Модернистский, или «золотой век» (1950-1970)

Этот период начался в 1950-е гг. и продолжался до начала 1970-х гг., хотя для целого ряда исследователей он не завершился и до сих пор. В основе этого периода лежат канонические труды предшествующего

12


этапа. По-прежнему высоко ценились социальный реализм, натурализм, этнографические картинки жизни. Для многих источником вдохновения служили труды Чикагской школы (Denzin & Lincoln 1998: 16).

Для этого периода характерны попытки проведения качественных ис­следований с использованием жестких методических процедур, свойствен­ных количественным исследованиям. Широко используются интервью с открытыми вопросами, включенное наблюдение с тщательным анализом материалов в соответствии со стандартизированными, часто — статисти­ческими формами. «Это был золотой век жесткого качественного со­циологического анализа» (Denzin & Lincoln 1998: 16-17).

Однако для этого периода уже характерно влияние новых методологи­ческих подходов: этнометодологии, феноменологии, критической теории, феминизма. Делались попытки совместить традиционную позитивистс­кую методологию с новыми веяниями.

Howard S. Becker в 1958 г. так описывал использование жестких мето­дов в качественном исследовании: «Материалы включенного наблюдения собираются в стандартизированной форме, позволяющей их трансфор­мировать в настоящие статистические данные. Но ситуация в поле мешает сбору материала в форме, соответствующей критериям ста­тистической проверки, поэтому исследователь работает с так называ­емой «квазистатистикой». Его выводы по своему характеру являются количественными, но они не требуют точной квантификации».

Исследователь «делал свою работу, облачая ее в одежду самого мо­дернистского периода на языке и с помощью риторики позитивистско­го и постпозитивистского дикурсов» (Denzin & Lincoln 1998: 17).

Каноническими работами этого периода являются:

1. Г. Бекер и др. «Парни в белом: студенческая культура в медицинс­
кой школе (1961).

2. Глэйзер и Страус «Открытие обоснованной теории» (1967). В дан­
ной работе предложены основы Grounded Theory, целью которой было
придание качественным методам четкости, жесткости и убедительности,
что могло повысить их авторитет в глазах научной общественности, вос­
питанной в духе почтения к позитивистским принципам.







Период размытых жанров (Blurred Genres) (1970-1986)

К началу 1970-х гг. качественная социология сформировалась как осо­бое направление, обладающее целым набором разнообразных методоло­гических подходов и методик.

Ключевыми работами этого периода стали:

1. Geertz С. The Interpretation of Cultures (1973).

2. Geertz С. Local Knowledge (1983).

Гирц утверждал, что функционалистские, позитивистские, бихевио­ристские подходы к изучению человека уступают место более плюралис­тическим, интерпретаторским и открытым перспективам. Исходная точка

13


новых подходов — культурная репрезентации и их смыслы. Гирц призы­вал к «плотному описанию» (thick description) отдельных событий, риту­алов, обычаев. Он высказал предположение, что все антропологические тексты — это интерпретация интерпретаций. И наблюдатель не имеет при­вилегии, предлагая записанные интерпретации. Ключевая задача теории — найти смысл в локальных ситуациях.

Гирц утверждал, что границы между социальными и гуманитарными науками оказались размытыми. Социологи обращаются к гуманитарным наукам в поисках моделей и методов анализа (семиотика, герменевтика). Проявлением этого смешения жанров стали документальные работы, чи­тающиеся как художественная проза, параболы, позиционирующиеся как этнография (Кастанеда), теоретические труды, которые выглядят как опи­сания путешествий (Леви-Стросс). Золотой век социальных наук закон­чился, пришел новый век размытых интерпретативных жанров. Эссе как художественная форма вытесняет научную статью.

Для этого периода характерно усиление позиций натуралистической, постпозитивистской, конструктивистской парадигм. К концу 1970-х гг. появились журналы, ориентирующиеся на качественные методы: Urban Life (Journal of Contemporary Ethnography), Qualitative Sociology, Symbolic Interaction, Studies in Symbolic Interaction.

А. Готлиб (2004: 53) считает, что «подлинное рождение качественной социологии <...> следовало бы связывать с манифестом молодых англий­ских социологов Д. Силвермена, А. Сикурелла и др., которые в своей работе "Новые направления в социологической теории" впервые теоретически обстоятельно осмыслили иную, альтернативную социологию».

Это верно, если не признавать позитивистского этапа и направления в качественной социологии.


Период кризиса репрезентации (1986-1990)

На этом этапе исследования и отчеты о них стали более нагруженными размышлениями относительно проблем тендера, класса, расы. Делаются попытки поиска новых моделей истины. Завершается эрозия классичес­ких норм объективизма в антропологии (объективизм, связь с колониа­лизмом, структурирование социальной жизни фиксированными ритуала­ми и обычаями, этнография как памятник культуре) (Rosaldo 1989).

Столлер описал кризис репрезентации, с которым он столкнулся в пе­риод полевого исследования одного племени на Нигере:

«Когда я начал писать антропологические тексты, я следовал пра­вилам, усвоенным в период обучения. "Я собирал данные», и когда данные были организованы в аккуратные папки, я "их описывал " (Stoller & Olkes. 1987: 227). В какой-то момент он пришел к выводу, что «мне все врали, <...> а данные, которые я собирал в муках, ничего не стоят. Я пришел к выводу: информанты обычно врут антропологам» (Ibid 229).

14


В конечном счете, он начал писать новый текст совершенно иного типа: воспоминания, в которых он стал центральным персонажем. Предмет это­го анализа — столкновение между миром исследователя и изучаемого им племени. Это была его попытка преодолеть кризис репрезентации, с которым он столкнулся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: