Понятие, цели и классификация особых экономических зон Российской Федерации

 

Одной из форм изменения положения в той или иной отрасли промышленности или сферы бизнеса является создание начальных очагов роста, специфических кластеров развития, которые получили название свободных или особых экономических зон.

Многие страны мира рассматривают развитие экономики кластерным способом, когда приходится ускоренными темпами внедрять инновации, развивать бизнес, туризм, создавать рыночную инфраструктуру на определенной территории. Данный способ способствует повышению конкурентоспособности страны или отдельного региона, увеличению занятости и благосостояния населения, повышению доходной части бюджета.

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) — это любая ограниченная территория, в пределах которой устанавливаются льготные условия функционирования научно-внедренческой, хозяйственной и предпринимательской деятельности.

По определению экспертов ООН, «ОЭЗ — ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дает следующее определение: «Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».[12]

В редакции Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны: «Свободная (специальная, особая) экономическая зона – это часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».[13]

Льготы, предоставляемые ОЭЗ, носят характер таможенных, валютных, налоговых, визовых преференций, которые ослабляют административное давление на бизнес и стимулируют юридических и физических лиц к инвестициям в венчурное предпринимательство. За счет более низких налогов, льготного кредитования, государственных гарантий правительство привлекает к решению задач по модернизации экономики национальный и иностранный капитал, формирует новые отрасли инновационной экономики. При этом, каждая из сторон получает дивиденды от взаимовыгодного сотрудничества: иностранные инвесторы извлекают повышенную прибыль за счет предоставляемых льгот; бизнес получает в свое распоряжение перспективные инновации и новые технологии; государство — новые капиталовложения, рабочие места и расширение налоговой базы.

Свободные экономические зоны обладают особым юридическим статусом по отношению к остальной территории страны. В зависимости от спектра решаемых задач различают:

§ зоны совместного предпринимательства (создаются для привлечения иностранного капитала и передовых технологий в какие-либо сферы национальной экономики);

§ зоны свободной торговли (образуются на условиях беспошлинной торговли);

§ оффшорные зоны (создаются для регистрации и ведения бизнеса в условиях льготного налогообложения);

§ технологические зоны (формируются с целью разработки и освоения новых технологий);

§ комплексные зоны (в которых сочетаются отдельные характеристики всех вышеперечисленных зон).

При создании той или иной свободной экономической зоны государство руководствуется экономической целесообразностью и своими национальными интересами. Так, при необходимости совершить качественный прорыв в какой-либо сфере промышленности (например, автомобилестроении, нанотехнологиях, фармацевтике) правительство и законодатели стремятся создать благоприятные условия для развития соответствующей области науки, производственной деятельности, сформировать надлежащий кадровый потенциал и инфраструктуру.

В Российской Федерации законодательство позволяет создавать несколько типов особых экономических зон, к числу которых относятся:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны[14];

4) портовые особые экономические зоны[15].

Особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением в кластер[16].

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.[17]

Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.[18]

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны создаются на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В соответствии с Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[19] в границах портовых особых экономических зон могут располагаться различные объекты инфраструктуры морского порта. Портовые особые экономические зоны не должны включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.[20]

Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.

Особая экономическая зона (далее – ОЭЗ) может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.[21]

На территории ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, размещение объектов жилищного фонда не допускается.[22]

На территории особой экономической зоны не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований создаются Правительством Российской Федерации.[23]

ОЭЗ создаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.[24]

Управление ОЭЗ осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Финансирование осуществляется путем внесения 100% акций в уставный капитал созданного открытого акционерного общества.

Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут также исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

Управление особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта РФ должно содержать следующие основные положения:

1) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны в период действия соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) порядок осуществления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти контроля за деятельностью органа исполнительной власти субъекта РФ;

3) порядок предоставления органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ежегодного отчета о результатах функционирования особой экономической зоны;

4) ответственность сторон соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта РФ;

5) основания и порядок расторжения соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта РФ

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти:

1) осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;

2) осуществляет ведение реестра резидентов особой экономической зоны;

3) выдает по требованиям резидентов особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;

4) ежегодно оценивает эффективность функционирования особых экономических зон в порядке, установленном Правительством РФ и т.д.[25]

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация могут заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или портовой деятельности.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация являются резидентами особой экономической зоны.[26]

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.[27]

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.[28]

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны осуществляет в данной экономической зоне технико-внедренческую деятельность. Под технико-внедренческой деятельностью понимается инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. При этом резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе осуществлять в технико-внедренческой особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности или соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности.

Осуществление промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по промышленно-производственным особым экономическим зонам. Производство научно-технической продукции в технико-внедренческой особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий РФ, утвержденными Правительством РФ.[29]

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.[30]

Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в данной особой экономической зоне предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта (далее - деятельность в портовой особой экономической зоне). Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:

1) складирование, хранение товаров и другие услуги, оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ;

2) снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

3) производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

4) переработка водных биологических ресурсов;

5) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции);

6) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

7) биржевая торговля товарами;

8) оптовая торговля товарами;

9) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны;

10) производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.[31]

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры. Порядок осуществления освоения лесов устанавливается Лесным кодексом РФ.[32]

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, с учетом положений настоящей части.

В портовой особой экономической зоне вправе осуществлять деятельность:

– администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности) - по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, речного порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством РФ;

–  орган исполнительной власти субъекта РФ либо управляющая компания или указанное в части 2 статьи 8 Федерального закона акционерное общество, наделенные отдельными полномочиями по управлению портовой особой экономической зоной в соответствии со статьей 7 Федерального закона, - по обеспечению функционирования портовой особой экономической зоны;

–  индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой особой экономической зоны, - по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой особой экономической зоной резидентам портовой особой экономической зоны.[33]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: