Большая и маленькая собачки

Цель. Фиксировать внимание детей на величине пред-
метов и ее словесном обозначении. Расширять активный
словарь каждого ребенка за счет качественных прилага-
тельных (большой, маленький).

Пособия. 2 игрушечные собачки, отличающиеся вели-
чиной, и тарелки, соответствующие им по величине.

Ход занятия. Логопед поочередно ставит на стол
собачек, обращает внимание на их величину; еЭто большая
собачка. Это маленькая собачка. Нина, покажи, где ма-
ленькая собачка?» Ребенок показывает. «А это большая
или маленькая собачка?»—спрашивает логопед, указывая
на большую игрушку и побуждая ребенка к произнесению
слова большая. «Собачки хотят кушать. Нина, покорми со-
бачек». Взрослый поочередно ставит на стол тарелки.
«Это— большая тарелка. Это— маленькая чарелка. Нина,
из какой тарелки будет кушать эта собачка, из большой
или из маленькой?»—спрашивает л&гопед, указывая на
большую собачку. «А эта?»—указывает на маленькую со-
бачку, побуждая ребенка к употреблению прилагательных
большой, маленький.

34

ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ
Найди такой же кубик

Цель. Познакомить детей с 2 основными цветами, их
словесным обозначением. Учить соотносить предметы по
цвету.

Пособие. ПоЗ кубика красного и синего цвета.

Ход занятия. Логопед ставит на стол синий и крас-
ный кубики на некотором расстоянии друг от друга. В ко-
робочке лежат остальные кубики. Логопед обращается к
ребенку; «Миша, возьми из коробки вот такой же красный
кубик». Указывает на предмет, лежащий на столг. «Поло-
жи его около красного кубика». Ребенок выполняет инст-
рукцию. Затем логоттед говорит, показывая на синий кубик:

«Возьми из коробочки такой же синий кубик и положи его
около синего кубика». Указывает на предмет. Таким обра-
зом раскладываются остальные кубики. Когда малыш до-
стает предмет из коробки, он, повторяя за логопедом, на-
зывает его цвет.

Таким образом можно обыгрывать шарики, палочки и
другие однотипные предметы.
































Надень шапочку

Цель, Учить детей соотносить предметы по цвету, вы-
делять и называть красный цвет и выполнять инструкции
покажи, надень. Познакомить с понятием зеленый цвет.

Пособия. Пирамидки и колпачки 2 цветов: красного
и зеленого.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку красную
пирамидку: «Красная пирамидка». Подчеркивает название
цвета интонацией голоса. Ставит на стол зеленую пирамид-
ку; «Это зеленая пирамидка». Просит ребенка показать,
где красная пирамидка, а где зеленая. Если малыш ошиба-
ется, показывает сам, добиваясь от него правильного вы-
полнения задания.

Логопед показывает ребенку красный колпачок: «Вот
красная шапочка. Я надену красную шапочку на красную
пирамидку». Надевает. Аналогично демонстрирует зеленый
колпачок. Затем снимает колпачки с пирамидок. Дает ре-
бенку красный колпачок и спрашивает: «Какого цвета ша-
почка?» Ребенок самостоятельно пли с помощью взрослого
называет цвет. «Вова, надень красную шапочку на красную
пирамидку».
После того как ребенок выполнит задание, ло-
гопед снимает с пирамидки красный колпачок и дает ре-

35


бенду зеленый: «Вова, надеть зеленый колпачок, на зеле-
ную пирамидку».
После выполнения ребенком инструкции
логопед кладет перед ним сразу оба подначка и просит на-
деть их на пирамидки,

Диалогичная работа проводится с другими основными
цветами.

Игра повторяется 3 —4 раза. При этом полезно менять
порядок подачи колпачков и расположение пирамидок, что-
бы малыш ориентировался при выполнении задания имен-
но на цвет, а не механически надевал колпачки на пира-
мидки.



























Цветные предметы

Цель. Фиксировать внимание детей на тождестве
предметов по цвету, словесном их обозначении. Учить вы-
делять и называть красный и желтый цвета, выполнять
действия; возьми, поставь, покажи.

Пособия. Кубики желтого и красного цвета, соответ-
ственно окрашенные дощечки.

Ход занятия. Логопед кладет на стол дощечки, на-
зывает их цвет. Берет красный кубик: «Это красный ку-
бик».
Обращается к ребенку: «Вова, покажи красную до-
щечку».
Если ребенок ошибается, логопед подносит к до-
щечке кубик: «Красный кубик и дощечка красная». Берет
желтый кубик: «Это желтый кубик. Вова, попроси у меня
кубик». — «Дай кубик». Логопед отдает предмет: «Поставь
желтый кубик на желтую дощечку».

Затем логопед дает ребенку красный кубик. «Какого
цвета кубик?»—спрашивает он и сам же отвечает; «Это
красный кубик. Поставь красный кубик на красную до-
щечку». Ребенок выполняет инструкцию. Перед ним ста-
вится коробка с кубиками. «Вова, поставь желтые кубики
на желтую дощечку, красные кубики—на красную до-
щечку». Всякий раз, когда малыш берет в руку предмет,
логопед называет его цвет, побуждая ребенка к повторе-
нию. Когда кубики будут разложены по дощечкам, логопед
просит; «Вова, дай мне желтые кубики». Ребенок даст. Ло-
гопед берет с дощечки красный кубик и вновь спрашивает:

«Какого цвета кубик?»—стремясь к тому, чтобы ребенок
назвал его цвет.

Для закрепления понятия красный цвет, введения этого
понятия в активный словарь ребенка логопед при обыгры-
вании 2 других.основных цветов (зеленого а синего) вклю-
чает предметы и красного цвета.

'36

Каждой палочке свое колечко

Цель. Учить устанавливать тождество предметов по
цвету.

Пособия. По 2 стержня на подставках: красный и си-
ний, зеленый и желтый; ко 5 колец основных цветов.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком под-
- ставку с красным и желтым стержнями и раскладывает
вперемежку кольца. Затем берет красное колечко, показы-
вает ребенку, говорит: «Это колечко—красное». Подносит
к красному стержню: «И палочка красная. Красное колеч-
ко я надену на красную палочку». Надевает и обращается
к малышу: «Возьми красное колечко и надень на красную
палочку». Ребенок надевает. «А теперь возьми вот это ко-
лечко,—говорит логопед, показывая на синее колечко.—
Это синев колечко. Покажи синюю палочку. Надень на нее
колечко». Ребенок надевает. «Правильно»,—говорит взрос-
лый.

Указывая на красное колечко на стержне, логопед про-
сит ребенка назвать его цвет. Малыш называет. «А теперь
положи вот сюда все красные колечки». Ребенок отбирает
красные кольца. «А эти колечки какого цвета?»—спраши-
вает взрослый. Ребенок самостоятельно или повторяя за
логопедом называет цвет колец — синий.

«А где синяя палочка?»— спрашивает взрослый.—На-
день синие колечки на синюю палочку, красные колечки на
красную палочку». После того как ребенок закончит зада-
ние, логопед просит его показать красные и синие кольца и
назвать их цвет. Если малыш сам этого сделать не может,
взрослый помогает ему,

Затем логопед ставит следующую подставку с зеленым
и желтым стержнями, выкладывает кольца и ребенок под
контролем взрослого надевает кольца на стержни. Анало-
гично называется цвет колец и стержней.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТОВ
Один — много

Цель. Познакомить ребенка с понятием один и много.
Учить брать один и много предметов, подражая действиям
логопеда.

Пособие. Счетный материал: 10 уточек-
Ход занятия. Логопед ставит на стол уточку, пока-
зывает ребенку, говорит: «Одна уточка». На некотором
расстоянии от нее логопед ставит группой 9 уточек, показы-

37


вает il\, объясняет: «Много уточек». Обращается к ребен-
ку: «Я возьму одну уточку». Берет ее ]ак, ч';ибы Ma..iii]ai
видел, как надо брать пальцами, и кладет в корибку, «A 'ie-
лерь и возьму много уточек»,—логопед берет их обеими
руками. Раскрывает ладони и показывает малышу уточек.
«Посмотри, много уточек»,—говорит логопед и кладет их
в коробку. Затем вновь достает игрушки и расставляет их в
прежнем порядке. «Это одна уточка, а это много уто-
чек»,—показывает логопед. «Возьми одну уточку»,—про-
сит он ребенка и следит за тем, чтобы малыш брал ее паль-
цами. Спрашивает ребенка, сколько у него в руке уточек, и
сам отвечает; «Одна уточка».

То же проделывается с группой уточек. В конце заня-
тия по просьбе логопеда ребенок кладет всех уточек в ко-
робку.

Покажи одну и много матрешек

Цель: Формировать понятие о количестве предметов
(один, много). Понимать слова один, много.

Пособие. Счетный материал: 6 однотипных матрешек.
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком 1 мат-
решку и говорит: «Одна матрешка». На некотором расстоя-
нии от нее ставит 5 матрешек, говорит; «.Много матрешек»,
Затем просит малыша: «Вова, покажи, где одна матрешка».
Ребенок показывает самостоятельно или с помощью взрос-
лого. Аналогично малыш находит много матрешек. Каж-
дый раз действие ребенка логопед сопровождает словами:

«Вот одна матрешка. Вот много матрешек».

.Таким образом можно обыгрывать любой однотипный
материал.

Возьми одну и много матрешек

Цель. Формировать понятие о количестве предметов
(один, много). Учить выполнять инструкции.

.Пособие. Счетный материал: 15 матрешек, коробка.

Ход занятия. Логопед достает из коробки матреш-
ку, ставит ее на стол около себя. «Одна матрешка», — по-
казывает и говорит он. Обращается к ребенку: «Костя, возь-
ми из коробочки одну матрешку (ребенок берет) н скажи:

одна матрешка». Малыш повторяет. «Поставь матрешку
сюда», — взрослый указывает место. Когда ребенок выпол-
нит инструкцию, логопед берет из коробки 4—5 матрешек,
ставит их перед собой, несколько поодаль от своей мат-

38

решкн, говорит: «Много матр'ешгк». Предлагает каждому
малышу проделать то же самое.

Затем взрослый просит ребенка показать, где у него
(у логопеда) стоит одна матрешка и много матрешек. Ре-
бенок показывает и повторяет за логопедом: одна матреш-
ка, много матрешек.
По просьбе взрослого ребенок кладет
в коробку вначале иного, а затем одну матрешку. Всякий
раз, когда ребенок берет один или несколько предметов,
логопед фиксирует его внимание на способе захвата игру-
шек: пальцевом и всей кистью.

Поиграем с кубиками

Цель. Формировать понятие о количестве предметов
(один, много). Ввести в активный словарь слова взял, по-
ложил.

Пособия. Подносик, по I кубику для ребенка и лого-
педа.

Ход занятий. Логопед ставит на стол подяосик с
кубиками, спрашивает, сколько кубиков на подносике,
«Много кубиков»,—отвечают дети. Затем предлагает каж-
дому ребенку взять с подноснка 1 кубик. Спрашивает ма-
лыша, что он сделал. «Взял кубик», — отвечает тот,
«Сколько кубиков взял?»—спрашивает взрослый. «Один
кубик»,—отвечает ребенок.

Логопед предлагает детям положить кубики на подно-
сик. Когда ребята выполнят действие, он спрашивает, что
они сделали. «Положил кубик». — отвечает каждый ребе-
нок.
Если малыш затрудняется ответить на вопрос, логопед
помогает ему.














































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: