■ Замена молочных зубов на постоянные.
■ Половые различия физического развития.
■ Быстрое развитие сложных координированных движений мелких мышц кистей — развитие письменных навыков.
■ Дальнейшее развитие интеллекта и памяти.
■ Начало обучения в школе — старт для развития самостоятельности, волевых качеств, для расширения круга интересов.
■ Факторы, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание:
□ меньше времени проводят на воздухе;
□ нарушается режим питания;
□ возрастает нагрузка на нервную систему.
■ Очень важны профилактические осмотры, нередко выявляющие нарушения зрения, слуха, осанки, кариес зубов и др.
■ Из заболеваний на первых местах — инфекционные, гастроэнтерологические, сердечно-сосудистые, аллергические.
■ Со стороны медицинской сестры важна информационная поддержка семьи по вопросам рационального питания, режима дня и отдыха, формирования здоровых привычек, гигиенического воспитания.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
|
|
■ Синонимы данного периода: период гормональной перестройки, полового созревания; пубертатный (от латинского pubertas — половая зрелость).
■ Резкое изменение функционирования эндокринных желёз (для девочек это период бурного полового созревания, для юношей — его начало).
■ Быстрое увеличение роста со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, что увеличивает риск функциональных отклонений в работе некоторых органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной).
■ Это самый трудный период психологического развития:
□ формирование воли, сознательности, нравственности;
□ крайние суждения и поступки;
□ изменение шкалы ценностей;
□ возможно стремление к конфликтам и агрессивности (при нередкой при этом внутренней ранимости).
■ Возможные проблемы в плане здоровья:
□ нарушения физического и полового развития;
□ неустойчивость вегетативной нервной системы; возникают расстройства сосудистого тонуса по разным вариантам;
□ нарушение терморегуляции (чаще у девочек);
□ расстройства питания (например, тучность);
□ заболевания желудочно-кишечного тракта.
В заключение необходимо отметить: у каждого ребёнка имеется индивидуальный темп биологического развития.