Внутри этого периода я бы выделил два направления, которые, с одной стороны, тесно взаимосвязаны, а с другой — имеют существенные различия.
(а) Классическое антропологическое направление
В начале XX в. исследователи, используя качественные методы, стремились писать объективные отчеты, соответствовавшие позитивистской методологии. Они были озабочены проблемами надежности, достоверности и объективности своих работ. Это был колонизаторский взгляд на изучаемый мир через призму обществоведения, пытавшегося подражать естественным наукам. «Иные», являвшиеся объектом их исследований, рассматривались как «чужие» и «странные».
Это период активного использования качественных методов. Но можно ли оттуда выводить современные качественные исследования? Видимо, нет, т. к. исследователи классического периода однозначно стояли на принципах позитивизма, стремились к открытию универсальных законов, что в современной качественной социологии вызывает в лучшем случае скептическое отношение.
Классики этого периода — Бронислав Малиновский, Radcliff-Brown,
10
Gregory Bateson, Маргарет Мид. Сегодня, несмотря на то, что их работы по-прежнему изучаются как образцы полевой техники, их авторитет поколеблен. Rosaldo (1989: 44), например, характеризует их как реликты колониальной эпохи.
Антропологи, работавшие в дебрях экзотических колониальных окраин, столкнулись с проблемой применения позитивистских принципов к новой реальности, которую с помощью этих принципов изучить было проблематично.
Б. Малиновский писал: «В поле сталкиваешься с хаосом фактов <...>, в своей грубой форме они вообще не являются фактами, они абсолютно неуловимы и могут зафиксированы только в форме интерпретаций <... > Лишь законы и обобщения являются научными фактами, а полевая работа состоит исключительно в интерпретации хаотичной социальной реальности, в ее подчинении общим правшам» (Цит. по: Geertz 1988: 81).
Поиск «научных фактов», понимаемых таким образом, вел к тому, что на поверхности оставались отчеты как авторские интерпретации того, что понял исследователь. По сути дела, это глаза автора, в которых отразилась реальность. Но как реконструировать реальность, глядя в эти глаза?
Rosaldo (1989: 31) характеризует это время как период «одинокого этнографа», который удаляется в поле, а затем, вернувшись из него с коллекцией данных, пишет объективный отчет о той культуре, которую он изучал. Такие отчеты опирались на основные принципы классической этнографии того времени: приверженность объективизму, связь с империализмом (борьба за построение и укрепление империй), вера в монументализм (исследователь должен создать картину музейного типа), вера в отсутствие развития во времени.
(б) Социологическое направление
Это направление зарождалось в рамках политики церквей и американских органов управления по решению социальных проблем, которые обычно связывались с неравенством и культурными различиями.
В начале 1920-х гг. Helen и Robert Lynd были отобраны Советом церквей, озабоченным моральным состоянием христианских общин в городах Америки, для изучения стилей жизни в типичном американском городе. Супруги Линд получили обстоятельную консультацию со стороны Clarl Wissler (1870—1947). Он предоставил им набор стандартных категорий, которыми пользовались антропологи для организации собираемых данных: способы зарабатывания средств на жизнь, приобретение жилья, обучение молодежи, проведение свободного времени, участие в религиозной жизни и т. д. В результате было проведено настоящее антропологическое исследование, объектом которого стал средний американский город. Книгу так и назвали «Middletown». Она была опубликована в 1929 г.
Wissler в предисловии к этой книге писал: «Для большинства людей антропология — это масса любопытной информации о дикарях, и до
11
сих пор это так и было, поскольку большинство ее наблюдений посвящены менее цивилизованным народам <... > Авторы этого тома подойти к Америке, как антропологи поступали по отношению к примитивному темени».
Вскоре в США началась Великая депрессия. И супруги Линд провели новое исследование, его результаты были опубликованы в виде книги «Middletown in Transition: A Study of Cultural Conflicts» (1937). Эта книга отразила развитие двух уровней. С одной стороны, это развитие самого американского города в период тяжелых потрясений. С другой стороны, в ней нашло отражение развитие и самих исследователей, которые от чисто антропологического подхода с соответствующим набором категорий перешли к социологическим категориям, многие из которых заимствованы из марксизма. Влияние последнего проявилось во внимании к отсутствовавшим в предшествующей книге проблемам экономической и политической власти, к судьбе экономических институтов, классам.
В отличие от антропологов представители этой школы превратили в объект исследования американское общество. В методике акцент делался на историях индивидуальных жизней, в методологии особое место занимал принцип интерпретации. В результате в качестве научного продукта выступали исследовательские интерпретации жизненных историй, рассказанных исследуемыми субъектами.
Особенно заметный вклад в развитие качественных методов и адекватной им методологии внесла Чикагская школа, действовавшая в течение трех десятков лет. Основным предметом ее исследований были локальные культурные сообщества внутри большого города. Это этнические меньшинства, бомжи, люди с отклоняющимся поведением и т. д. Ключевой фигурой школы был Р. Парк. Классической работой, выполненной в рамках этого направления Чикагской школы, стала книга W.E. White «Street Corner Society» (1943). В ее основу положен метод включенного наблюдения жизни молодых итальянских иммигрантов с отклоняющимся поведением. Некоторые из членов этой школы пошли иным путем, выбрав в качестве объекта малые города Америки.
Можно ли считать Чикагскую школу началом качественной социологии? И да, и нет. Представители этой школы использовали и качественные, и количественные методы. Но характерная черта их подхода состояла в том, что «чикагскими социологами все-таки в полной мере не осознавались принципиальные методологические различия между используемыми жесткими и мягкими исследовательскими процедурами» (Гот-либ 2004: 52). Но стоит ли сводить качественную социологию к одной методологии? Думаю, что нет. Она не исключает позитивизма.