Тема 2.1. Место фотографии в современном мире

ЭСТЕТИКА ФОТОГРАФИИ

 

 

Учебная программа

По специальности 071 301

«Народное художественное творчество»

 

Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»

Квалификация «Художественный руководитель любительской студии

Кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель»

 

 

Г. Кемерово

2012

 

Утверждена на заседании кафедры фотовидеотворчества 

, протокол №.

 

 

Эстетика фотографии: Учебная программа по специальности 071031 «Народное художественное творчество», специализации «Фотовидеотворчество»/ Сост. Гулик В.Л.- Кемерово.: Кемеровск. гос. университет культуры и искусств, -2012. – 9 с.

 

 

Составитель:

Заслуженный учитель РФ,

доцент

Гулик В.Л.

 

 

 

Введение

«Эстетика фотографии» является одним из важнейших предметов обучения режиссера фотостудии. Этот курс является второй основной частью фотоведческих дисциплин наряду с «Историей фотографии» и «Фотомастерством» и может служить своеобразной теоретической базой для подготовки студентов к изучению «Фоторецензирования».

Целью курса является формирование и развитие у студентов представлений о природе художественной фотографии, выработка эстетических критериев, позволяющих раскрыть влияние фотоискусства на зрителей и понимание важности изобразительности фотографии, основанной на гармонии её формы и содержания.

Основные задачи курса заключаются:

1. В изучении основных положений искусства в целом;

2. В освоении языка фотографии, возможностей её выразительных средств;

3. В постижении эстетических особенностей жанров художественной фотографии, её стилей и манер.

Структура курса включает следующие разделы:

1. Место фотографии в общей эстетике искусств;

2. Фотография как искусство;

3. Документальная природа образности фотоискусства;

4. Осовополагающие выразительные средства;

5. Эстетические особенности жанров фотографии;

6. Значение авторского начала в различных видах фотографического творчества.

 

1-ый, 2-ой, 3-ий разделы и темы 4.1 и 4.2 четвертого раздела изучаются в 5-м семестре, остальные в 6-м семестре.

Специфика изучаемого курса заключается в том, что в нем рассматриваются в том числе и проблемы, ранее изучавшиеся в курсах «Фотомастерство» и «История фотографии», но на более высоком теоретическом уровне.

Объем курса 72 часа. Программой курса предусмотрено чтение лекций (48 часов) и проведение семинарских занятий (24 часа).

В результате изучения курса студент должен знать: место художественной фотографии в современном мире и в общей эстетике искусств, разбираться в специфике языка фотоискусства, его образной системе и выразительных средствах, понимать эстетические особенности художественной фотографии.

Рубежными формами контроля знаний являются зачёты в 5-м и 6-м семестрах.

         

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Всего72ч.

Лекций 48ч. Семинаров 24ч.

РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ФОТОГРАФИИ В ОБЩЕЙ ЭСТЕТИКЕ ИСКУССТВ

  лекции   семинар всего часов
Тема 1.1 Категории эстетики и объекты эстетических рефлексии 2 2 4

РАЗДЕЛ 2. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО

Тема 2.1 Место фотографии в современном мире 4 2 6
Тема 2.2 Специфика художественной фотографии 6 2 8

 

РАЗДЕЛ 3. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗНОСТИ     ФОТОИСКУССТВА

Тема 3.1 Образ художественный 2   2
Тема 3.2 Фотографический образ 4 2 6

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОТОГРАФИИ

Тема 4.1 Поиски собственного языка 2 2 4
Тема 4.2 Язык художественной фотографии 4 2 6
Тема 4.3 Изобразительно-выразительные средства (визуальная сфера искусства) 8 4 12
Тема 4.4 Форма и содержание художественной фотографии 2 2 4

РАЗДЕЛ 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

Тема 5.1 Формы бытования снимка 2   2
Тема 5.2 Жанры фотоискусства 6 4 10
Тема 5.3 Прием, манера и стиль в фотографии 2   2

РАЗДЕЛ 6. ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО НАЧАЛА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема 6.1 В фотодокументалистике 2   2
Тема 6.2 В традиционных жанрах художественной фотографии 2 2 4

Всего

48 24 72

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Место эстетики фотографии в общей эстетике искусств

Тема 1.1. Категории эстетики и объекты эстетической рефлексии

Эстетика как некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество.

Основные эстетические категории: искусство, художественное сознание, художественный образ, художественный стиль, художественное содержание и форма, художественная композиция, художественное творчество.

«Строго говоря, всё здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного. Доброе – прерогатива этики; истинное – науки; другие, более частные эстетические категории (трагическое, сентиментальное, возвышенное и т. п.) являются категориями-«гибридами, вмещающими в себя и этическое и религиозное содержание.» (О.А. Кривцун)

Задачи эстетики: поиски сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия.

Объекты эстетической рефлексии: произведения искусства, феномены природы, предметы повседневного быта, соответственно оформленные.

Интеграция эстетики с современными науками о прекрасном.

Отличие эстетики от искусствоведения (эстетическое знание – это знание немногого о многом; искусствоведческий анализ – это знание многого о немногом).

Место эстетики фотографии в общей эстетике.

Фотография в ряду механистических искусств, то есть, фотография как «техническая воспроизводимость» (Вальтер Беньямин).

 

 

 Фотография и рукотворные искусства. Революционность фотографии в эстетическом плане.

Органическая связь эстетики фотографии с историей художественной фотографии, теорией фотокомпозиции, жанров фотоискусства и выразительных средств.

 

Раздел 2. Фотография как искусство

Тема 2.1. Место фотографии в современном мире

Предпосылки изобретения фотографии: научно-технические, социальные («…правительствам многих стран понадобилось одурачивать свои народы, заменяя настоящее потребление – продуктов, одежды, предметов быта – потреблением множества одинаковых изображений» (Съюзен Сонтаг), романтические («Остановись мгновение – ты прекрасно» (И.В. Гёте).

Фотография в системе средств массовой коммуникации.

Информационное и образное начало в художественной фотографии.

Идейно-воспитательные, пропагандистские и познавательные функции фотографии.

Влияние системы живописных выразительных средств на фотографию в ранний период (пиктореализм).

Обратное влияние – фотографии на живопись (фотореализм или гиперреализм).

Фотография в контексте исторического развития.

Общность и различия между фотографией и кино. Первичность фотографии по отношению к кино.

Взаимоотношения фотографии с прочими видами визуальных искусств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: