Раздел 4. Основополагающие выразительные средства фотографии

Тема 4.1. Поиски собственного языка

Открытие линейной Перспективы флорентийским скульптором и архитектором Филиппо Брунелесски (1425 г.) и развитие реалистического направления в изобразительном искусстве в эпоху Возрождения.

Попытки фотографов 19-го века доказать правомерность их эстетических притязаний:

 - имитацией тех или иных творческих течений в живописи;

- путём следования принципам языка живописи;

- путём поиска собственных выразительных средств;

- слиянием документа и образа (творчество Максима Дмитриева).

 

Тема 4.2. Язык художественной фотографии

Для полноценного восприятия художественной фотографии необходимо знание её изобразительного языка.

Язык художественной фотографии одновременно является:

- продуктом зрительной способности человека и связанных с ней закономерностей зрительного восприятия;

- и системой необходимых конвенций, в которых используются базовые понятия знака и кода.

 

 

Признаки художественной фотографии:

1. она способна доставить эстетическое удовольствие подготовленному, грамотному зрителю;

2. объединена в гармоническое целое визуальными и семантическими связями;

3. действует на зрителя средствами, отличными от тех, которые содержались в физической реальности.

«Снимки, отвечающие требованиям фотографичности, проявляют определённые «склонности», надо полагать, столь же постоянные, как и свойства фотографии.

Первая. Фотография явно тяготеет к неинсценированной действительности.

Вторая. …склонна подчёркивать элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. Случайные события – лучшая пища для фотоснимков…

Третья. Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности…

Четвёртая. Фотография склонна передавать ощущение неопределённого содержания, смысловой неясности… Смысл фотографии обязательно остаётся не до конца ясным, ибо она показывает неупорядоченную действительность, природу в её непостижимости».

 

Тема 4.3. Изобразительно – выразительные средства фотографии

Основной эстетический принцип сформулировал Зигфрид Кракауэр: «Произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств».

Фотографическое изображение как система зрительных средств выразительности. А.-К. Брессон: «Для меня фотография – это поиск в

 

самой действительности пространственных форм, линий и соотношений».

Ракурс (верхний, нижний, боковой) – поиск формы, адекватной авторскому замыслу.

Выразительные возможности планов разной крупности: общего, среднего, крупного, детали, фрагмента.

Композиция – основополагающее выразительное средство. Выразительные возможности различных видов композиции: замкнутой, разомкнутой, Уравновешенной, неуравновешенной.

Световое решение снимка (светотеневое, светотональное). Элементы светового рисунка как составные части фотокомпозиции.

Цветовое решение. Понятие колорита в фотографии и живописи. Цвет как средство образного воздействия на зрителя.

Роль формата кадра (горизонтальный, вертикальный, квадрат) в создании эмоционального настроя и художественного решения снимка.

 

Тема 4.4. Форма и содержание в художественной фотографии

Форма в фотографии является, в первую очередь, средством создания структуры изображения. Р. Арнхейм: «Отнюдь не выхолащивая визуальные сообщения, форма – единственное, что делает их доступными разуму».

Необходимость отделять в фотографии изображение от изображаемого объекта.

Содержание фотографии отнюдь не исчерпывается сфотографированной «историей». Фотография становится художественной, когда она преобразует сюжет, пользуясь арсеналом выразительных средств, то есть, сюжет провоцируется формой, а не наоборот. А.- К. Брессон: «Выискивая нужный сюжет, спровоцированный органическим ритмом формы,

 

фотограф видит и показывает нечто вроде свидетельства о мире».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: