Методология определения и оценивания качеств

 

Так как качество объекта определяется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образцовый или за эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.

На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают достаточно объективные сведения и них. Однако уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с которым сопоставляются свойства исследуемого объекта.

Чаще всего за базовый (эталонный) образец принимают лучшую по мнению экспертов продукцию в стране, на контингенте (например, в Европе) или в мире. При таком выборе базового образца, аналогичного оцениваемой продукции, не учитываются последние достижения науки, результаты развития технологии и конструирования, а также возросшие требования потребителей. Кроме того, лучшие из существующих образцов продукции нее всегда удовлетворяют повышенным требованиям новых международных и/или национальных стандартов. Поэтому показатели свойств лучшего образца продукции рекомендуется уточнять и дополнять требованиями существующих международных стандартов и других нормативных документов. Такой уточненный по показателям свойств базовый образец более точно отражает возможный уровень улучшения качества оцениваемой продукции. Но и это еще не идеальный базовый образец для сравнения, так как в нем не отражены в полной мере современные, постоянно возрастающие потребности, желания, требования потребителей к качеству данной продукции.

В результате маркетинговых исследований  устанавливается, какого качества продукции хочет иметь потребитель, причем с указанием отдельных численных показателей свойств. Если такие значения свойств достижимы, то они вносятся в перечень свойств базового образца. Так формируются показатели свойств идеального базового образца, т.е. базового образца с вполне достижимыми свойствами пока еще не существующей – виртуальной (предполагаемой) – продукции. Определение наилучших численных значений свойств и принятие идеального базового образца как эталона качества оказывают наибольшее стимулирующее влияние на процесс достижения наилучшего результата при управлении качеством.    Субъективность выбора реального, уточненного или идеального базового образца для сравнения с ним оцениваемой продукции сказывается на вычисляемом значении уровня качества и на оценке качества исследуемой продукции. Кроме того, субъективность итоговой характеристики (показателя) уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствует интересам и задачам исследователя.

Из современных представлений о качестве как о единстве внутренней и внешней определенностей объектов следует, что при оценке его качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней определенности (сущности), например уровень внутренней структурированности, устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемость (адаптацию) к изменяющимся условиям функционирования и т.д. Однако с метрологической и, в частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только качествообразующие свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату: он не ошибочен, но не полон, и поэтому имеет систематическую погрешность метода измерений.

Измерение и обобщение показателей внешних свойств и характеристик внутренней сущности объекта исследования дают, очевидно, возможность получения более точной численной характеристики уровня качества, т.е. более правильной оценке качества.

 

 

Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества исследованного объекта по отношению к качеству эталона, - это ещё не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследуемого объекта соответствует интересам или потребностям оцениваемого объекта, группы людей или общества в целом.

При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального» необходимого полезного качества, которому выбранный эталон редко когда соответствует. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, так как интересы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны, с объективной их стороной в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.

Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объекта, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе и аксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания основных категорий, которые выражают ту или иную ценность для человека. К таким категориям относятся, например, духовные ценности (этические, эстетические, социальные, нравственные и т.д.), а также материальные ценности (свойства товаров и услуг, безопасность и эффективность техники и т.п.). отметим здесь, что понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего, продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалиметрией.

Итак, оценка качества (Q) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:

Q=<О, С, Б, А >,

где    О – оцениваемый объект;

С – оцениваемый субъект;

 Б – база оценки (эталон качества);

А  - алгоритм (логика и приемы) оценивания.

Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

Итак, у квалиметрии, как у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в следующем.

Ø Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования.

В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей.

Ø Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается показателям потребительских свойств.

Ø Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки, т.е. количественной оценкой качества, исследуемого образца продукции является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого же показателя базового, эталонного образца.

Ø Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует понимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

Ø При использовании  метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

Ø При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).

Ø Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной бальной шкале).

Ø Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.

Ø При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

С точки зрения погрешности, с которой определяются результаты количественного оценивания качества любого объекта (в том числе и качества жизни), все методы квалиметрии (и соответствующие МОК) могут быть отнесены к одной из трех основных классификационных характеристик.

Точный метод оценивания качества — метод, в рамках которого применяют все обоснованные в теории квалиметрии (на сегодняшний день) приемы и способы, позволяющие уменьшить погрешность и увеличить надежность полученных результатов. В частности, для выявления значений показателя свойства необходимо использовать аппарат многократного суммирования (или многократного интегрирования) по времени и параметрам среды, окружающей оцениваемый объект. Например, для того, чтобы найти этим методом значение показателя свойства «климатическая характеристика городского поселения», необходимо функцию, описывающую поведение этого

показателя, проинтегрировать по времени и многим параметрам внешней среды, влияющим на климатическую составляющую качества жизни (по сезонной температуре воздуха, его влажности и запыленности, по аэрофизическому составу воздуха, высоте над уровнем моря, степени и характеру облесненности и обводненности и др.). Понятно, что этот метод характеризуется максимальной трудоемкостью.

Упрощенный метод оценивания качества — метод, характеризуемый  максимально допустимой величиной погрешности и минимально допустимой величиной надежности итоговых результатов. Например, значения показателя

свойства в рамках этого метода принимаются как «точечные», без какого-либо суммирования или интегрирования, т. е. для приведенного выше примера «климатическая характеристика городского поселения» будет выражена одним «точечным» числом — допустим, средней годовой температурой Т = 5С. Естественно, что по сравнению с точным методом упрощенный характеризуется гораздо меньшей трудоемкостью, точностью и надежностью.

Приближенный метод оценивания качества — метод, который с точки зрения погрешности и трудоемкости является промежуточным между точным и упрощенным методами. Например, для определения значения показателя свойства технологией этого метода предусмотрено однократное суммирование (или интегрирование) по времени (но не по параметрам окружающей объект среды). В подавляющем большинстве случаев и в России, и других странах используют упрощенные методы квалиметрии. Второй важный признак, по которому целесообразно прежде всего классифицировать методы квалиметрии, — это источник информации о значениях некоторых важных числовых характеристик, определяемых в процессе оценивания качества, т. е. при создании и применении МОК (например, значений показателей отдельных свойств и значений коэффициентов их относительной важности и др.).

Для определения значений этих характеристик используют три группы методов: экспертные, неэкспертные и смешанные.

Экспертные методы оценивания качества — методы, в рамках которых для определения значений большинства упомянутых выше числовых характеристик используются знания экспертов.

Неэкспертные методы (называемые также аналитическими) — методы, в которых для определения значений характеристик обходятся без использования экспертов. Сказанное не означает, что эксперты не нужны вообще, их все-таки во многих случаях приходится привлекать для выполнения одной из операций оценивания качества — построения дерева свойств объекта.

Смешанные методы — методы, в которых значения некоторой (но не большей) части числовых характеристик объекта определяются экспертным, а остальных из них — неэкспертными методами.

Заметим, что вышеперечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества любых объектов и технической продукции в частности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите основные принципы обеспечения качества.

2. Дайте определение термину квалиметрия.

3. Как квалиметрия связана с другими науками?

4. Как оценивается качество?

5. Перечислите основные термины квалиметрии.

6. В чем заключается особенность качествообразующих свойств продукции?

7. Перечислите методологические принципы квалиметрии.

8. Для чего используются схемы алгоритмов?

9. Как производятся управления изменениями?

 




double arrow
Сейчас читают про: