Раздел 5. Эстетические особенности жанров художественной фотографии

Тема 5.1. Формы бытования снимка

Разновидности фотографии, претендующие называться творчеством:

- прикладная функция фотографии (Д.О. Хилл – «вспомогательные листы»);

- фотоснимок как составная часть полотна художника;

- фотоплакат (Джон Хартвилд, Александр Житомирский);

- рекламная и коммерческая (гламурная) фотография; её вторичность – следствие того, что она является фотографией объекта; назначение – передача и усиление свойств объекта съёмки;

- фотография как элемент книжного оформления;

- фотопублицистика – визуальная информация в периодических изданиях;

главные её качества: информационность и повествовательный принцип;

- фотография как станковое искусство: фотовыставки и фотоальбомы.

Другие формы бытования снимка:

- научная (исследовательская) – исследование фаз движения человека, животных и птиц (Эдвард Мьюбридж и Этьен Марре);

- цейтраферная съёмка;

- фотосъёмка как способ документирования в ходе различных научных исследований, технического проектирования; аэрофотосъёмка;

- юридическая, правовая (криминалистическая и на документы).

 

Тема 5.2. Жанры фотоискусства

Пейзаж как состояние природы и пейзаж как проводник субъективных 

 

настроений и переживаний фотохудожника.

Связь фотографического пейзажа с живописным.

Пиктореалистический пейзаж как искусство передачи впечатления от мотивов природы.

Пейзажи, в которых фактор времени обрёл определённое значение (Максим Дмитриев, Альфред Стиглиц).

Эпическое величие в трактовке нетронутой природы в работах Ансела Адамса.

Портрет как один из основных жанров фотографии. Выразительные средства в портрете: поза, жест, мимика, глаза, руки, крупность плана.

   Постановочный и репортажный портреты.

Жанр ( бытовая сценка). Отличие жанрового снимка от репортажного.

Разновидности жанра в художественной фотографии: драматический (психологический сюжет), аллегорический, исторический.

Ассоциативное и прямое прочтение жанрового снимка.

Натюрморт как возможность абсолютного авторства для фотографа.

Независимость фотографического натюрморта в 19-м веке от несовершенства фототехники и как следствие – это лишало фотографов необходимости искать свои пути, неведомые живописи.

Символическая интерпретация предметов в фотографическом натюрморте. Природа чистой фотографии в натюрмортах Йозефа Судека и Эдварда Вестона.

 

Тема 5.3. Приём, манера и стиль в фотографии

Приём (ракурс, «косина», применение монокля, короткофокусной оптики, освещение модели одним источником света и т. д.) как поиск формы,

 

 

адекватной содержанию снимка.

Манера как отличительная черта, творческая индивидуальность отдельного фотографа, применяющего некий приём или набор приёмов.

Стиль как совокупность индивидуальных фотографических черт, присущих данному времени (фотографический стиль периода, эпохи) или данной совокупности фотографов (фотографический стиль группы «Октябрь», агенства «Магнум»).

 

Раздел 6. Значение авторского начала в различных видах фотографического творчества

Тема 6.1. Значение авторского начала в фотопублицистике

Безличность – качество, совершенно необходимое в информационных видах фотопублицистики для однозначного толкования фотоинформации.

Необходимость нерасторжимости двуединства созидающего начала:  аппарат – человек в художественно-публицистических жанрах.

 

Тема 6.2. Значение авторского начала втрадиционных жанрах художественной фотографии

Человек или аппарат? Творческая роль камеры, особенно автоматической. Преувеличение её роли вследствие возможности её работы в некоторых случаях даже без участия человека.

Андреас Файнингер и его визуальное решение проблемы в снимке «Человек с фотоаппаратом».

Нерасторжимость, полная слитность этих двух начал в художественной фотографии принципиальна.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Вершовский А. Стрит-фотография: Открытие плоскости. – книга первая – М.: Дабл вижн, 2012

2. Барт, Ролан. Camera lucida. Перевод с французского Михаила Рылкина. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011.

3. Китаев А. Субъектив. Теория и история фотографии. Изд. С-Петербургского университета, 2008.

4.  Картье-Брессон, Анри. Воображаемая реальность. Эссе.- СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2008.

5. Лапин А. Фотграфия как… - Издание 5-е, испр. – М.: Эксмо, 2009.

6. Стигнеев В. Популярная эстетика фотографии. – М.: Три квадрата, 2011.

7. Сьюзен Сонтаг. О фотографии. В.П. Голышев, перевод. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.

 

Дополнительная литература

1.. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., искусство, 1974.

Арнхейм Р. О природе фотографии. Психология художественного творчества. Минск., 1972.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., Медиум, 1996.

4. Бэрнбаум Брюс. Фотография. Искусство самовыражения. Перевод на русский: О. А. Середа. – С-Пб.: Питер, 2012.

5. Вартанов А. Фотография. Документ и образ. М., Планета. 1983.

6. Гаврилина О. Фотография как визуальная практика эпохи современности. Изд. Новое литературное обозрение, 2011.

7. Даниэль С. Искусство видеть. М., 1990.

8. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. М., Азбука, 2008.

9.  Кракауэр З.. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1964.

10. Михалкович В. Стигнеев В. Поэтика фотографии. М., 1989.

11.  Морозов С.А. Творческая фотография. – М.: Планета, 1989.

12.  Пондопуло Г. Фотография и современность. Проблемы теории М., Искусство, 1982.

13.  Сосна Н. Фотография и образ. Визуальное, непрозрачное, призрачное. Изд.: Новое литературное обозрение, 2011.

14.  Флюссер Вилем. За философию фотографии. Перевод с немецкого Г. Хайдаровой. Изд. С-Петербургского университета, 2008.

15. Фотография. Проблемы поэтики. Составитель Валерий Стигнеев. – М.: Либроком, 2012.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: