Билет 2. Й. Гайдн – представитель эпохи Классицизма. Жизненный путь и творчество. (1732 – 1809)

Билеты по «Музыкальной литературе» 2015/2016 уч. год.

Билет 1. И.С. Бах – композитор эпохи барокко. Жизнь и творческий путь, черты стиля.

Барокко – в пер. с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Появился стиль в архитектуре, однако, черты стиля отразились и в других видах искусства (особенно в музыке и живописи).

       В музыке для стиля Барокко характерны напряженность и драматизм. Творчество И.С. Баха, композитора, жившего на рубеже 17-18 вв. в Германии, - это образец стиля Барокко в музыке.

       И.С. Бах происходил из очень музыкальной семьи, придерживавшейся цеховых традиций. В Германии фамилия Бах была синонимом «музыкант». И.С. Бах также считал себя всего лишь талантливым ремесленником, преуспевшим в искусстве сочинения и игры на клавишных инструментах, благодаря своему трудолюбию и терпению. Все Бахи были музыкантами, и служили в церкви. И.С. Бах исповедовал Протестантство и был очень набожным человеком.

       И.С. Бах учился всю жизнь. В доме своего старшего брата Иоганна Кристофа он пристрастился к переписыванию и изучению нот старинных мастеров. Он даже ходил в г. Любек пешком, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде и три месяца брал у него уроки. Позже Бах прославился как искусный настройщик органов. Для того, чтобы проверить исправность органа и красочность регистров инструмента, он сочинял виртуозные пьесы – токкаты (в пер. с ит. яз. «трогать», «прикасаться»).

       И.С. Бах хорошо играл на скрипке, клавишных инструментах, пел, а также великолепно импровизировал пьесы любой полифонической сложности на заданную музыкальную тему, умел дирижировать хором и оркестром. Таким образом, И.С. Бах представлял тип «совершенного капельмейстера», - идеал для любого музыканта того времени.

       Сочинял Бах во всех современных ему жанрах – мессы, кантаты, оратории, танцевальные сюиты, сонаты, камерные ансамбли и пьесы для клавесина, органные прелюдии и фуги, пьесы для обучения детей…, не писал он только опер, так как его больше привлекали духовные сюжеты. Сочинения Баха полны драматизма, чувственности, возвышенности и любви к людям. Каждое свое сочинение он посвящал Богу. Очень любил число «6» - так как на шестой день Бог сотворил человека (6 Французских и Английских сюит, 6 Партит, 6 Бранденбургских концертов, 15 двухголосных инвенций, 15 трехголосных инвенций, 24 прелюдии и фуги 1 том «Хорошо темперированного клавира» и 2-том тоже 24 прелюдии и фуги и т.д.)

       Бах прослыл мастером полифонического жанра – фуги. Фуга – это полифоническое произведение, написанное для 3-4 голосов, в каждом из которых проводится одна яркая музыкальная тема-тезис. Умение писать такую музыку называлось искусством контрапункта (punctus contra punctum – лат. «точка против точки»). Искусство фуги сродни искусству риторики (с античных времен – умение выступать публично) и искусству проповеди. В своих темах Бах «зашифровывал» мелодии протестантских хоралов, так что каждый верующий немец мог понять, о чем с ним хочет поговорить композитор.

       Расцвет научной и философской мысли в 17 веке проявил себя в музыке с открытием равномерно темперированного строя, в котором октава делилась на 12 равных частей – полутонов. В таком стиле становилось возможным, благодаря энгармонизму (одинаковому звучанию одной клавиши при разной записи – до-диез или ре-бемоль), играть в тональностях с большим количеством знаков при ключе. И.С. Бах не просто перенастроил все инструменты в своем доме, он написал экспериментальный труд – «Хорошо темперированный клавир», в котором изложил в 24 мажорных и минорных тональностях микро-циклы – прелюдии и фуги. Тональный план цикла представлял собой хроматическую гамму (по полутонам) с одноименными тональностями (№1 - До мажор, № 2 - до минор, … №9 - Ми мажор, № 10 - ми минор…). Все прелюдии и фуги соответствуют сюжетам из Евангелия. Людвиг ван Бетховен считал 1-й том «Х.Т.К.» своим музыкальным Евангелием.

       Большое внимание Бах уделял педагогической работе и воспитанию юных музыкантов и всех, желающих обучаться музыке. Им написаны 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций, 6 Маленьких прелюдий и фуг, «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Для самых продвинутых Бах написал «Искусство фуги». Долгие 10 лет Бах проработал кантором в школе при церкви Святого Фомы в Лейпциге.

       Семейство Баха все время росло и нуждалось в деньгах, поэтому он переезжал с места на место в поисках лучшей работы. Эйзенах, Ордруф, Люнебург, Дрезден, Веймар, Кётен, Лейпциг – такова география жизни Баха, композитора, который ни разу не выезжал за пределы Германии.

       Так получилось, что творчество этого композитора не было оценено современниками по достоинству. Может быть потому, что в 18 веке в моду вошел другой, гомофонно-гармонический стиль, характерный для опер и сложные полифонические произведения с трудом воспринимались публикой. Только в 1829 году – уже в эпоху Романтизма – немецкий композитор Феликс Мендельсон случайно нашел в берлинской библиотеке чудом сохранившиеся партии «Страстей по Матфею» И.С. Баха и исполнил фрагменты этой музыки в концерте. Страсти или пассионы – это жанр оратории – произведения для хора, солистов и оркестра, которое написано на сюжет из евангелия и повествует о последних драматических днях жизни Иисуса Христа.

       В 1950 году в Лейпциге состоялся конкурс исполнителей, посвященный 300-летию со смерти И.С. Баха. На этом конкурсе советская пианистка Татьяна Николаева представила на суд жюри оба тома «Х.Т.К.» и была удостоена первой премии. Потрясенный Д.Д. Шостакович, сидевший в жюри, написал для нее еще 24 прелюдии и фуги ор. 87 – цикл, который до сих пор с благодарностью в память о Бахе исполняют пианисты всего мира.

 

Билет 2. Й. Гайдн – представитель эпохи Классицизма. Жизненный путь и творчество. (1732 – 1809)

18 век – век Просвещения. Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо – французские энциклопедисты, авторы универсальных справочников по всем областям науки 18 века. Также в моду входит составление всякого рода классификаций и моделей (Гёте – классификация растений).

В искусстве 18 века возникает течение Классицизм – от лат. classicus – «образцовый, достойный подражания». В основе этого направления в искусстве 18 века лежит эстетика античности (Древняя Греция и Рим), поэтому чертами стиля считают разумность, ясность выражения, лаконичность (краткость), экономность, строгость пропорций формы, а также… оптимизм и жизнерадостность. На смену чувствительности и аффектам Барокко пришел интеллект, рассудок, природосообразность Классицизма.

Классицизм – преимущественно светский стиль (мирской, не церковный). Человек – не просто мерило всех вещей (как в эпоху Возрождения), а венец творения природы, подчиняющий себе природу, благодаря своему интеллекту.

       Йозеф Гайдн не был потомственным музыкантом. Он родился в семье каретного мастера и кухарки в селении Рорау на границе Австрии и Венгрии. Однако в их семье очень любили музыку, частенько играли ансамбли. Способности Йозефа проявились очень рано, в 5 лет было решено отдать его в церковный хор в Хайнбурге. Свое музыкальное образование он начал с пения в хоре, затем научился играть на скрипке и клавесине. Это было тяжелое время – без семьи, постоянные репетиции и концерты, плохое питание – мальчик все-таки выжил! Гайдн отличался трудолюбием, любознательностью и отменным чувством юмора. Уже переехав в Вену, он самостоятельно по учебнику теории музыки пытался сочинять музыку для уличных ансамблей, но понимал, что ему не хватает систематического образования. Гайдн нанялся к итальянскому композитору Николо Порпора слугой и взамен на уроки ухаживал и облегчал быт знаменитому престарелому мастеру.

       Сочинял Гайдн в жанрах эпохи классицизма: для театра – оперы (первая опера «Хромой бес»), для церкви – месса Фа минор, для домашнего музицирования и развлечения знати – струнные трио, квартеты, сонаты, симфонии, увертюры, оратории – «Времена года» и «Сотворение мира».

       30 лет жизни Гайдна связаны со службой в качестве капельмейстера при дворе князя Эстергази. Музыканты капеллы сразу полюбили юного капельмейстера и дали ему прозвище «папаша Гайдн» за его трогательно заботливое отношение к своим подчиненным.

       Йозефа Гайдна считают «отцом» классических жанров и форм – квартета, сонаты и симфонии. В его творчестве они обрели законченный вид. Гайдн первый задумался над динамическим соотношением инструментов в оркестре. Состав оркестра Гайдна называется Малый симфонический или Симфонический оркестр парного состава. Количество инструментов в оркестр набирается в зависимости от группы деревянных духовых (которые по 2 инструмента на 1 пульт). Трубы и валторны в оркестре Гайдна еще в натуральном строе, нет тромбонов и тубы, а ударные инструменты представлены двумя котлами литавр.

       Гайдн давал своим симфониям названия: «Медведь», «Часы», «Школьный учитель», «Военная», «Прощальная», «Сюрприз» и т.п., проявляя неистощимую фантазию и находчивость в сочинении музыки. Мелодии Гайдна просты и незатейливы, как народные напевы многонациональной Австрии, в них танцевальность сочетается с лукавыми интонациями – так инструментальный жанр симфонии напрямую связан с театральным искусством эпохи Просвещения. Музыкальные темы сонатной формы (формы сонатного аллегро), в которой пишутся первые части квартетов, сонат и симфоний, звучат как «маски» персонажей в музыкальном представлении. Все мелодии эпохи подражают театру – это танцы, арии, романсы, - они понятны, доступны и легко запоминаются. Большинство сочинений Гайдна написаны в мажоре, они юморные, легкие, оптимистичные.

       Гайдн не мог подолгу отлучаться со службы, и был связан условиями контракта, по которому все написанные Гайдном произведения принадлежали семейству Эстергази. Все же его творчество стало быстро известно по всей Европе. После смерти старого князя Гайдн был отпущен со службы с приличной пенсией. По приглашению он совершил 2 путешествия в Англию, где дирижировал своими произведениями и написал 12 Лондонских симфоний (№103 с тремоло литавр мы с удовольствием слушали на уроках).

Всего Гайдном написано 104 симфонии. В 1772 году в Зальцбурге он познакомился с Моцартом, в 1792 году проездом через Бонн – с Бетховеном. Гайдн уговорил Бетховена переехать в Вену и даже дал ему несколько уроков. Оксфордский университет присвоил Гайдну почетную степень доктора музыки. Нам он известен как первый из трех венских классиков (Моцарт, Бетховен).

Умер Гайдн в почтенном возрасте 77 лет в Вене. Писатель-романтик Эрнст Теодор Гофман как-то написал о симфониях Гайдна: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зелёные рощи, в весёлую пеструю толпу счастливых людей… жизнь полная любви, полная блаженства и вечной юности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: