Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.
Основная литература:
1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 544 с.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. - М: Норма, 2011. - 592 с.
3. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
4. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.; под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ. Конституционное судопроизводство продолжается после вынесения решения, т.к. решение должно быть исполнено. По мнению Н.В. Витрука, исполнение решений конституционных судов есть имманентное качество правосудия, его доступности*(369). Если решения конституционных судов не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то происходит фактический отказ в правосудии или снижается эффективность конституционного правосудия.
Решениям Конституционного Суда РФ присуще качество обязательности. Обязательность имеет всеобщий характер, т.к. решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех субъектов права и общественных отношений: органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, физических и юридических лиц.
Согласно ст. 6 ФКЗ о КС ("обязательность решений Конституционного Суда РФ") решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Данные положения распространяются в равной степени и на итоговые и на процессуальные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.
Правило об обязательности решений Конституционного Суда РФ действует на всей территории Российской Федерации, во всех субъектах Федерации, поэтому даже если решение принимается в отношении правового акта отдельного субъекта РФ, оно не теряет качества действия на всей территории страны. Обязательность судебного решения заключается в его способности определять поведение осуществляющих его предписания субъектов независимо от усмотрения, поведения кого-либо. Такой характер действия судебных решений обеспечивается государством, в том числе посредством применения в необходимых случаях принудительных мер к тем, кто нарушает указанные решения*(370).
По мнению М.А. Митюкова, "фактически решения Конституционного Суда - это конституционные нормы в их динамике"*(371). Нормативный характер решений Конституционного Суда, их непосредственное действие, общеобязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, придают этим решениям высокий авторитет.
В практике судов общей юрисдикции в подавляющем большинстве случаев признается обязательной правовая позиция Конституционного Суда РФ, которая получает свое выражение в мотивировочной части его решения. По свидетельству Председателя Верховного Суда РФ речь идет о правовых позициях, отраженных как в постановлениях, так и в определениях Суда, которые имеют "большое значение для правовых последствий и правоприменительной деятельности"*(372).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ФКЗ о КС решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Отменить решение Конституционного Суда РФ не вправе какой-либо орган государственной власти РФ. В Советском государстве решения Комитета конституционного надзора СССР не обладали таким качеством и могли быть пересмотрены Съездом народных депутатов СССР.
Правило о невозможности пересмотра относится только к итоговым решениям Суда. Решения по процессуальным и организационным вопросам могут быть изменены или отменены*(373).
Существует две основные формы реализации решений Конституционного Суда РФ - непосредственное действие (во времени, в пространстве и по кругу лиц) и исполнение решений. Согласно ч. 2 ст. 79 ФКЗ о КС, решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Запрет на преодоление постановления Суда имеет важное превентивное значение, т.к. создает правовые преграды на обход вынесенного решения путем повторного издания правового акта или включения неконституционных положений в иной правовой акт. Однако, чтобы прекратить действие повторно изданного неконституционного акта, Суд должен на основании обращения рассмотреть в рамках конституционного судопроизводства дело о проверке конституционности акта и вынести по нему новое решение.
Как следует из ч. 3 ст. 79 ФКЗ о КС, непосредственное действие решений Конституционного Суда РФ означает, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
По мнению Н.В. Витрука, если нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ, то не требуется издание органом, издавшим этот нормативный акт, нового акта об отмене неконституционного акта на основании решения Конституционного Суда РФ, ибо в этом случае, выражаясь языком кибернетиков, он будет ни чем иным, как "информационным шумом"*(374).
Многие нормативно-правовые акты, признанные впоследствии неконституционными, применялись органами государства, в том числе судами, в течение многих лет. Решения по таким делам давно вступили в законную силу и исполнены. Подлежат ли они пересмотру, если гражданин не обращался в Конституционный Суд, а после признание закона неконституционным просит пересмотреть его дело? Как отмечается в литературе, такое решение не может быть пересмотрено, поскольку постановления Конституционного Суда не имеют обратной силы*(375).
Моменты вступления в силу решений Конституционного Суда РФ и их исполнения могут не совпадать.
Исправление неточностей в решении и разъяснение решения Конституционного Суда РФ (ст.ст. 82, 83 ФКЗ о КС). Конституционный Суд РФ после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение. Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым оно направлено.
Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда РФ рассматривается в заседании Конституционного Суда РФ в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда РФ подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
О разъяснении решения Конституционного Суда РФ выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.
В соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ на Секретариат Суда возлагается обязанность систематически анализировать состояние дел по исполнению принятых решений, причины их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Согласно 67 параграфу Регламента КС Секретариат Конституционного Суда систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений. Секретариат Конституционного Суда представляет Конституционному Суду годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства. В случае необходимости Секретариату Конституционного Суда может быть дано поручение подготовить информацию об исполнении одного или ряда конкретных решений Конституционного Суда.
При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, Председатель Конституционного Суда либо по его поручению заместитель Председателя Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда в заседании предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Секретариат Конституционного Суда по мере необходимости готовит информацию о состоянии исполнения решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, для последующего направления указанной информации в государственные и иные органы, а также иным лицам, определяемым Конституционным Судом.
Механизм исполнения и ответственность за неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Исполнение решений Конституционного Суда является обязанностью всех органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанность исполнять решения лежит и на других субъектах права, к которым адресованы принятые решения. По мнению исследователей, вполне обоснованным стало употребление для характеристики процесса реализации решений судов терминов "исполнение", "использование", "соблюдение" и "применение", которыми обычно определяют различные формы реализации правовых норм*(376).
Формы исполнения решений Суда могут быть различными.
1) Принятие новых, изменение или дополнение действующих нормативных правовых актов в соответствии с правовыми позициями и решениями Суда.
2) Пересмотр индивидуальных судебных и иных дел в связи с признанием неконституционным закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
3) Изменение практики применения нормативных правовых актов органами и должностными лицами согласно правовым позициям и решениям Суда.
Этот перечень можно продолжить мерами организационного и иного характера*(377).
Некоторые решения Конституционного Суда стали основанием для принятия федеральных законов или отклонения их проектов в ходе рассмотрения в Федеральном Собрании; на основе других приняты указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; в ряде случаев приостановлено действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. В постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ имеются ссылки на решения Конституционного Суда РФ. Федеральные органы исполнительной власти при издании правоприменительных актов ссылаются на этот источник как основание правореализационной деятельности. Правовые позиции федерального органа конституционного правосудия используются в решениях региональных конституционных (уставных) судов. Прокуратура субъектов Российской Федерации и федеральных округов в своих протестах в законодательные (представительные) органы субъектов РФ и в заявлениях в суды в качестве обоснования несоответствия регионального законодательства федеральному вправе приводить решения Конституционного Суда РФ.
Во многих случаях Конституционный Суд выносит определения о распространении собственных правовых позиций на аналогичные ситуации, отраженные в обращениях, которые повторяются в других законах и иных нормативно-правовых актах. Такие определения могут рассматриваться как одна из форм исполнения решений Суда, основанная на прецеденте*(378).
Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года*(379) были внесены изменения и дополнения в ФКЗ о Конституционном Суде РФ, которыми созданы юридические основы для повышения эффективности реализации решений федерального органа конституционного правосудия (ст.ст. 79, 80, 87) и содержащихся в них правовых позиций.
Согласно части 4 статьи 79 Закона, изложенной в новой редакции, в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
В 2010 году появилась ч. 5 ст. 79 ФКЗ о КС, которая гласит, что позиция Конституционного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда РФ.
В 2001 году появилась статья (ст. 80 в новой редакции), которая стала закреплять обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда РФ. Пять пунктов этой статьи определяют обязанности различных органов государственной власти в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании. Пункт 1 данной статьи увеличил срок для Правительства с 3 до 6 месяцев в 2014 году.
1) Правительство РФ не позднее шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда РФ в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 ФКЗ КС, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом РФ неконституционным в отдельной его части.
Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом РФ неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу. Правительство РФ в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство РФ;
2) Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяют нормативный акт соответственно Президента РФ или Правительства РФ, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
3) Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
4) Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
5) Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
По мнению Н.В. Витрука, отмеченные положения ФКЗ о КС "могут привести к восприятию юридической силы решений Конституционного Суда как зависимой от юридической силы последующих актов тех органов, в отношении которых вынесено решение Конституционного Суда". Заслуживают внимания высказанные сомнения: такой подход на практике "может стать фактором, препятствующим или блокирующим действие решений Суда"*(380). Однако в практике Конституционного Суда РФ, иных органов государства, правовой системы в целом появился положительный эффект от внесённых изменений.
В статье 87 часть 2 получила новую редакцию в 2001 году. Теперь признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Помимо этого ст. 87 была дополнена частями 3-5 следующего содержания. Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта РФ, договора субъекта РФ или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов РФ положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными (ч. 3).
Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 4).
В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим (ч. 5).
Отмеченные изменения и дополнения выполняют следующие взаимосвязанные функции. Во-первых, они укрепляют позиции реального конституционализма в России, т.к. создают дополнительные юридические гарантии проведения в жизнь решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Во-вторых, они связывают различные государственные органы, принимающие нормативные правовые акты, признанные неконституционными, обязательствами по их устранению из правовой системы России присущими каждому из органов законными методами и способами. В-третьих, они вносят в российский конституционализм новую конституционную идеологию, - идеологию конституционно-правовой ответственности, механизм реализации которой достаточно громоздок и нацелен не столько на реальное правовое, сколько на идеологическое воздействие и превентивную роль.
Следует отметить, что идеологическое воздействие конституционно-правовой ответственности в целом играет позитивную роль, если способно удерживать различные государственные органы и их должностных лиц от совершения неконституционных действий или принятия неконституционных мер. В процессе устранения неконституционных правовых актов или актов субъектов Федерации, противоречащих федеральному законодательству, большую роль сыграли и продолжают играть органы прокуратуры в субъектах РФ, которые действовали совместно с образованными в федеральных округах управлениями Генеральной прокуратуры РФ.
Эти управления были созданы в соответствии с "Положением об управлениях Генеральной прокуратуры в округах", утвержденным 25 июля 2000 года Генеральным прокурором РФ. К концу 2001 года в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами были приведены положения 66 конституций и уставов субъектов Федерации. Прокурорами было выявлено более 4 тысяч незаконных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, из которых две трети благодаря реагированию прокуроров отменены или приведены в соответствие с федеральным законодательством*(381). Порядок привлечения к ответственности и меры ответственности органов и должностных лиц за неисполнение решений Суда ФКЗ о КС не регламентирует. Закон содержит только общую норму об ответственности. Согласно ст. 81 ФКЗ о КС (последствия неисполнения решения) неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Уголовный кодекс РФ в статье 315 предусматривает ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Так, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ являются активными проводниками верховенства Конституции РФ, обеспечивают ее прямое действие и проникновение в нормативный массив других отраслей права, способствуют конституционализации правового порядка на основе новых конституционных принципов. Поэтому правовые акты, содержащие результаты конституционного толкования, выходят далеко за пределы традиционной природы актов толкования права. Содержащиеся в них правовые позиции федерального органа конституционного правосудия оказывают воздействие на различные виды правового регулирования, правотворчество, правоприменение, правореализацию. В то время как обычные акты толкования права содействуют только правоприменительному процессу. С точки зрения выполняемых функций правовые позиции, как составная часть решений Конституционного Суда РФ, носят обязательный характер и в большинстве случаев являются источниками конституционного и других отраслей права.
Некоторые исследователи предлагают внести в ФКЗ о Конституционном Суде норму, обязывающую Конституционный Суд РФ пересмотреть на пленарном заседании собственное постановление по требованию не менее трех членов Суда, не согласных с его решением, либо ввести иную процедуру проверки конституционности постановлений самого Конституционного Суда РФ*(382). Механизм изменения, как решения, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ самим Судом пока не предусмотрен.
Контрольные вопросы
1. Назовите особенности правовой природы и юридической силы решений Конституционного суда РФ.
2. Каковы правила вступления в силу и опубликования решений Конституционного суда РФ?
3. Что такое непосредственное действие решений Конституционного Суда РФ?
4. Назовите порядок исправления неточностей в решении и разъяснения решения Конституционного Суда РФ.
5. Какие органы государства вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом РФ неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу?
6. В чём состоит обязательность решений Конституционного Суда РФ?
7. Какова роль Секретариат Конституционного Суда в обобщении практики исполнения решений Конституционного Суда?
8. Какие существуют формы исполнения решений Конституционного суда РФ?
9. Какие проблемы исполнения решений органов конституционного правосудия существуют в российской правовой системе?
10. Какой порядок привлечения к ответственности и меры ответственности органов и должностных лиц за неисполнение решений Конституционного Суда предусматриваются законодательством?
11. Назовите обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда РФ.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что конституционное правосудие в целом оказывает благотворное влияние на формирование и развитие современного российского конституционализма. Оно способствует устранению правовыми процессуальными средствами конституционных конфликтов и коллизий, выстраиванию правовых актов по их юридической силе, прояснению границ полномочий органов государственной власти в соответствии с "буквой" и "духом" Конституции РФ, устранению препятствий на пути становления конституционной законности в правовом пространстве России.
Толкование Конституции и осуществление контроля за конституционностью различных правовых актов являются важными факторами конституционализации обновляемого правового порядка, проводниками прямого действия федеральной Конституции в сложных условиях развития федеративного государства*(383). Судебная конституционализация правового порядка затрагивает наиболее важные сферы государственной и общественной жизни, обеспечение личных (гражданских), политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод личности в РФ, способствует прояснению границ и соотношения национальной юрисдикции и юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Решения Конституционного Суда породили новое явление в системе источников конституционного и других отраслей права. Традиционные для отечественной правовой системы источники права: конституция, закон, подзаконный акт, договор - дополнились решениями федерального органа конституционного правосудия и будут дополняться также и на уровне субъекта РФ актами их конституционных (уставных) судов. Несмотря на дискуссии о юридической природе решений органов конституционного правосудия, существующие в современном конституционном праве, они оказывают реальное правовое воздействие на правоприменительную практику, правотворческий процесс, изучаются в юридических вузах как самостоятельный вид правовых актов. Поэтому их следует отнести к источникам конституционного права (и ряда других отраслей), нетрадиционным для стран, относящимся к романо-германской правовой системе.
Для дальнейшего изучения конституционного правосудия и приобретения практических навыков необходимо обращаться к статистическим и обобщающим материалам, опубликованным на официальном сайте Конституционного Суда РФ, а также официальных сайтах конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Особенно важно приобрести навык подготовки обращений в Конституционный Суд РФ (в том числе наиболее востребованного вида - конституционной жалобы), для чего следует изучить примерную структуру обращения в Конституционный Суд РФ (смотрите на официальном сайте Суда).
Список литературы
Основная литература
1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 544 с.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. - М: Норма, 2011. - 592 с.
3. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
4. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Частное право, 2009. 544 с.
5. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.; под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
6. Нарутто С.В. Обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: науч.-практ. пособие / С.В. Нарутто. - М., 2011. - 352 с.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // Российская газета. N 27, 07.02.2014.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2014.
4. О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.
5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета, N 3, 06.01.1997.
6. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.11.2013) // Российская газета. N 170, 29.07.1992.
7. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 08.07.2014) // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 1.
Судебные акты:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР", Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года "О референдуме Татарской ССР", постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова. - М., 1997. - С. 524-536.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1994. - N 4-5.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики" // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Состав. и отв. ред. Т.Г. Морщакова. - М., 1997. - С. 598-608.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 13. - Ст. 1207.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 16. - Ст. 1451.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 18. - Ст. 1708.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой профсоюза летного состава Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 21. - Ст. 1976.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 45. - Ст. 4408.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 49. - Ст. 4868.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 года по делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 54.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 4. - Ст. 409.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 7. - Ст. 700.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 18. - Ст. 2253.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 45. - Ст. 5202.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 2. - Ст. 348.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"// Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 5. - Ст. 708.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 26. - Ст. 3145.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 29. - Ст. 3581.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 года по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 16. - Ст. 1879.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 1 ст. 92 Конституции Республики Башкортостан, ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 18. Ст. 2063.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. "а" п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"// Российская газета. - 1998 г., 24 июня.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. - 1998 г., 30 июня.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Российская газета. - 1998 г., N 199, 20 октября; Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 42. - Ст. 5211.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 48. - Ст. 5969.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года по делу о толковании отдельных положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // Российская газета. - 1998 г., 29 декабря.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 года по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 6. - Ст. 866.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 года по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 29. - Ст. 3773.
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 года по делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 30. - Ст. 3989.
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 года по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 47. - Ст. 5787.
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 года по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 51. - Ст. 6364.
31. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 16. - Ст. 1774.
32. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 25. - Ст. 2728.
33. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 22. - Ст. 2276.
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов" в связи с запросом советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 29. - Ст. 3059.
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова // Российская газета. - 2002 г., N 12, 22 января.
36. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова // Российская газета. - 2002 г., N 19, 31 января.
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и законодательного собрания Красноярского края // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 16. - Ст. 1601.
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 года по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // Российская газета. - 2002 г., N 128, 16 июля.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 года по делу о проверке конституционности положений п. 1 и 2 статьи 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 17. - Ст. 1657.
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК РФ, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 28.07.2003. - N 30. - Ст. 3101.
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части 1 статьи 27, частей 2 и 3 статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 02.02.2004. - N 5. - Ст. 403.
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан // Российская газета. - 2008. N 92, 26 апреля.
43. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 N 15-П по делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана // Российская газета. - 2011. N 156, 20 июля.
44. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.Н. Хмары и В.Н. Шума // Российская газета. - 2012. N 58, 16 марта.
45. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2012 N 4-П по делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой // Российская газета. - 2012. N 58, 16 марта.
46. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2012 N 17-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации // Собрание законодательства РФ. 2012. N 29, ст. 4169.
47. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области // Собрание законодательства РФ. 2012. N 31, ст. 4470.
48. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 N 25-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 48, ст. 6743.
49. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П по делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Собрание законодательства РФ. 2013. N 1, ст. 78.
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2013.
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 N 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.12.2013.
52. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 N 6-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.03.2014.
53. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П по делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.М. Асельдерова, К.Г. Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.03.2014.
54. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 16.04.2014.
55. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 14-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина А.Н. Якимова // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2014.
56. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.07.2014 N 21-П по делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.07.2014.
57. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2014.
58. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 N 26-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.10.2014.
59. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 27-П по делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.11.2014.
60. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 N 33-П по делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2014.
61. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П по делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона" "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в связи с жалобами ряда граждан // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2015.
62. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2015.
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.04.2015 N 8-П по делу о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-технический центр "Кольчуга" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.04.2015.
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.05.2015.
65. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.06.2015.
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П по делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2015.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П по делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2015
68. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Российская газета. 1995. N 247, 28 декабря.
69. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении" // Российская газета. 2003. N 260, 26 декабря.
Дополнительная литература:
70. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 3-7.
71. Алешкова И.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: правовая природа и формы их осуществления // Российский судья. 2013. N 8. С. 6-9.
72. Анишина В.И., Шумаков А.С. Запрос суда в системе мер защиты конституционных прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 8.
73. Арановский К.В. Классификационное положение президентской республики как условие деятельности конституционного правосудия // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 4. С. 1-9.
74. Арановский К.В., Князев С.Д. Конституционный Суд России об условиях профессионального замещения депутатских мандатов в субъектах Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. N 2. С. 16-21.
75. Безруков А.В. Реализация Конституции Российской Федерации и укрепление правопорядка // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 6. С. 31-34.
76. Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 25-38.
77. Блохин П.Д. Аналогия и "ведущие основания решения" в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 4. С. 29-38.
78. Блохин П.Д. Проблема аналогии в конституционном судопроизводстве в контексте дискуссии о прецедентной природе решений Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 4. С. 19-30.
79. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 5-17.
80. Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 198 с.
81. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и развитие конституционной юриспруденции в России: теория и практика. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. N 4. C. 6-15.
82. Брежнев О.В. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации: новеллы 2014 г. и проблемы их реализации // Право и политика. 2014. N 9. С. 1405-1414. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.9.12660.
83. Брежнев О.В. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации о разграничении подведомственности и особенностях взаимодействия между судами общей юрисдикции и органами конституционного правосудия // Административное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 626-633.
84. Брежнев О.В. Некоторые проблемы взаимодействия Конституционного Суда России и органов конституционного правосудия субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 56-60.
85. Бутовецкий А.И. "Прописка" для садоводов: пути реализации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 2. С. 77-91.
86. Виноградов Т., Гребенщикова Я., Подоплелова О., Храмова Т. Обзор постановлений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 3. С. 140-153.
87. Витрук Н.В. Виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6. С. 11-17.
88. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: "Городец-издат", 2001.
89. Витрук Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1999. - N 3. - С. 95-102.
90. Гаврюсов Ю.В. Разграничение подведомственности дел между органами конституционной юстиции субъектов Российской Федерации и судами общей и арбитражной юрисдикции // Российское правосудие. 2010. N 9. С. 21-27.
91. Гагиев А.К. Доступность конституционного правосудия для граждан // Журнал конституционного правосудия. 2015. N 3. С. 28-30.
92. Гаджиев Гадис. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. N 3. С. 81-85.
93. Грачева (Перчаткина) С.А. Конституционное правосудие и реализация решений Европейского суда по правам человека: научно-практическое пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2012. 240 с.
94. Гриценко Е.В. Роль конституционного суда в обеспечении прямого действия Конституции в Германии и России // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 1. С. 14-29.
95. Джагарян Н.В. Конституционное правосудие как фактор формирования и развития конституционно-правовой концепции представительной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 49-53.
96. Должиков А.В. "Рукописи не горят": неписаные права в конституционном правосудии // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. N 1. С. 120-137.
97. Дудко И.А. Еще раз к вопросу о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 6.
98. Евлоев И.М. Отдельные аспекты применения Конституции России при осуществлении нормоконтроля судами общей юрисдикции и арбитражными судами // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 36-39.
99. Жилин Г.А. Единство конституционного с