Глава 1. Генезис, юридическая природа и понятие 9 страница

 

Закон РСФСР о земельной реформе предоставил сельским жителям возможность приобретать на праве собственности земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

В силу норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. граждане России получили право собственности на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного или крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Кодекс предусмотрел порядок нормирования указанных категорий земель, предоставляемых гражданам на праве собственности <1>.

--------------------------------

<1> Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались областными и приравненными к ним Советами народных депутатов. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливались сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. Для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целей размеры земельных участков устанавливались по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с проектно-технической документацией.

 

Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в регулировании частных земельных отношений, Земельный кодекс РСФСР не предоставил земельным собственникам реальную возможность совершать земельные сделки, за исключением двух случаев <1>.

--------------------------------

<1> Совершение сделок с землей в этот период сдерживалось конституционным мораторием на совершение такого рода сделок. Допускалась лишь покупка (продажа) земельного участка у Совета (Совету) народных депутатов (ст. ст. 30, 37 ЗК РСФСР).

 

Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в России" предоставил гражданам-собственникам право продавать принадлежащие им земельные участки другим гражданам с 1 января 1992 г. и оформлять сделки в местной администрации: при выходе на пенсию по старости; получении земли в порядке наследования; переселении в целях организации крестьянского хозяйства; вложении вырученных денежных средств в перерабатывающие, строительные, торговые и иные предприятия на селе. Крестьянским хозяйствам было предоставлено право залога земли в банках.

Упомянутый Указ Президента РФ, а также Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предоставили обладателям земельных долей право совершать различного рода сделки в отношении их: вносить в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передавать в качестве вступительного взноса в кооператив; продавать другим работникам сельскохозяйственного предприятия или самому предприятию; обменивать на имущественный пай; передавать в аренду.

Указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" и от 14 июня 1992 г. N 631 "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" разрешили юридическим лицам и гражданам покупку земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

9 декабря 1992 г. в ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г. были внесены изменения и дополнения, согласно которым полученные или приобретенные в собственность земельные участки могли быть отчуждены (проданы) их собственниками без изменения целевого назначения земель (независимо от сроков вступления в собственность) Советам народных депутатов или физическим и юридическим лицам - для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного, индивидуального жилищного строительства. Во всех остальных случаях действие моратория о запрете отчуждения земельных участков, принадлежавших на праве собственности, сохранялось.

Только спустя год Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" предоставил право всем категориям земельных собственников осуществлять куплю-продажу, а также передачу по наследству, дарение, залог, аренду, мену, передачу земельного участка или его части в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов на основе гражданского, земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, объявлялось недвижимостью. Государство возлагало на себя обязанность гарантировать неприкосновенность и защиту частной собственности на землю.

Следует заметить, что многие нормативные правовые акты, действовавшие в период проведения аграрно-земельной реформы, не соответствовали конституционному законодательству и вполне заслуженно подвергались критике <1>. Например, в названных нормативных актах произошло смешение цивилистического понимания общей (долевой и совместной) собственности с коллективной собственностью (собственностью отдельных коллективов) на землю <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения / Отв. ред. З.С. Беляева, О.А. Самончик. М., 1998. С. 6 - 146; Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2004. С. 116 - 122; Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. М., 1998. С. 4 - 112; Реформирование сельскохозяйственных предприятий: правовые проблемы / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь. М., 1996. С. 5 - 86; Чаркин С.А. Судьба сельского хозяйства России в зеркале права / Под ред. А.Я. Рыженкова. М., 2008. С. 79 - 105; Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации. М., 1993. С. 7 - 59.

<2> См.: Тархов В.А., Рыбаков В.А. Указ. соч. С. 112.

 

Рассматривая развитие отношений собственности, следует упомянуть и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (Основы 1991 г.), которые закрепили право собственности государства, юридических лиц и граждан, провозгласили, что государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций, закреплять за государственными юридическими лицами имущество в полное хозяйственное ведение или оперативное управление.

Субъекты права полного хозяйственного ведения (государственные предприятия) являлись юридическими лицами и осуществляли в отношении закрепленного за ними государственного имущества права и обязанности собственника, если иное не было предусмотрено законодательными актами. Собственник или лица, уполномоченные собственником, решали вопросы создания предприятия и определения целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляли контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного предприятию имущества, а также имели иные права, предусмотренные законодательными актами о предприятии. Собственник закрепленного за государственным предприятием имущества имел право на часть прибыли от использования этого имущества самим предприятием.

Действующие на основе оперативного управления и финансируемые за счет государства учреждения также являлись юридическими лицами и осуществляли в допустимых законодательством пределах права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества <1>.

--------------------------------

<1> Собственник закрепленного за учреждением имущества был вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Учреждения, осуществлявшие разрешенную им собственником предпринимательскую деятельность, были вправе самостоятельно распоряжаться доходами от такой деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Указанные доходы и имущество принадлежали учреждению на праве полного хозяйственного ведения.

 

Основы 1991 г. констатировали, что хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия, хозяйственные объединения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их уставами являются собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками, членами), а также полученного в результате их собственной предпринимательской деятельности и по иным основаниям, не противоречащим закону; земельные участки и другие природные объекты предоставляются юридическим лицам во владение или пользование.

Гражданам могли принадлежать на праве собственности: жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления; денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги; предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства; любое другое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать гражданину. Состав, количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законодательством, не ограничивались. Наниматель жилого помещения в доме государственного жилищного фонда и члены его семьи получили право приобрести в собственность соответствующую квартиру или дом путем их выкупа или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Земельные участки предоставлялись гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренных законодательными актами. Законодательными актами республик могла быть предусмотрена передача гражданам земельных участков в собственность. Условия и порядок предоставления земельных участков и других природных объектов, а также права и обязанности лиц, которым они предоставлены, определялись законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

Основы 1991 г. расширили полномочия собственника, в том числе гражданина, наделив его правом использования имущества по своему усмотрению для предпринимательской и любой иной деятельности, не запрещенной законодательными актами <1>. По мнению Е.А. Суханова, Основы 1991 г. отказались от политэкономической категории "формы собственности" (индивидуальная, коллективная, государственная), дав основание утверждать, что юридически существует одно право собственности с единым, одинаковым для всех собственников набором полномочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты (граждане, юридические лица, государство и другие публично-правовые образования). Основы 1991 г. впервые четко урегулировали участие государства в гражданских правоотношениях, возродили деление имущества на движимое и недвижимое, расширили число объектов вещных прав за счет имущественных прав (доля в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, товариществ), права пользования земельным участком, зданием, иным недвижимым имуществом <2>. Достижением Основ 1991 г. стало провозглашение принципа равной защиты прав всех видов собственников, включая юридические лица и граждан. Однако Основы действовали на территории РФ весьма непродолжительное время.

--------------------------------

<1> Собственник получил право совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству, в том числе передавать правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другим лицам, использовать его в качестве предмета залога и обременять другими способами, передавать в управление, продавать и распоряжаться им иным образом. При этом собственник нес бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его случайной гибели, если иное не было предусмотрено законодательными актами или договором. На собственника возлагалась обязанность принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Он должен был воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, собственник обязан был допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами.

<2> См.: Суханов Е.А. Гражданское право и отношения собственности: о некоторых дискуссионных проблемах // Гражданское право России - частное право / Отв. ред. В.С. Ем. С. 275, 276; Он же. Частноправовая кодификация российского гражданского законодательства // Там же. С. 78, 79.

 

Конституция РФ закрепила важнейшие положения о праве собственности Российской Федерации. На конституционном уровне были признаны частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); провозглашено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). За гражданами и их объединениями было признано право частной собственности на землю (ст. 36). Каждый получил право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Осуществление полномочий земельного собственника (владение, пользование и распоряжение) объявлялось свободным, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Право собственности не только было провозглашено на конституционном уровне, но и подлежало защите, причем равным образом, независимо от формы собственности (ст. 8). Конституция РФ прямо указывает, что "право частной собственности охраняется законом" (ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется (ст. 35). В Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ст. 9).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: