Проблема качества продукции

 

Считается, что качество продукции – это совокупная характеристика основных свойств, определяющих способность удовлетворять соответствующие потребности наиболее приемлемым и экономичным способом. Качество, по выражению древних философов, - это ощутимый, но неизмеряемый признак объектов, составляющий их сущность; качество – это то, что делает предмет именно таким, каким он является. Слово «качество» в последнее время стало одним из наиболее употребляемых.

В современное содержание понятия о качестве, например, машин входят не только функциональные потребительские свойства (мощность, быстродействие, производительность, материало- и энергоемкость, степень автоматизации и т.д.), но и различные технологические свойства, а также характеристики таких эксплуатационных свойств, как надежность, включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость и т.п. немаловажное значение имеют конструкторско - художественные особенности изделия, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов, экологичность, безопасность эксплуатации и другие свойства.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время большинство выпускаемых отечественным машиностроением изделий (машин и оборудования) по важнейшим показателям уступают зарубежной технике и не соответствуют достижениям науки. Мировому уровню качества соответствует лишь около 20% объема выпускаемой в стране важнейшей продукции машиностроения. К концу 1980-х гг. в СССР темпы обновления машиностроительной продукции составляли всего 4% в год. Сейчас, очевидно, нет и этого.

Наши машины и машинное оборудование обычно тяжелее аналогичных зарубежных образцов в среднем 15-25%. Из-за низкой надежности техники приблизительно 20-25% металла расходуется на запасные части. Затраты трудовых и материальных ресурсов на ремонт техники растут темпами, превышающими прирост самих производственных фондов. Например, за период с 1980 г. по 1990 г. затраты на ремонты техники почти удвоились. Известно, что в энергетике к началу 2000 г. ремонтом занималась треть работающих в отрасли.

На практике зачастую происходит так, что затраты на ремонт и содержание машин и оборудования во много раз превышают расходы на их производство. Так, например, трудоемкость содержания в технически исправном состоянии тракторов и автомобилей до первого капитального ремонта в 5-8 раз больше трудоемкости их изготовления, а за весь амортизационный период: тракторов в 30-40, а автомобилей в 60-70. В автомобилестроении расходы на производство автомобилей составляют 1,5% от общих расходов, затрачиваемых в течение всего жизненного цикла изделия. Примерно 46% расходов идет на текущие ремонты, 45,5% - на техническое обслуживание и 8,5% - на капитальный ремонт.

Осознание того, что наша техника часто хуже зарубежной, приводило конструкторов и технологов к копированию зарубежных изделий. Это, в свою очередь, привело к снижению доли поисковых работ, направленных на повышение качества создаваемой техники с одновременным повышением ее производственной себестоимости. Чаще всего вместо создания принципиально новых машин или принципиально новых решений в разработке отдельных узлов или блоков машин совершенствовались старые. В результате такого подхода их сложность и себестоимость вырастали в десятки раз, а полезная отдача в 2-3 раза. Практика повышения технического уровня машин любой ценой привела к тому, что в 1990 г. из числа обследованных новых образцов машин рост их цен превышал рост производительности. Такое положение противоестественно. Оно противоречит смыслу и цели улучшения качества продукции как источника повышения эффективности общего производства.

Обычно утверждается, что лучшие показатели качества обеспечиваются более высокой себестоимостью, а эксплуатационные затраты при этом снижаются. В таком случае суммарные народохозяйственные затраты будут минимальными только при оптимальном уровне качества. Значит. Сопоставляя группы затрат, можно установить оптимальный параметр качества , при котором будут обеспечиваться минимальные суммарные затраты на  изготовление и эксплуатацию изделия. Это обстоятельство иллюстрируется графиком, приведенным на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Экономическая оптимизация параметров качества изделий:

 

 - эксплуатационные затраты за весь период эксплуатации; - производственные затраты на НИР, проектирование, конструирование и изготовление; - суммарные затраты на жизненный цикл; З – затраты; Q – показатель качества

 

 

В случае, когда по условиям производства повышение показателя качества достигается традиционными и затратными методами и при этом растет себестоимость производства продукции, управление качеством сводится к достижению и поддержанию оптимального значения показателя качества . Если качество лучше оптимального, то в относительно невыгодных условиях оказывается производитель и, наоборот, если качество выпускаемой продукции ниже , то потребитель расходует больше средств в процессе эксплуатации.

Определение оптимального показателя качества будет более точным, если на приведенном (рис. 1.1)  отложить реальный экономический (полезный) эффект от эксплуатации. В таком случае оптимальный параметр качества может и не совпадать с минимальным значением суммарных затрат на весь жизненный цикл изделия. Однако известно, что повышение качества необязательно сопровождается увеличением затрат на создание техники. Это свидетельствует о том, что проблема качества даже в принципиальном экономико-техническом аспекте достаточно сложна.

Существует и другой метод определения оптимального уровня качества продукции. Суть его в следующем.

Очевидно, что с повышением качества определенной продукции выгода потребителя сначала растет быстро, а затем стабилизируется. С другой стороны, если повышение качества сопровождается прогрессирующим увеличением затрат на производство и эксплуатацию изделия, то оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на приобретение и эксплуатацию изделий будет наибольшей. На рис. 1.2 показана схема определения оптимального уровня качества для потребителя.

Рис. 1.2. Схема определения оптимального уровня качества продукции:

 

1 – доход потребителя от выполнения работ; 2 – затраты на приобретение и эксплуатацию продукции; 3 – наибольший суммарный экономический эффект (прибыль)

 

На практике нередки случаи, когда повышение качества не сопровождается повышением затрат на производство и эксплуатацию техники. В этой ситуации ограничений на уровень качества, т.е. установление оптимального значения уровня качества (технического уровня), не требуется и чем выше уровень качества, тем лучше. Из рис. 1.3 видно, что с повышением качества при описанных выше условиях экономический эффект постоянно увеличивается и поэтому нет ограничений на уровень качества.

Рис.1.3. Зависимость прибыли (1), затрат (2) и экономического эффекта (3) от качества эксплуатируемого изделия

 

При использовании методологии, отраженной на рис. 1.1 и 1.2, повышение качества выше определяемого оптимального значения является нецелесообразным. Если руководствоваться этим принципом, то научно- технический прогресс в машиностроении и других отраслях будет существенно заторможен.

Однако всё же очевидно, что повышение технического уровня и качества изделий машиностроения является важнейшей научно-хозяйственной задачей. Известно, например, что экономии, за счет совершенствования техники, 1% расходуемого в машиностроении черного металла достаточно для изготовления почти 300 тысяч грузовых автомобилей или 200 тысяч тракторов. Надо учесть еще и то, что уменьшение материалоемкости изделий способствует снижению трудозатрат при производстве и эксплуатации машин и оборудования: это позволяет рационально использовать трудовые ресурсы.

После так называемой пятилетки качества 1985-1990 гг. в отечественном машиностроении произошло некоторое повышение технического уровня и качества создаваемой техники. Тогда резко увеличилась единичная мощность ряда видов машин и оборудования. Возросла мощность выпускаемых турбин, гидро- и турбогенераторов электрической энергии, тепловозов, тракторов и т.д. В ряде отраслей были достигнуты заметные сдвиги в унификации и типизации.

К примеру, уровень унификации металлорежущих станков повысился до 60-80%, автомобилей – до 70-80%. Уровень материалоемкости в отрасли тяжелого машиностроения за пять лет снизился на 2-15%, а на предприятиях электротехнической промышленности – на 10-25%. Ещё в большей мере уменьшилась удельная материалоемкость отдельных видов машин. Например, удельная материалоемкость тракторов и двигателей к ним снизилась на 40%. Это довольно существенные результаты научно-технического прогресса в машиностроении, характеризуемого параметрами технического уровня машин и машиностроительной продукции в целом.

Проблема качества продукции не является только экономико-технической. Она имеет также социально-экономический аспект. Высокое качество выпускаемой и используемой продукции машиностроения проявляется в том, насколько она удовлетворяет потребности людей, а также насколько она позволяет сэкономить ресурсы при выполнении работ и т.д. Высокое качество изделий способствует повышению престижа предприятия – изготовителя и государства улучшает морально-нравственный климат на производстве и в обществе. Низкий уровень качества изделий, наоборот, становится источником немалых трудностей и даже проблем не только в производственной деятельности, но и при эксплуатации, в торговле и, наконец, в быту.

Качество любой продукции, по определению, характеризует пригодность (способность) удовлетворять определенные потребности людей. Поэтому проблема качества тесно связана с таким фактором, как человеческие потребности. Экономическая потребность – это не субъективное желание или прихоть людей, а объективная необходимость отдельных личностей и общества в целом во всем том, что обеспечивает их жизнедеятельность и развитие в условиях ограниченности сырьевых, энергетических, трудовых и других ресурсов. Поэтому высокое качество продукции, в частности машиностроительной, выражается прежде всего в увеличении степени (уровня) удовлетворения потребностей в ней, соответствующей предназначению. Кроме того, повышение качества, например, технических изделий проявляется в экономии труда, средств и ресурсов.

В экономическом отношении качество продукции, в том числе и качество машины, предназначенной удовлетворять конкурентную потребность в ней, проявляется в первую очередь через ее полезность, которой соответствует потребительская стоимость. Карл Маркс по этому поводу писал: «Если она (вещь) бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен и поэтому не образует никакой стоимости… Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью».

Так как качество есть совокупность свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенную потребность, то следует иметь в виду вполне конкретную потребность и в определенных условиях потребления. Известно, что потребности людей имеют конкретно-исторический характер. С развитием производственных сил и производственных отношений, с повышением материального и духовного уровня жизни людей развиваются и расширяются их потребности. Разные уровни потребности, а также различия в условиях потребления (использования, эксплуатации) данной продукции обуславливают относительный характер уровня качества этой продукции. Изделия, имеющий высокий уровень качества в одно время, не удовлетворяют того же потребителя в более поздние времена. Это закономерный процесс.

Как уже отмечалось, создание и применение такой продукции, как машины, обуславливается, прежде всего, потребностью в экономии труда, т.е. в росте производительности труда, называемой иногда «первой и безграничной» потребностью общества. Под экономией труда, конечно же, следует понимать экономию как живого (непосредственного), так и прошлого труда. Машины должны не только повышать производительность труда, но и значительно облегчать и удешевлять его. Поэтому в числе показателей уровня качества машин есть немало значимых финансово-экономических, т.е. стоимостных показателей как процесса создания, так и эксплуатации машин.

Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но и для того. Чтобы, став товаром, они в наибольшей мере удовлетворяли потребителя при условии ограниченных возможностей потребления данного товара. Так как продукция почти всегда предназначена для реализации, то при купле-продаже качество товара выступает как предопределяющий фактор этого рыночного процесса и, следовательно, всей практической экономики, которая состоит, как известно, из производства, распределения (реализации) и потребления (эксплуатации машин и другой техники).

Повышение качества изделий, например техники, выгодно как изготовителю, так и потребителю. У изготовителя при повышении качества продукции затраты () увеличиваются медленнее, чем увеличивается цена (Ц) данного товара, а известно, что прибыль изготовителя () равна

 

=(Ц- )×V,

 

где V – объем продаж. Количество реализованной продукции (товара).

Прибыль потребителя () зависит от дохода, т.е. стоимости работы (С), произведенной с помощью данного экземпляра техники, за вычетом его цены и затрат потребителя () при эксплуатации. Следовательно, ; здесь  есть общие (суммарные) затраты потребителя .

Общий экономический эффект (Э) у изготовителя и потребителя составляет:

 

,                                            (1.1)

 

Повышение качества машины с  до  целесообразно, если , т.е. рост цены машины должен превышать увеличение затрат на производство более качественной машины. Спрос на более качественную продукцию, как правило, больше, а при увеличении объема продаж с  до  общая прибыль изготовителя  увеличивается с  до , т.е. .

Нечто подобное происходит и у потребителя более качественной техники. Во-первых, общая стоимость выполненных работ увеличивается с  до . Во-вторых, если цена высококачественного изделия больше ), но затраты потребителя эксплуатирующего более качественную технику, намного меньше: << , то в итоге получаем > . Для пояснения сути экономических эффектов от повышения качества технических изделий и действия расчетной формулы (1.1) рассмотрим условный пример.

Пример

Пусть цена изделия качества  равна 200 денежных единиц, а затраты на его изготовление – 100 единиц. Следовательно, прибыль изготовителя от продажи этого изделия

 

 ед.

 

Пусть также у потребителя данное изделие выполняет работу, оцениваемую в 900 денежных единиц, а расходы на эксплуатацию составляют 600 единиц. В итоге, при качестве  потребитель имеет прибыль

 

 ед.

 

Общий экономический эффект, вычисленный по формуле (1.1), равен

 

 ед.

 

Если аналогичное изделие, т.е. выполняющее те же функции, имеет более высокое качество , то цена его больше, чем цена изделия качества ; пусть она будет равна не 200, а 400 единиц. Повышение качества сопровождается увеличением производственных затрат пропорционально цене, и в нашем случае затраты пусть будут равны 200 единицам. Следовательно,

 

 ед.

 

При  показатель  увеличивается и пусть будет равен 1000 единиц, а затраты на эксплуатацию снижаются с 600 до 400 единиц. В этом случае  ед. суммарный или общий экономический эффект от повышения качества в соответствии с формулой (1.1) составит:

 

 ед.

 

Итак, при повышении качества получаем > , причем повышение качества изделий оказывается выгодным и изготовителю и потребителю и, следовательно, обществу в целом.

Из вышеизложенного и из практики развития стран следует, что повышение качества продукции прогрессивными методами (т.е. методами, одновременно повышающими качество и снижающими производственные затраты) является основным источником экономической эффективности как производителя, так и потребителя, использующего более качественную продукцию. В этом же состоит природа (причина) ускоренного социально-экономического развития не только отдельных предприятий, но и отраслей промышленного производства – государства в целом.

 

История квалиметрии

 

Качество как характеристика сущности объектов и их свойств всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV в. До н.э.: гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующем об изготовителях и о высоком качестве продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований» или «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции.

Позднее как разновидность экспертного метода оценки качества продукции использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин.

Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведения. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было не только измерять отдельные свойства продукции, но и количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и в США в конце XIX – начале XX вв. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

 Впервые в России основал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-30 годах XX столетия в СССР и в других методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценки качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х гг. XX в. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.

В годы «холодной войны» дух социальных систем (капитализма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) продукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились значительные эмпирические и, в основном, статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров – машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова. А также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств различных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в  московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего, 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции группы, где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука, в рамках которой измеряется проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качеств объектов любой природы: материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, не смотря на множественность его различных свойств и признаков.

В 1971 году в СССР была издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В этом же году на 15-й Международной конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали отечественные специалисты. В 1972 г. в Таллине была проведена первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

В 1979 году Госстандарт СССР издает руководящий документ РД 50-149-79 «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизированным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

За это время в стране были изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищается много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Изданы учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издавал руководящие и методические материалы по практическому использованию методов квалиметрии. Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством продукции или услуг решаются на научной основе. А не только организационно-экономическими методами.

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном отечественными специалистами уже российские наработки по теории квалиметрии, начиная с понятийного аппарата и вплоть до алгоритмов проведения оценивания качеств.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знание которых необходимо практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. В отличие от сегодняшней ситуации, есть все основания считать, что область, где будет востребован квалиметрический анализ, станет гораздо шире. При этом квалиметрическая информация будет применяться для ценивания качества как средства выбора лучшего варианта многокритериального решения.

Разработана концепция национальной политики России в области качества, представляющая систему взглядов на роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов страны, проявляющихся в таких сферах, как экономическая, социальная, военная, международная, экологическая [1]. Целью национальной политики является:  достижение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;  удовлетворение спроса населения в качественной и безопасной продукции, увеличение трудовой занятости, повышение качества жизни населения страны;  обеспечение необходимого уровня качества военной техники и вооружения для укрепления обороноспособности страны, защиты ее независимости;  упрочнения позиций России как военной державы и укрепления ее положения в мире;  решение задач сохранения и оздоровления окружающей среды.

Соответственно целям сформулированы 4 основных направления национальной политики в области качества: пропаганда и популяризация идей качества продукции и услуг, массовое внедрение эффективных систем менеджмента качества и прогрессивных методов управления качеством, создание предприятиям таких организационно-технических условий, которые содействовали бы подъему качества продукции и услуг, учет факторов качества продукции и услуг при выработке и принятии решений для развития экономики страны в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: