Этот период начался в 1950-е гг. и продолжался до начала 1970-х гг., хотя для целого ряда исследователей он не завершился и до сих пор. В основе этого периода лежат канонические труды предшествующего
12
этапа. По-прежнему высоко ценились социальный реализм, натурализм, этнографические картинки жизни. Для многих источником вдохновения служили труды Чикагской школы (Denzin & Lincoln 1998: 16).
Для этого периода характерны попытки проведения качественных исследований с использованием жестких методических процедур, свойственных количественным исследованиям. Широко используются интервью с открытыми вопросами, включенное наблюдение с тщательным анализом материалов в соответствии со стандартизированными, часто — статистическими формами. «Это был золотой век жесткого качественного социологического анализа» (Denzin & Lincoln 1998: 16-17).
Однако для этого периода уже характерно влияние новых методологических подходов: этнометодологии, феноменологии, критической теории, феминизма. Делались попытки совместить традиционную позитивистскую методологию с новыми веяниями.
|
|
Howard S. Becker в 1958 г. так описывал использование жестких методов в качественном исследовании: «Материалы включенного наблюдения собираются в стандартизированной форме, позволяющей их трансформировать в настоящие статистические данные. Но ситуация в поле мешает сбору материала в форме, соответствующей критериям статистической проверки, поэтому исследователь работает с так называемой «квазистатистикой». Его выводы по своему характеру являются количественными, но они не требуют точной квантификации».
Исследователь «делал свою работу, облачая ее в одежду самого модернистского периода на языке и с помощью риторики позитивистского и постпозитивистского дикурсов» (Denzin & Lincoln 1998: 17).
Каноническими работами этого периода являются:
1. Г. Бекер и др. «Парни в белом: студенческая культура в медицинс
кой школе (1961).
2. Глэйзер и Страус «Открытие обоснованной теории» (1967). В дан
ной работе предложены основы Grounded Theory, целью которой было
придание качественным методам четкости, жесткости и убедительности,
что могло повысить их авторитет в глазах научной общественности, вос
питанной в духе почтения к позитивистским принципам.
Период размытых жанров (Blurred Genres) (1970-1986)
К началу 1970-х гг. качественная социология сформировалась как особое направление, обладающее целым набором разнообразных методологических подходов и методик.
Ключевыми работами этого периода стали:
1. Geertz С. The Interpretation of Cultures (1973).
2. Geertz С. Local Knowledge (1983).
Гирц утверждал, что функционалистские, позитивистские, бихевиористские подходы к изучению человека уступают место более плюралистическим, интерпретаторским и открытым перспективам. Исходная точка
|
|
13
новых подходов — культурная репрезентации и их смыслы. Гирц призывал к «плотному описанию» (thick description) отдельных событий, ритуалов, обычаев. Он высказал предположение, что все антропологические тексты — это интерпретация интерпретаций. И наблюдатель не имеет привилегии, предлагая записанные интерпретации. Ключевая задача теории — найти смысл в локальных ситуациях.
Гирц утверждал, что границы между социальными и гуманитарными науками оказались размытыми. Социологи обращаются к гуманитарным наукам в поисках моделей и методов анализа (семиотика, герменевтика). Проявлением этого смешения жанров стали документальные работы, читающиеся как художественная проза, параболы, позиционирующиеся как этнография (Кастанеда), теоретические труды, которые выглядят как описания путешествий (Леви-Стросс). Золотой век социальных наук закончился, пришел новый век размытых интерпретативных жанров. Эссе как художественная форма вытесняет научную статью.
Для этого периода характерно усиление позиций натуралистической, постпозитивистской, конструктивистской парадигм. К концу 1970-х гг. появились журналы, ориентирующиеся на качественные методы: Urban Life (Journal of Contemporary Ethnography), Qualitative Sociology, Symbolic Interaction, Studies in Symbolic Interaction.
А. Готлиб (2004: 53) считает, что «подлинное рождение качественной социологии <...> следовало бы связывать с манифестом молодых английских социологов Д. Силвермена, А. Сикурелла и др., которые в своей работе "Новые направления в социологической теории" впервые теоретически обстоятельно осмыслили иную, альтернативную социологию».
Это верно, если не признавать позитивистского этапа и направления в качественной социологии.
Период кризиса репрезентации (1986-1990)
На этом этапе исследования и отчеты о них стали более нагруженными размышлениями относительно проблем тендера, класса, расы. Делаются попытки поиска новых моделей истины. Завершается эрозия классических норм объективизма в антропологии (объективизм, связь с колониализмом, структурирование социальной жизни фиксированными ритуалами и обычаями, этнография как памятник культуре) (Rosaldo 1989).
Столлер описал кризис репрезентации, с которым он столкнулся в период полевого исследования одного племени на Нигере:
«Когда я начал писать антропологические тексты, я следовал правилам, усвоенным в период обучения. "Я собирал данные», и когда данные были организованы в аккуратные папки, я "их описывал " (Stoller & Olkes. 1987: 227). В какой-то момент он пришел к выводу, что «мне все врали, <...> а данные, которые я собирал в муках, ничего не стоят. Я пришел к выводу: информанты обычно врут антропологам» (Ibid 229).
14
В конечном счете, он начал писать новый текст совершенно иного типа: воспоминания, в которых он стал центральным персонажем. Предмет этого анализа — столкновение между миром исследователя и изучаемого им племени. Это была его попытка преодолеть кризис репрезентации, с которым он столкнулся.