Исходя из выше описанных подходов к изучению социальной реальности, можно сформулировать репертуар ролей социального исследователя.
Исследователь как игрок.
В любой сфере деятельности есть тенденция замкнуться в рамках собственной рациональности. Есть искусство ради искусства, политика ради
5
политики. Социальная наука не является исключением. Один из способов ее существования можно выразить формулой: «наука ради науки». В рамках этой логики исследователь замыкается в своем профессиональном поле, играет по его правилам, борется за его ресурсы. Он проводит исследование, удовлетворяя свой личный интерес, собирая материал для диссертации, которая позволяет ему повысить статус, публикуется, чтобы быть избранным и переизбранным на должность, производя в ходе этого процесса работы специфического жанра, которые я предпочитаю называть «доцентскими публикациями». Их единственный смысл — обеспечение движения по ступеням научной карьеры. Автор, создающий их, не предполагает наличия читателей. Ему важен вам факт публикации и рост числа вышедших в свет работ. Наибольшая концентрация таких работ - в тезисах конференций и в ведомственных изданиях вузов и научных институтов. Читать невозможно, но в список трудов хорошо вставляется. Соответственно, цель исследований такого ученого-игрока — обеспечение «доцентских» публикаций.
Исследователь как разведчик.
Он добывает информацию, не зная для кого, понятия не имея, как ее будут использовать. Он получает деньги от заказчиков (правительственных и коммерческих структур), фондов. И главный смысл его деятельности — в хорошей отчетности, которая дает шанс на получение новых заказов и грантов. В погоне за заказами и грантами он не в состоянии довести до публикации значительную часть собранных им материалов. Они уходят в какие-то архивы. А он, едва отчитавшись по одному исследованию, приступает к новому.
Исследователь как советник.
Эта роль встречается в двух сферах: политике и бизнесе. В первом случае исследователь находится рядом с правителем того или иного масштаба и пытается, опираясь на свой исследовательский опыт и результаты, советовать ему, как лучше управлять страной, регионом или городом. Во втором случае он близок к руководителю фирмы и пытается конвертировать свой исследовательский опыт в стратегии управления персоналом, завоевания рынка и т. д.
Исследователь как политик.
Это современная попытка реализации платоновской утопии, в центре которой правитель-философ. Кто, как не социолог или политолог, знает, как лучше управлять обществом? Отсюда стремление при наличии возможности самостоятельно «порулить» страной или ее частью, опираясь на свой научный опыт. В нашей стране в годы перестройки целый ряд социологов, следуя этой логике, пошли в депутаты.