ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; закреплены многообразие и равноправие различных форм собственности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Суханов Е.А. Закон о собственности в СССР // Гражданское право России - частное право / Отв. ред. В.С. Ем. С. 152.

 

В частности, этот Закон определил содержание права полного хозяйственного ведения, занимающего срединное положение между правом оперативного управления и правомочиями собственника, существенным образом расширил полномочия государственных предприятий за счет сужения компетенции публично-правовых образований по управлению и владению государственным имуществом, закрепленным за государственными предприятиями. Закон СССР "О собственности в СССР" распространил действие правил о праве собственности на государственные предприятия, указав, что если законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик не предусмотрено иное, предприятие, осуществляя право полного хозяйственного ведения своим имуществом, владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом и по своему усмотрению совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. За государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, законодатель оставил лишь право принимать решение о создании предприятия, об определении целей его деятельности, о его реорганизации и ликвидации, осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного ему имущества и другие правомочия в соответствии с правовыми актами о предприятии. Кроме того, была установлена возможность обращения взыскания на любое имущество государственного предприятия, включая основные фонды, ранее свободные от взыскания кредиторов.

Закон СССР "О собственности в СССР" ошибочно, по нашему мнению, распространял на режим имущества личного подсобного хозяйства положения об общей совместной собственности, применявшихся для режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. С учетом признания общенародного характера государственной собственности и ее дифференциации на общесоюзную, республиканскую и местную (коммунальную) народ рассматривался этим Законом в качестве основного субъекта государственной собственности (в экономическом смысле), а выступавшие от его имени соответствующие Советы народных депутатов - в качестве юридических собственников государственного имущества.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" воспроизвел отдельные положения Закона СССР "О собственности в СССР", однако, будучи принятым суверенным государством, внес свой вклад в дальнейшее развитие правовых отношений собственности в России. Он закрепил частную (собственность граждан и юридических лиц), государственную и муниципальную собственность, а также собственность общественных объединений (организаций).

Государственная собственность признавалась достоянием многонационального народа РСФСР и выступала в виде федеральной собственности, собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований могли находиться имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления; средства местного бюджета и внебюджетных фондов; жилищный фонд; нежилые помещения в домах жилищного фонда; объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и др.

Государственное или муниципальное имущество, закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежало предприятию на праве полного хозяйственного ведения <1>.

--------------------------------

<1> Предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находившиеся в государственной или муниципальной собственности, могли быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, которые установлены законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

 

Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" в отличие от Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" признавал юридические лица (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы) собственниками имущества, переданного им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также имущества, полученного в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенного по иным основаниям, допускаемым законом. Акционерные общества также признавались собственниками средств, полученных ими от продажи акций. Государственное или муниципальное имущество, закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном или муниципальном бюджете, находилось в оперативном управлении этого учреждения и использовалось в пределах, установленных законом.

Частной собственностью гражданина признавалась собственность, созданная за счет его доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону.

В собственности гражданина могли находиться: земельные участки; жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления; денежные средства; акции, облигации и другие ценные бумаги; средства массовой информации; предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли, иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства; любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, за исключением отдельных предусмотренных в законодательных актах видов имущества, которое по соображениям государственной или общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами не может принадлежать гражданину. Количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничивались.

Гражданин мог использовать имущество, находившееся в его собственности, для предпринимательской деятельности без образования для этой цели юридического лица. Имущество членов семьи и других граждан, используемое ими для совместной предпринимательской деятельности, произведенная продукция и полученные доходы принадлежали им на праве общей долевой собственности, если договором между ними не было предусмотрено иное. Гражданин мог осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, другие объединения граждан и юридических лиц.

Гражданин был вправе приобрести для ведения сельскохозяйственного производства, а также строительства жилого дома, садоводства и огородничества земельные участки в собственность или во владение. Произведенная на этих участках продукция и полученные доходы признавались собственностью гражданина и использовались им по собственному усмотрению. Земельные участки для иных целей закреплялись за гражданином во владение, а в случаях и на условиях, которые предусмотрены законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, - на праве собственности.

Общественные объединения (организации), являвшиеся юридическими лицами, могли иметь в собственности имущество, необходимое для обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами (положениями). Они могли заниматься предпринимательской деятельностью, создавать и приобретать для осуществления этой деятельности предприятия и другое имущество для выполнения уставных задач.

Объектами права собственности признавались: предприятия; имущественные комплексы; земельные участки; горные отводы; здания; сооружения; оборудование; сырье и материалы; деньги; ценные бумаги; другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения; продукты интеллектуального и творческого труда.

Земля, недра, воды, растительный и животный мир были объявлены достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, находились в ведении Советов народных депутатов. Земельные участки могли находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально-государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию. Иные вещные права на земельные участки и другие природные ресурсы предоставлялись и осуществлялись в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательными актами РСФСР.

Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" запрещал устанавливать какие-либо ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций). Он предусматривал равные формы и способы защиты права собственности и иных вещных прав.

Юристы-цивилисты обоснованно критикуют положения российского Закона "О собственности в РСФСР", закрепившие коллективную собственность двух лиц или более на имущество, находившееся в их общей собственности (ст. 3). Так, Е.А. Суханов отмечает, что встречающиеся попытки выделить в качестве особой формы коллективную собственность не могут иметь ни юридического (гражданско-правового), ни просто логического смысла, поскольку субъектами соответствующих имущественных отношений фактически являются либо отдельные граждане, либо созданные ими организации-собственники (юридические лица), что вполне укладывается в рамки обычного понимания частной собственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 508.

 

Критике подверглись и положения Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который ошибочно объявил имущество смешанных хозяйственных товариществ и товариществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ закрытого типа), образованное за счет вкладов их участников, а также полученные доходы этих организаций имуществом, принадлежащим их участникам на праве общей долевой собственности. Закон смешивал объекты (имущественные комплексы) и субъекты гражданского (предпринимательского) права, называл предприятия (наряду с коммерческими организациями) самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, не различая при этом предприятия как объекты права и предприятия как субъекты права, предусматривал индивидуальные (семейные) частные предприятия, принадлежащие физическому лицу и членам его семьи на праве общей долевой собственности.

Однако указанный Закон положил начало формированию современного правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий, предвосхитил будущие организационно-правовые формы современных коммерческих организаций, установил права, обязанности и ответственность предпринимателей, предусмотрел правовые гарантии их деятельности.

Говоря о праве собственности, стоит отметить и Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно ему крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - крестьянское) было признано самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Крестьянское хозяйство самостоятельно определяло направления своей деятельности, структуру и объемы производства исходя из собственных интересов. Оно могло заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, сохраняя в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянскому хозяйству принадлежало право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям, если иное не было предусмотрено договором. Крестьянское хозяйство получило право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество, приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан.

Имущество крестьянского хозяйства составляли насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочее имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являлись: денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; дотации из бюджета; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Имущество крестьянского хозяйства принадлежало его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество могло находиться в их общей совместной собственности <1>.

--------------------------------

<1> Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществлялось его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществлялись главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливался договором. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали. Часть имущества (вклад, доля, пай) могла компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливался по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации не должен был превышать пяти лет. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследовалась в установленном законом порядке.

 

Внесенные в Конституцию РСФСР в декабре 1990 г. изменения наделяли граждан России правом частной собственности на землю для ведения сельскохозяйственного производства. Однако при этом был установлен 10-летний мораторий на совершение сделок с землей (в первую очередь ее купли-продажи) и пятилетний мораторий на отчуждение земли в случае приобретения земельного участка за плату. Продажа земельных участков без соблюдения моратория разрешалась только Советам народных депутатов.

Законы РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе", Земельный кодекс РСФСР 1991 г., указы Президента РФ и ряд постановлений Правительства РФ конца 1990-х гг. также положили начало аграрно-земельной реформе в нашей стране, подтолкнули к возникновению права частной собственности на землю.

Так, Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предложил коллективам колхозов, совхозов право раздела земельных угодий названных предприятий на земельные доли. Член колхоза (работник совхоза) получил право выходить из состава коллективного хозяйства и создавать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставлялся земельный участок, размер которого определялся паем или стоимостью акций, принадлежавших его членам. Выделявшийся на самостоятельное хозяйствование мог увеличить размер земельного надела за счет аренды или покупки. В целях предоставления земельных участков в собственность другим категориям граждан для ведения крестьянского хозяйства в каждом районе формировался районный земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов и совхозов земель. Передача в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производилась Советами народных депутатов в пределах норм, предусмотренных Законом РСФСР "О земельной реформе", бесплатно, а свыше установленных норм - за плату <1>.

--------------------------------

<1> Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определялся в каждом конкретном случае районным (городским) Советом народных депутатов с учетом численности крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых субъектами РФ. В списки лиц, имевших право на получение земельной доли в собственность бесплатно, включались: 1) работники хозяйства; 2) временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и др.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения); 3) работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории хозяйства; 4) пенсионеры, проживающие на территории такого земельного участка; 5) лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: