Связь квалиметрии с другими науками

 

Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального (материального и идеального мира). Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве. Состоящей из квалитологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учения об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Объектом квалиметрии является качество предметов и явлений реального мира, т.е. продукции, процессов производства, услуг и иных видов деятельности людей, процессов социальной жизни отдельных членов общества и их групп и т.п.

Предметом квалиметрии является количественное оценивание качества любых материальных и нематериальных элементов реального мира.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

Ø общая квалиметрия, или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и методы измерения и оценивания качеств;

Ø специальные квалиметрии больших группировок (классов) объектов, например квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

Ø предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг; например квалиметрии машиностроительной продукции (определение технического уровня машин), квалиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалиметрия труда, квалиметрия образования и т.д.

Такое представление о качестве, в отличие от философского понятия, носит прикладной (потребительский) характер и поэтому является более узким. Но есть и специальные, предметные понятия качества, например, о качестве продукции, процесса (работы) или услуги, о качестве жизни, наконец. В этих случаях качество оценивается по своим специфическим свойствам. Существуют также ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что в понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. Качество является основным и наиболее общим понятием (категорией) в системе исходных понятий квалиметрии. Широко распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако, многочисленными исследованиями доказано, что качество это не просто совокупность свойств объекта и, следовательно, их характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта – это совокупность его свойств или характеристик или все же это совокупная характеристика всех свойств объекта, т.е. характеристика объекта в целом.

 

 

Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно (по определению) оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, то единственным показателем качества объекта должен быть уровень качества оцениваемого объекта по отношению к качествам других однородных объектов или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим на практике доказывается, что качество – это совокупная характеристика, обусловленная его свойствами и признаками.

Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная (обобщенная) характеристика всех его свойств и признаков.

Рассмотрим некоторые основополагающие для квалиметрии термины и определения.

Обратимся к содержанию важнейшей категории для квалиметрии – к прикладному понятию качества. О понятии «качество» говорится, что «в среде специалистов по проблемам качества существует более 100 различных трактовок этой категории» и что «это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества». Однако с каких бы позиций и какие бы аспекты качества мы не рассматривали, вначале должно быть дано общее определение качества как реального объекта (факта), всеобщего свойства предметов и явлений действительности.

Обычно различные аспекты качества рассматриваются особо, дополнительно, отдельно от общего понятия. Часто термином «качество» обозначают различные понятия. Существует, по меньшей мере, четыре различные по сути смысловые трактовки термина «качество»:

Ø качество – сущностная определенность объекта, в силу чего он является таковым;

Ø качество – одна из существенных сторон, признаки и особенности свойств, характеризующих сущность данного объекта;

Ø качество – совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению;

Ø качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности людей.

Весьма затруднительно процитировать и проанализировать все имеющиеся в литературе формулировки того, что есть качество. Рассмотрим несколько нормативно установленных стандартами определений термина «качество продукции».

Ø В ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» дано следующее определение: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Ø Международный стандарт ИСО 8402-86 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» содержит такое определение «Качкство продукции – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Ø Международный стандарт ИСО 8402-94 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» изменил формулировку так: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Ø В ГОСТ Р 50779.11-2000 «Статистические методы. Статистическое управление. Термины и определения» есть следующее определение качества: «Качество – совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».

Ø Наконец, в последнем ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» читаем: «Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Общеизвестно, что для того, чтобы дать правильное определение чему-либо, необходимо указать ближайший род определяемого и его видовое отличие. Представляется, что ни одно из существующих определений качества не соответствует должной структуре научных определений, так как в них не указывается род определяемого, с видовым отличием также не все однозначно. Поэтому, давая определение качеству вообще и качеству продукции в частности, нам сначала необходимо ответить на следующий принципиальный вопрос. Качество – это: какое-то общее свойство или простая сумма (совокупность) отдельных свойств; или же это единая характеристика; или свойства и их характеристики одновременно (как по ИСО 8402-86); или качество это всё-таки множество характеристик; или, наконец, само качество есть степень соответствия присущих продукции характеристик требованиям и, кроме того, не является ли последнее показателем качества, а не им самим?

Ответ на этот сложно поставленный вопрос есть в трудах Аристотеля и Гегеля, а также, например, у японского ученого К. Исикавы, который утверждал, что качество продукции – «свойство, реально удовлетворяющее потребителей». Качество по его смыслу родственно свойствам, оно является воплощением нескольких частных свойств объекта и поэтому относится к роду свойств. Однако качество, в отличие от других свойств, есть обобщенное свойство объекта, выражающее его сущность через проявление имеющихся особенных, единичных свойств. Видовым отличием, например, качества продукции является ее обобщенное воплощение конкретных особенных свойств в способность реально удовлетворять определенные потребности людей.

Очевидно, что не характеристики свойств, ни их степень соответствия требованиям объективно не являются самими свойствами и тем более качеством. Это их показатели конкретных проявлений, которые изменяются в зависимости от условий изменений и/или оцениваний свойств, а также от условий потребления объектов, обладающего неизменной сущностью (качеством) и свойствами. Понятие о характеристике, параметре или показателе свойства не тождественны смыслу и объему понятия «свойство» или «качество». Следовательно, в стандартах ИСО 8402-94 и в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 словом «качество» ошибочно названы показатели (численные характеристики) свойств, а не качество объекта (продукции) в целом.

Содержание понятия «показатель качества». Наибольшее распространение получило следующее определение. Показатель качества – количественная характеристика одного свойства (единичный показатель качества) или нескольких свойств (комплексный показатель качества), составляющих качество объекта.

В ГОСТ 15467-79 «Качество продукции. Терминология» дано другое определение: «Показатель качества – количественная характеристика свойств объекта, входящего в состав его качества, и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта».

Приведенные определения показателя качества содержат внутреннее противоречие. Если показателем качества является количественная характеристика одного или даже нескольких свойств, входящих в состав качества, но не всех свойств объекта, то он не характеризует качество как (по определению того же ГОСТ 15467-79) совокупность присущих объекту свойств, т.е. не является полным и адекватным показателем качества этого объекта. Количественная характеристика одного свойства есть показатель этого свойства, а не качества объекта. Свойство, «входящее в состав качества», - это еще не само качество. Аналогия здесь такая: все кирпичи, из которых состоит здание, не есть само здание. Качество, следовательно, это вполне определенное совокупное, интегральное, системное, синтетическое, синергетическое свойство, не сводимое к простой сумме отдельных свойств. Качество – это свойство высшего порядка, свойство сущности объекта, проявляющееся посредством отдельных свойств.

Величины отдельных свойств объекта измеряются, и получается некоторая совокупность численных характеристик, т.е. совокупность показателей свойств. Заметим здесь, что показатели свойств это не сами свойства, а только их некоторые количественные выражения. Также и совокупность или множество показателей (численных характеристик) отдельных свойств объекта не есть качество и не является показателем качества. Достаточно объективным показателем качества может быть одно относительное значение совокупностей показателей свойств рассматриваемого объекта по сравнению со свойствами другого аналогичного объекта. Показатель качества может быть и субъективным. Оценочным, условным и не вполне точным, так как базой (эталоном) для сравнения принимаются желаемые ил требуемые показатели свойств объекта. Способного удовлетворить определенные потребности людей. Таким оценочным показателем качества являются показатель конкретной продукции, услуги, производственного процесса, процедуры, определенной работы и т.п.

Ошибочно полагать, что показателями единого качества объекта, например технической продукции, являются конкретные показатели следующих групп свойств: назначения; надежности; экономического использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономичности, эстетичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологичности; безопасности; экономической эффективности. Из этого перечисления групп «показателей качества» следует, что у каждой продукции имеется не один, а много таких «показателей качества». Итак, неправильно считать, что показателями качества называются показатели всевозможных свойств продукции, а не итоговый (усредненный) показатель всех ее свойств.

Вероятно, правильнее дать следующее определение. Показатель качества продукции – численно значение соотношения или уровня соответствия совокупных показателей свойств оцениваемой продукции и аналогичной продукции, принятой для сравнения за эталонный (базовый) образец.

О термине «продукция». Случилось так, что под влиянием международных стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000 в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» введено слишком общее определение термина «продукция». По ГОСТ ИСО 9000-2001, «продукция – результат процесса». Но ведь результатом процесса может быть не только продукция, а например, разрушение или уничтожение продукции, а также полученное удовольствие, удовлетворение, наслаждение и т.д. Последнее из перечисленных результатов процессов нельзя считать продукцией.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 утверждается, что имеются четыре категории продукции:

Ø услуги (например, перевозки);

Ø программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

Ø технические средства (например, узел двигателя);

Ø перерабатываемые материалы (например, смазка).

В отношении понятия услуги как продукции возникает вопрос: услуга – это результат процесса или сам процесс?

В том же ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (пункт 3.4.2) разъясняется, что предоставление услуги может включать, к примеру:

Ø деятельность, осуществленную на поставленной потребителем материальной продукции (например, автомобиль, нуждающийся в ремонте);

Ø деятельность, осуществленную на поставленной потребителям нематериальной продукции (например, заявление о доходах, необходимое для определения размера налога);

Ø предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);

Ø создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).

Из этого следует, что предоставление услуги, т.е. сама услуга, есть деятельность – разновидность процесса, а не его результат. Результатом услуги как процесса может быть продукция, но не только она. Говоря проще, услуга – это действие, приносящее польщу, помощь другому. Очевидно, что «продукция» и «услуга» - это принципиально разные понятия. Продукция относительно стабильна, она может существовать долго, она сохраняема. Услуга же как процесс существует только в течении времени ее оказания, предоставления, осуществления. Услуге присущи все признаки процесса, а не результата процесса. Поэтому квалиметрические способы оценки качества продукции и услуги тоже во многом различны.

Кстати, термины «управление качеством» и «менеджмент качества» (подобно терминам «менеджмент» и «управление») до настоящего времени остаются дискуссионными. Эти близкие по смыслу (понятию) термины не тождественны. Однако по причине отсутствия четких нормативных определений данных терминов они зачастую используются, как синонимы, что не способствует правильному восприятию излагаемого материала.

Очевидно, впредь надо считать, что качество продукции – это совокупная характеристика всех свойств продукции, способной удовлетворять определенные потребности людей при использовании ее по назначению. Управление качеством продукции – деятельность по обеспечению требований к качеству и по улучшению качества продукции. Наконец, квалиметрия – наука о количественной оценке свойств и качества продукции, процессов или услуг, а также других объектов исследования.

Далее приведены менее общие термины, их понятия и определения.

Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. Под измерением понимается совокупность действий, выполняемых с помощью средств измерений по определенному методу с целью получения правильного результата измерения физической величины, а также оценка допущенной при этом погрешности.

Физическая величина - общее свойство в качественном отношении, присущее многим физическим объектам (физическим системам, их состояниям и происходящим в них процессам), но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта.

Размер физической величины – количественное содержание свойств в данном физическом объекте, соответствующее понятию «физическая величина».

Значение физической величины – количественная характеристика размера физической величины, выраженная в виде некоторого числа принятых для нее единиц измерения.

Действительное значение физической величины – значение физической величины, найденное экспериментальным путем и настолько приближающееся к истинному значению, что для данной цели измерений используется вместо него.

Истинное значение физической величины – значение физической величины, которое идеальным образом отражало бы в количественном отношении соответствующее свойство объекта.

Мера – средство измерений, удовлетворяющее метрологическим требованиям и предназначенное для воспроизведения единицы физической величины, а также для измерений с его помощью соответствующих физических величин.

Средства измерений – технические средства, предназначенные для измерений и отвечающие метрологическим требованиям.

В состав средств измерений в общем случае входят:

Ø измерительные приборы (инструменты);

Ø измерительные преобразователи;

Ø измерительные принадлежности;

Ø меры измеряемых величин;

Ø стандартные образцы.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено; обычно предполагается или является обязательным.

Свойство – это особенность, некоторое проявление сущности (природы) объекта.

Размер – свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и, следовательно, их величины бывают физическими и нефизическими. Размер характеризируется размерностью и выражается количеством единиц соответствующей размерности. Так называемые «безразличные» величины по сути дела имеют размерности, такие как кг/кг, м/м, руб./руб. и т.д.

Величина  - значение, количественная характеристика размера.

Измерение, в более узком смысле этого слова, - это определение количественного размера физической величины с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, с помощью какой-либо меры измеряются только размеры физических величин. Измеряемая величин и ее численные размеры объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема.

Оценка – мнение о ценности, уровне или численном значении чего-либо.

Оценивание бывает: 1) количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»; 2) количественным или квалиметрическим.

Количественное оценивание – определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана.

Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера.

Единица измерения – условная величина, по сравнению, с которой определяют значение (величину) размера.

Нефизическая величина – величина нематериального размера, оцениваемая инструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей (аспектов, свойств).

Физическими величинами являются численные значения, например масса тела, его объем, температура, скорость движения и т.д. Нефизическими величинами оценивается ум, знания, честность, безопасность, привлекательность, эстетичность и т.п.

Измеряемые величины могут быть размерными или безразмерными.

Размерность – указатель рода величины в соответствующих единицах измерения.

Параметр – величина частной составляющей измеренной физической величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой пример: обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры – величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.

Объективное свидетельство – данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Верификация подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполняются.

Валидизация  - подтверждение на основе объективных данных того, что требования по конкретному использованию или применению выполнены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: