ЭСТЕТИКА ФОТОГРАФИИ
Учебная программа
По специальности 071 301
«Народное художественное творчество»
Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»
Квалификация «Художественный руководитель любительской студии
Кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель»
Г. Кемерово
2012
Утверждена на заседании кафедры фотовидеотворчества
, протокол №.
Эстетика фотографии: Учебная программа по специальности 071031 «Народное художественное творчество», специализации «Фотовидеотворчество»/ Сост. Гулик В.Л.- Кемерово.: Кемеровск. гос. университет культуры и искусств, -2012. – 9 с.
Составитель:
Заслуженный учитель РФ,
доцент
Гулик В.Л.
Введение
«Эстетика фотографии» является одним из важнейших предметов обучения режиссера фотостудии. Этот курс является второй основной частью фотоведческих дисциплин наряду с «Историей фотографии» и «Фотомастерством» и может служить своеобразной теоретической базой для подготовки студентов к изучению «Фоторецензирования».
|
|
Целью курса является формирование и развитие у студентов представлений о природе художественной фотографии, выработка эстетических критериев, позволяющих раскрыть влияние фотоискусства на зрителей и понимание важности изобразительности фотографии, основанной на гармонии её формы и содержания.
Основные задачи курса заключаются:
1. В изучении основных положений искусства в целом;
2. В освоении языка фотографии, возможностей её выразительных средств;
3. В постижении эстетических особенностей жанров художественной фотографии, её стилей и манер.
Структура курса включает следующие разделы:
1. Место фотографии в общей эстетике искусств;
2. Фотография как искусство;
3. Документальная природа образности фотоискусства;
4. Осовополагающие выразительные средства;
5. Эстетические особенности жанров фотографии;
6. Значение авторского начала в различных видах фотографического творчества.
1-ый, 2-ой, 3-ий разделы и темы 4.1 и 4.2 четвертого раздела изучаются в 5-м семестре, остальные в 6-м семестре.
Специфика изучаемого курса заключается в том, что в нем рассматриваются в том числе и проблемы, ранее изучавшиеся в курсах «Фотомастерство» и «История фотографии», но на более высоком теоретическом уровне.
Объем курса 72 часа. Программой курса предусмотрено чтение лекций (48 часов) и проведение семинарских занятий (24 часа).
В результате изучения курса студент должен знать: место художественной фотографии в современном мире и в общей эстетике искусств, разбираться в специфике языка фотоискусства, его образной системе и выразительных средствах, понимать эстетические особенности художественной фотографии.
|
|
Рубежными формами контроля знаний являются зачёты в 5-м и 6-м семестрах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Всего72ч.
Лекций 48ч. Семинаров 24ч.
РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ФОТОГРАФИИ В ОБЩЕЙ ЭСТЕТИКЕ ИСКУССТВ | лекции | семинар | всего часов | |
Тема 1.1 | Категории эстетики и объекты эстетических рефлексии | 2 | 2 | 4 |
РАЗДЕЛ 2. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО | ||||
Тема 2.1 | Место фотографии в современном мире | 4 | 2 | 6 |
Тема 2.2 | Специфика художественной фотографии | 6 | 2 | 8 |
РАЗДЕЛ 3. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗНОСТИ ФОТОИСКУССТВА | ||||
Тема 3.1 | Образ художественный | 2 | 2 | |
Тема 3.2 | Фотографический образ | 4 | 2 | 6 |
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОТОГРАФИИ | ||||
Тема 4.1 | Поиски собственного языка | 2 | 2 | 4 |
Тема 4.2 | Язык художественной фотографии | 4 | 2 | 6 |
Тема 4.3 | Изобразительно-выразительные средства (визуальная сфера искусства) | 8 | 4 | 12 |
Тема 4.4 | Форма и содержание художественной фотографии | 2 | 2 | 4 |
РАЗДЕЛ 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ | ||||
Тема 5.1 | Формы бытования снимка | 2 | 2 | |
Тема 5.2 | Жанры фотоискусства | 6 | 4 | 10 |
Тема 5.3 | Прием, манера и стиль в фотографии | 2 | 2 | |
РАЗДЕЛ 6. ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО НАЧАЛА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА | ||||
Тема 6.1 | В фотодокументалистике | 2 | 2 | |
Тема 6.2 | В традиционных жанрах художественной фотографии | 2 | 2 | 4 |
Всего | 48 | 24 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Место эстетики фотографии в общей эстетике искусств
Тема 1.1. Категории эстетики и объекты эстетической рефлексии
Эстетика как некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество.
Основные эстетические категории: искусство, художественное сознание, художественный образ, художественный стиль, художественное содержание и форма, художественная композиция, художественное творчество.
«Строго говоря, всё здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного. Доброе – прерогатива этики; истинное – науки; другие, более частные эстетические категории (трагическое, сентиментальное, возвышенное и т. п.) являются категориями-«гибридами, вмещающими в себя и этическое и религиозное содержание.» (О.А. Кривцун)
Задачи эстетики: поиски сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия.
Объекты эстетической рефлексии: произведения искусства, феномены природы, предметы повседневного быта, соответственно оформленные.
Интеграция эстетики с современными науками о прекрасном.
Отличие эстетики от искусствоведения (эстетическое знание – это знание немногого о многом; искусствоведческий анализ – это знание многого о немногом).
Место эстетики фотографии в общей эстетике.
Фотография в ряду механистических искусств, то есть, фотография как «техническая воспроизводимость» (Вальтер Беньямин).
Фотография и рукотворные искусства. Революционность фотографии в эстетическом плане.
Органическая связь эстетики фотографии с историей художественной фотографии, теорией фотокомпозиции, жанров фотоискусства и выразительных средств.
Раздел 2. Фотография как искусство
Тема 2.1. Место фотографии в современном мире
Предпосылки изобретения фотографии: научно-технические, социальные («…правительствам многих стран понадобилось одурачивать свои народы, заменяя настоящее потребление – продуктов, одежды, предметов быта – потреблением множества одинаковых изображений» (Съюзен Сонтаг), романтические («Остановись мгновение – ты прекрасно» (И.В. Гёте).
Фотография в системе средств массовой коммуникации.
Информационное и образное начало в художественной фотографии.
|
|
Идейно-воспитательные, пропагандистские и познавательные функции фотографии.
Влияние системы живописных выразительных средств на фотографию в ранний период (пиктореализм).
Обратное влияние – фотографии на живопись (фотореализм или гиперреализм).
Фотография в контексте исторического развития.
Общность и различия между фотографией и кино. Первичность фотографии по отношению к кино.
Взаимоотношения фотографии с прочими видами визуальных искусств.